Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
В одном из комментариев к посту меня попросили запилить пост про жизнь на острове. Так получилось, что я снова приехал на остров Кунашир. Здесь я провел все своё сознательное детство. Судя по плакатам от партии с медведем, Курильские острова – это острова, на которых хочется жить. Так ли это, будете решать сами. Я же постараюсь изложить все максимально точно и правдоподобно.
Итак, начнём.
Географическое положение.
Кунашир – самый южный остров Большой Курильской гряды. Минимальное расстояние до Японии около 16 километров. Дальше на восток только Малая Курильская гряда и бескрайний Тихий океан.
Как добраться до острова? Одно из первых, что обычно интересует – это транспортная доступность. Добраться до острова можно как морским, так и воздушным транспортом. Самолетом быстрее, но дороже и, иногда, дольше. Долететь можно только из Южно-Сахалинска, стоимость билета для местных 5900 руб., для тех, у кого нет прописки, около 15 000 в одну сторону. Частенько бывает так, что люди не могут улететь как с острова, так и на остров по причине неблагоприятных погодных условий в аэропорту Менделеево (о. Кунашир). Мой личный рекорд ожидания хорошей погоды (рейс Южно-Сахалинск – Менделеево) 2 дня, на 3-й вылетели, но вернулись обратно в Южно-Сахалинск, на 4-й всё-таки долетели. Бывало, что люди не могли улететь на протяжении 7-8 дней. Как-то зимой из-за обледенения взлётно-посадочной полосы самолёты не летали 2 недели. В случае длительных задержек авиарейсов народ начинает ломиться на пароход. В таких случаях наступает транспортный апокалипсис, иногда доходило до потасовок на пирсе. Поэтому свои летние отпуска островитяне планируют заранее, как правило с зимы или ранней весны. Время перелёта составляет чуть более часа (около 1 часа 10 мин.) на самолетах типа DASH-8 (но фото ниже- самолёт подобного типа на фоне вулкана Менделеева (аэропорт Менделеево)).
Если идти пароходом (стоимость билета от 3 до 4 тыс. для всех), то время в пути из порта Корсаков (о. Сахалин) до Южно-Курильска (о. Кунашир) составит около 18 часов.
Погода. Вообще, погода на острове, это отдельная история. Кунашир находится практически на одной широте с Сочи. Как-то раз, в уже заброшенной военной казарме, я нашел блокнот с записями одного из солдатов, служивших срочную (тогда еще 2 года) службу. Мне очень хорошо запомнились строки, которые точно описывают климат острова:
Кунашир – вторые Сочи.
Солнце греет, но не очень.
Там растут лишь сухофрукты
И консервные продукты.
В целом зима здесь не холодная (средняя температура февраля около -5.5 градусов Цельсия), зимой обычно выпадает очень много снега (фото ниже - расчистка основной на острове дороги после метели).
Лето влажное, туманное (средняя температура августа +15.5). Осенью могут быть сильные тайфуны, которые сопровождаются сильными (до 40 мс ветрами, и обильными осадками). Солнечных дней нет так много, как хотелось бы, но если летом выпадают солнечные дни, то это настоящая жарильня. +25 в морском климате ощущаются как 35 в континентальном климате. Курильский загар держится намного дольше того же черноморского или Таиландского.
Жизнь на острове неторопливая, размеренная. В виду небольшой численности населения острова многие друг друга знают. Как я уже писал, Кунашир граничит с Японией, которая находится настолько близко, что её видно из окна (фото ниже - на заднем плане Япония. Фото сделано с крыши моего дома).
В детстве, мы вот с этой крыши смотрели, как по ту сторону пролива взрываются салюты в честь какого-то там Японского праздника.
Дороги на острове так же, как и погода - отдельная история. Еще лет пять назад на острове были исключительно грунтовые дороги отвратительного качества. Относительно недавно начали укладывать асфальт. На сегодняшний день, трасса до аэропорта (чуть более 20 километров) на треть состоит из асфальта, остальное щебеночное покрытие, на котором машину кидает и от которого образуется нереальная пыль (ехать за КамАЗом очень опасно). Вообще, сколько я помню, на острове постоянно делают дороги. Причем один и тот же участок по несколько раз, и ремонтируют не потому что этот участок пришел в негодность, а потому что нужно осваивать бюджет. На фото асфальтированная часть дороги в аэропорт
и её грунтовая часть (на заднем плане Южно-Курильск...районный центр).
Южно-Курильск - посёлок городского типа с населением чуть более 7 000 человек. За два года моего отсутствия здесь, "посёлок" или Юка (ударение на А), как его называют местные, очень даже преобразился. Начали строить новые дома, обшивать фасады старых, открыли кинотеатр и бассейн, на улицах и во дворах появился асфальт.
Центральная площадь Южно-Курильска
Стоимость товаров. Выше я писал про транспортную доступность острова. Так вот, цены в связи с отдалённостью от "материка" здесь не такие, как на Большой земле. Я не буду про них ничего писать, а просто покажу фото, сделанные в июне 2017).
Транспорт на острове на 95% личный, общественного практически нет. Только недавно, пустили автобус из одного конца острова в другой. Личный транспорт в основном это внедорожники. Ценятся вот такие машины - неубиваемые и долговечные.
Заключение. На мой взгляд, жизнь на острове начала хоть как-то налаживаться. Людям много и не нужно, хорошие дороги (общая протяженность которых не более 100-150 км.), пусть дорогие, но качественные продукты и конечно же спортивные заведения, кружки и секции для детей.
На развитие Курильских островов выделяются огромные деньги, но к сожалению не все они расходуются по прямому назначению. Многие из тех, кто приехал на остров признаются, что остались здесь жить из-за прекрасной, особенной природы...но об этом будет мой следующий пост.