Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-07-17 09:20

В поисках Южного материка: первая антарктическая экспедиция России

16 июля 1819 года в двухлетнее плавание на шлюпах «Восток» и «Мирный» отправились русские моряки, ставшие первооткрывателями Антарктиды

История крупнейших мировых географических открытий прекрасно помнит дату 28 января 1820 года — день, когда человек впервые увидел берега Антарктиды. Помнятся и имена кораблей, сумевших совершить подвиг и добраться до Южной земли, — русские шлюпы «Восток» и «Мирный», и имена их командиров — капитана 2 ранга Фаддея Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Лазарева. А вот дата начала этой уникальной для своего времени экспедиции вспоминается гораздо реже. Между тем, для того чтобы 16 июля (4 июля по старому стилю) 1819 года шлюпы смогли отправиться в путь из гавани Кронштадта, должно было произойти немало важных событий.

Первое десятилетие XIX века русские моряки ознаменовали несколькими кругосветными плаваниями. Первое в 1803–1806 годах совершили Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева». Любопытный факт: значительная часть моряков, которые после совершали новые кругосветные плавания и крупные открытия, были участниками того самого путешествия. В частности, на «Надежде» ходил лейтенант Фаддей Беллинсгаузен, и на ней же юнгой-добровольцем был Отто Коцебу, который в 1815–1818 годах вновь обошел вокруг света, в чине лейтенанта командуя бригом «Рюрик». А два других кругосветных плавания, предпринятых российским флотом вслед за первым, прошли под командованием новичков в этом деле. Лейтенант Василий Головнин, который в 1807–1809 годах обошел вокруг света на шлюпе «Диана», во время первой русской кругосветки набирался опыта на английских кораблях — так же, как и лейтенант Михаил Лазарев, обошедший вокруг света на шлюпе «Суворов» в 1813–1816 годах.

Так что оба командира кораблей, которым предстояло отправиться в первую русскую антарктическую экспедицию, были опытными океанскими мореплавателями и кругосветчиками. Заниматься поисками «неизвестной Южной земли» — Terra Australia incognita — им еще не приходилось, но опыта в подготовке кораблей к плаванию в высоких южных широтах им хватало, в особенности Лазареву. Именно поэтому все основные трудности по приведению назначенных в экспедицию кораблей легли на плечи будущего командира «Мирного». Причем больше всего хлопот у него оказалось именно со своим шлюпом.

Начать стоит с того, что изначально «Мирный» был совсем не «Мирным», а «Ладогой», и не шлюпом, а ледоходным транспортом. Проект «Мирного» разрабатывался на основе опыта, полученного русскими корабелами, участвовавшими в строительстве судов для голландской Вест-Индской торговой компании, под руководством известного корабельного мастера Ильи Разумова. Корабль, который тогда даже не помышлял об Антарктике, заложили на Олонецкой верфи 11 октября 1816 года, а полтора года спустя, 18 июля 1818-го, спустили на воду. Когда встал вопрос о втором корабле для экспедиции к Южной земле, вспомнили о «Ладоге»: времени строить новый уже не было, а из всех почти готовых лучше всего подходил именно этот. Перечислив транспорт в военно-морской флот как шлюп «Мирный», его тут же отправили на достройку в Кронштадт. Там на него установили вторую обшивку, обили подводную часть медью, чтобы корабль меньше обрастал, и усовершенствовали по предложению лейтенанта Лазарева рангоут и такелаж.

В итоге получился корабль, отлично приспособленный к плаванию в холодных водах — но, увы, заметно уступающий в скорости своему напарнику, шлюпу «Восток». Тот строился на Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге (выкупленная казной из частного владения, эта судоверфь в то время специализировалась на небольших судах, не крупнее фрегата) по тому же проекту, что и шлюп «Камчатка», на котором в 1817 году отправился в свое второе кругосветное плавание лейтенант Василий Головнин. Как вспоминал потом Фаддей Беллинсгаузен, «когда я увидел шлюп, первый бросился мне в глаза необыкновенной величины рангоут. А как мне надлежало простирать плавание не в лучшее летнее время, не в свободных и чистых местах при пассатных ветрах, не в хорошем климате и не поблизости своих или чужих портов, то я предполагал уменьшить рангоут и сделать некоторые другие перемены, но по причине позднего времени уже некогда было к сему приступить».

В итоге в первую русскую антарктическую экспедицию отправились два весьма разных по повадкам корабля, хотя оба и именовались шлюпами. Быстроходный «Восток» был гораздо чувствительнее к условиям плавания и очень плохо переносил шторма и особенно хождение во льдах. Гораздо лучше в такой обстановке себя чувствовал «Мирный», но на свободной воде ему частенько приходилось, как писал позднее Михаил Лазарев, «натруждать рангоут, пока спутник его несет паруса весьма малые и дожидается». Зато, будучи всего на сто тонн меньше по водоизмещению (884 тонны против 985 тонн), «Мирный» обслуживался экипажем из 72 человек, тогда как на «Востоке» служили 117 человек, и соответственно, бытовые условия у них были похуже.

