Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-07-25 14:24

"Скорость атмосферных изменений исключительна" – Огонек № 29 (5475) от 24.07.2017

изменение климата, ливни

Холодное лето и непрекращающиеся дожди в России, зной и пожары в Европе, снегопад в Латинской Америке — неудачный год или новая реальность? О климатических гримасах сезона "Огонек" расспросил ведущего итальянского эксперта в области изменения климата Мауро Гульельмина

Диагност климата

Визитная карточка

Мауро Гульельмин, специалист по геоморфологии из Университета Инсубрия (город Варезе, Ломбардия), является одним из ведущих итальянских экспертов в области изменения климата. Специализируется на исследованиях вечной мерзлоты, в частности последствиях, которые оказывает сокращение ее территории и плотности на климат планеты. Участник многочисленных научных экспедиций, в том числе в Антарктиду. Автор ряда научных работ и исследований.

— Экологи давно бьют тревогу, предупреждая о климатических изменениях на планете. Нынешнее аномальное лето с 40-градусной жарой и засухой в Европе и непрекращающиеся дожди и холод в Москве — это уже первые признаки того, что мы живем в новой климатической реальности?

— Для таких выводов одного лета или одной зимы, даже если они так аномальны, как нынешнее, недостаточно. Но если мы проследим за климатической тенденцией последних 30 лет, очевидно: на большей части планеты, за исключением континентальной части Антарктиды, где потепление если и есть, то незначительное, ясно выражен тренд на глобальное потепление. Причем в последние годы это потепление набирает гораздо больший темп, чем прежде. Так что жара, которая наблюдается этим летом, не стала историческим феноменом. А вот скорость, с которой в течение последних 30 лет совершался процесс потепления, является абсолютно исключительной.

— Среднюю полосу России, и Москву в частности, этот тренд обошел. Нас прямо-таки залило, да и солнышко не балует. Почему?

— И тут надо смотреть через оптику по крайней мере последних 30 лет. У меня этих данных о Москве нет, но я могу предположить, что у вас происходит нечто схожее с тем, что наблюдалось на участке от Антарктиды в направлении Южной Америки. В этой зоне до 2003 года процесс потепления шел в особенно ускоренном темпе, а в последние 10 лет там заметен явный реверс на похолодание.

Надо понимать, что глобальный процесс потепления не означает повсеместное и одновременное наступление более высоких температур. Он подразумевает изменение движения атмосферы. И потому во многих зонах наблюдается сильное потепление, но в других зонах — на данный момент их значительно меньше — наоборот.

Кстати, что касается России, то там можно наблюдать процесс потепления на примере сокращения зоны вечной мерзлоты на Сибирском шельфе. Это очень тревожит мировых ученых-экологов, так как ослабление корки вечной мерзлоты может быть чревато выбросами в атмосферу метана, коим богаты эти недра. А это в свою очередь еще больше повлияет на изменение климата.

— В Европе лето тоже не из приятных. В Италии, Франции, Германии с июня температура не опускается ниже 30 градусов.

— Италия в первую очередь страдает от отсутствия дождей, и эта картина наблюдается с прошедшей зимы, когда тоже было чрезвычайно мало дождей и снега.

И хотя изменение климата, безусловно, влечет за собой и изменение традиционных зон выпадения осадков, было бы неправильно утверждать, что процесс потепления влечет за собой уменьшение дождей, или наоборот — что если холодает, то и дождей становится больше.

Наша планета, к счастью, устроена гораздо более сложно, и многое зависит от системы циркуляции атмосферы. Тем не менее в этом году наблюдается аномальное атмосферное движение, и потому мы (Европа.— "О") оказались в зоне постоянно высокого давления, которое обычно наблюдается гораздо южнее, в Африке. Это и принесло засуху, что является, конечно, огромной проблемой.

И если говорить начистоту, то, несмотря на угрозу потепления, о которой все говорят, с практической точки зрения куда больший, причем мгновенный, ущерб населению может причинить именно изменение режима выпадения осадков. Два года сильной засухи вполне могут разрушить экономику небольшой страны. Но может случиться и наоборот: зоны, где раньше дождей выпадало нормальное количество, будет заливать. 

— В Европе бушуют пожары. Везувий в огне, и это, как уверены многие, уже не природа, а дело рук человека.

— К сожалению, пожары часто связаны с криминальным человеческим фактором. Но и вполне законная человеческая деятельность, к сожалению, иногда является весьма разрушительной и лишь способствует, а не противостоит климатическим изменениям. А потом все винят погоду.

— Что же делать? 

— Действовать нужно, хотя много времени уже потеряно. Ясно, что не только страны, подписавшие (Киотский.— "О") протокол, но особенно так называемые страны, ставшие на интенсивный путь развития, должны уменьшить употребление угля и метана, поощрять зеленую экономику и более чистую индустрию, использовать рециклику, сокращать потребления энергии. Важно — и это относится в первую очередь к Италии — перестать зарывать землю в бетон. Надо стараться диверсифицировать сельское хозяйство, не стремиться к выращиванию монокультур, как это делается у вас или в Америке, так как чем более натуральной останется территория, тем меньше последствий повлекут за собой климатические изменения.

Должны быть штрафы не только за выбросы углекислого газа. Должны быть общие усилия и стремление — от школы до политиков,— направленные на спасение нашей планеты, у которой осталось не так много ресурсов.

— Политики этим как раз не очень-то озабочены.

— Потому что они временщики, не смотрят дальше своего избирательного срока, полагаясь, что на их век хватит. Они не считают изменение климата своей проблемой, так как это не лежит в русле их политических интересов. Я бы назвал это политическим эгоизмом. 

Мауро Гульельмин, климатолог

Мауро Гульельмин, климатолог

Фото: из личного архива

— Может быть, иммиграционный исход из Африки их к этому подтолкнет?

— Иммиграционный кризис — классический пример недальновидности политиков, которые пытаются справиться с этим явлением, не замечая, что оно связано с окружающей средой. А ведь засуха в Африке — одна из основных причин этого человеческого исхода.

Беседовала Елена Пушкарская


Источник: www.kommersant.ru