Нынешней осенью Археологическая служба Индии планирует опубликовать первый том отчета о раскопках Дхолавиры — одного из наиболее загадочных городов древнего мира.
Дхолавира находится на острове Кадир в районе Катч индийского штата Гуджарат. Это огромное обнесенное каменными стенами поселение было обнаружено археологом Дж. П. Джоши в 1967 году. Раскопки начались спустя двадцать лет под руководством профессора Ранбира Сингха Бишта, который в то время возглавлял Археологическую службу Индии.
Без преувеличения этот проект можно назвать одним из крупнейших и важнейших не только в индийской, но и в мировой науке конца XX — начала XXI веков.
Дхолавира — это ярчайший памятник протоиндийской цивилизации, расцвет которой приходится на вторую половину третьего тысячелетия до новой эры. Протоиндийская (или, как ее еще называют, Хараппская) цивилизация полна загадок: неясна траектория ее происхождения, до сих пор не расшифрована ее письменность, ее социально-политическая структура вызывает бурные споры; неизвестно, на каких языках говорили ее создатели, и непонятно, как и почему она пришла в упадок.
Раскопки в Дхолавире добавили много новых вопросов.
Один из парадоксов этого города — несоразмерность оборонительной и гражданской архитектуры.
Город обнесен и внутренне разделен вереницей каменных стен грандиозных размеров. Даже водохранилища и стадионы защищены. В то же время свидетельства насилия и военных действий минимальны. Также отсутствуют монументальные здания и практически невозможно идентифицировать храмовые сооружения. Создается впечатление, что стены выполняли идеологические и социальные функции: власти, судя по всему, выражали свое величие посредством разделения пространства.
В Дхолавире были сделаны несколько уникальных открытий. Одно из наиболее важных — это надпись из десяти знаков, расположенная в центральной и наиболее защищенной части города — у северных ворот цитадели. До этого протоиндийская письменность встречалась лишь на печатях, керамике и маленьких табличках.
Монументальные водохранилища — другое важное открытие. Таких грандиозных и технологически совершенных сооружений археологи еще не находили на протоиндийских поселениях. Даже знаменитый «большой бассейн» в Мохенджо-Даро и водохранилище (или корабельный док?) в Лотхале уступают резервуарам Дхолавиры и по масштабам, и по совершенству камнерезной работы. Надо добавить, что, в отличие от многих других протоиндийских городов, где использовался кирпич, основным строительным материалом в Дхолавире являлся камень.
Раскопки Дхолавиры проводились в духе старых колониальных проектов — сотни рабочих, десятки археологов. Копали даже при помощи экскаватора.
Сегодня большинство ученых негативно относятся к подобным методам, так как в таких масштабных проектах легко пропустить много ценного материала, а реальность археологии такова, что второй раз не раскопаешь.
Несмотря ни на что индийское правительство не жалело ресурсов, и археологи закладывали огромные раскопы. На это был ряд причин, среди которых немаловажную роль играли идеологические соображения. Известно, что многие в Индии видят начала индийской цивилизации в протоиндийских городах, два наиболее известных из которых — Хараппа и Мохенджо-Даро — оказались в результате постколониального раздела Южной Азии в недружественном Пакистане. Более того, основные раскопки там проводились в колониальный период под руководством иноземных властей. Поэтому возможность раскопать это уникальное грандиозное поселение, ассоциируемое с началом индийской цивилизации, представлялась особенно важной.
Кроме того, все более политизированным в древнеиндийской истории становится вопрос об археологической идентификации носителей индоарийских языков. В отличие от большинства западных ученых, многие в Индии (включая директора раскопок профессора Бишта) утверждают, что создатели протоиндийской цивилизации говорили на индоарийских языках и были авторами древнейшего памятника индоарийской литературной традиции – Ригведы, или «Книги гимнов».
Правда, большинство российских ученых с этим категорически не согласны.
В свете этого появление первого отчета о раскопках в Дхолавире может стать настоящей научной сенсацией. До недавнего времени археологические службы Индии опубликовали слишком мало об этом уникальном памятнике. Более того, многие годы туда не пускали даже туристов: надо было получать специальное разрешение властей и руководителей раскопок. Сегодня запрет снят и желающие могут посетить Дхолавиру и недавно построенный там музей. Похоже, что археологи, работающие там, вскоре поделятся с остальным миром деталями своих открытий.