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. Рисунок П. Михайлова

Однако никакая разница в повадках кораблей и условиях службы не помешала Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву организовать экспедицию так, что «Восток» и «Мирный» ни разу надолго не разлучались и по случайности друг от друга не отрывались. В этом была немалая заслуга и экипажей обоих шлюпов, почти полностью состоявших из добровольцев. Капитан 2 ранга Беллинсгаузен в своей книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 1820, 1821 годов на шлюпах "Восток" и "Мирный" с приложением атласа», которая впервые увидела свет в 1831 году, писал об этом так: «Когда шлюпы уже были почти готовы, мы приступили, по предоставленным нам правам, к избранию офицеров и служителей. Невзирая на трудности и опасности, каковых надлежало ожидать в предназначенном плавании, число охотников из офицеров было так велико, что мы имели немалое затруднение в избрании. А как на шлюп "Восток" нужно было только три лейтенанта и два мичмана, а на "Мирный" — два лейтенанта и два мичмана, то мы, к сожалению, не могли удовлетворить всех желающих быть нашими сотрудниками».

В своем труде Фаддей Беллинсгаузен упоминает, что перед отправлением в путешествие он – как руководитель экспедиции – получил четыре инструкции, в том числе две от морского министра. Документы эти полностью представлены в книге воспоминаний мореплавателя, мы же процитируем несколько самых важных отрывков из первой, основной инструкции морского министра. Она, в частности, гласила:

«Государь, вверив первую дивизию, назначенную для открытий, капитану 2-го ранга Беллинсгаузену, приказал руководствоваться касательно общего плана сей кампании нижеследующим: <…> Коль скоро наступит удобное время в сем году, он отправится для обозрения острова Георгия, находящегося под 55 градусом южной широты, а оттуда к земле Сандвичевой, и, обошед ее с восточной стороны, пуститься к югу и будет продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только он может достигнуть; употребит всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли, и не оставит сего предприятия иначе, как при непреодолимых препятствиях. Ежели под первыми меридианами, под коими он пустится к югу, усилия его останутся бесплодными, то он должен возобновить свои покушения под другими, и не упуская ни на минуту из виду главную и важную цель, для коей он отправлен будет, повторяя сии покушения ежечасно как для открытия земель, так и для приближения к Южному полюсу. <…> Государь, полагаясь на усердие, познания и таланты капитана 2-го ранга Беллинсгаузена и не желая стеснять его в действии, ограничивается указаниями главнейших предметов, для которых он отправлен и уполномочивает его, судя по обстоятельствам, поступать как он найдет приличным для блага службы и успеха в главной цели, состоящей в открытиях в возможной близости Антарктического полюса. В особенности рекомендуется ему иметь неусыпное попечение о сохранении здоровья экипажей, что во всякое время и во всех случаях должно быть предметом ревностнейших его стараний. Государь повелевает также во всех землях, к коим будут приставать, и в которых будут находиться жители, поступать с ними с величайшей приязнью и человеколюбием, избегая сколько возможно всех случаев к нанесению обид или неудовольствий, а напротив того стараясь всемерно привлечь их ласкою и не доходить никогда до строгих мер, разве только в необходимых случаях, когда от сего будет зависеть спасение людей, вверенных его начальству».

И надо признать, что на протяжении всей экспедиции, которую и по сей день опытные исследователи южных широт называют во многом уникальной, русские моряки ни разу не посрамили своего высокого звания и не дали повода обвинить их в небрежении долгом. Достаточно привести такой факт: за всю экспедицию людские потери составили всего три (!) человека: два матроса во время шторма сорвались с мачт, и один моряк скончался от хронического заболевания.

16 июля 1819 года «Восток» и «Мирный» снялись с якорей в Кронштадтской гавани, а вернулись в нее 5 августа 1821 года. Плавание продолжалось 751 день, из которых 527 дней корабли провели на ходу, в том числе 122 дня — южнее 60-й параллели и 100 дней — во льдах. Впервые к берегам Антарктиды русские моряки подошли 26 января 1820 года, а затем совершили еще восемь таких подходов: пять в феврале 1820 года, и три — в январе-феврале 1821-го. В общей сложности за время экспедиции шлюпы преодолели расстояние в 49 720 морских миль (две с четвертью длины экватора) и, помимо нового материка, открыли еще 29 островов. Большинство из них получили русские имена: в честь императоров — остров Петра I и земля Александра I, в честь участников плавания — острова Анненкова, Завадовского, Лескова, Торсона, в честь кораблей — остров Восток. А группа островов, открытых восточнее острова Гаити, по предложению Фаддея Беллинсгаузена, была названа островами Россиян. Эта традиция возобновилась полтора столетия спустя, во времена советских антарктических экспедиций: на открытом русскими моряками материке появились станции «Беллинсгаузен», «Лазарев», «Восток», «Мирный», «Новолазаревская» и «Восток-1»…
Источник
***
... Никак не могу запомнить – какой вклад в науку внёс великий полярник Колчак.


Источник: rusmi.su