Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-07-19 19:00

Как четверо дилетантов на Белуху взошли…

За последние годы мы посетили уже много гор. Мы ходили вокруг Аннапурны в Гималаях, карабкались по зимнему Эльбрусу на Кавказе, водили испанцев по Пиренеям и работали волонтерами в самом сердце Анд. Но есть горы, которые до сих пор остаются для меня субъективно самыми красивыми и желанными. Алтай.

Впервые мы посетили Алтай 2 года назад. Тогда я повёл Юлю в большой поход, где мы встретили медведя и шли 12 дней под бесконечным дождём. И в ту памятную поездку, случайно, среди на секунду разошедшихся облаков, я увидел то, что осталось в памяти надолго – горделиво возвышающийся пик Белухи, высшей точки Алтая и всей Сибири. В тот день появилась большая мечта!

Белуха, хоть и не сильно высокая вершина: 4506, против тех же 5642 у Эльбруса, вершина совсем не простая. И попасть туда обычный человек не сможет. Поднимаются на Белуху либо люди с большим альпинистским опытом, либо заплатившие довольно большую сумму гидам, которые контролируют весь подъем. Ни к тем, ни к другим мы не относились, но мечта прочно застряла в голове, и мы решили – надо идти!
В альпинизме мы полнейшие дилетанты. Определенный спелеопыт, который мы получили в ходе всех наших подземных экспедиций, был, конечно, нам на руку, но одно дело тихая и уютная пещера и совсем другое – ненадежный лёд и непредсказуемая погода. Часовня вблизи горы была поставлена не случайно. Белуха ежегодно забирает человеческие жизни даже самых опытных альпинистов. «В горах ненадёжны не камень, не лёд, не скала», а в районе Белухи камни так и сыпятся без остановки, не говоря уже о лавинах и сотнях открытых и закрытых трещин, которые поджидают путешественника на пути. Тем не менее мы решили идти. Глупо ли это – несомненно. Оправдано ли чем-то – совершенно нет, но, к сожалению, отказаться от попытки было выше наших сил, и мы отправились в путь.

Почему же мы так любим Алтай? В Гималаях горы не менее красивые, в Испании порой встречаются пейзажи, от которых голова кружится, но только на Алтае ты по-настоящему чувствуешь себя один на один с природой. Ты можешь идти три недели и не встретить ни души, увидеть пробегающего медведя или найти следы снежного барса. Человек ещё не успел проникнуть в эти леса и горы и ты на время оказывается совершенно в другом мире, мире, где нет инстаграма, айфонов и банковских карточек.
Дата поездки была выбрана практически спонтанно. У меня появилось две свободные недели в августе, я позвонил Артему, он тоже мог поехать и мы стали искать ещё двух безумцев, которые присоединятся к нам в этом опасном, но жутком интересном приключении. Третий неуравновешенный нашёлся сразу, наш хороший друг Егор, хозяин самого лучшего на свете, четырехлапого походника Якута и оставалось последнее место. К несчастью для Мити, нашего четвертого спутника, он ещё не понимал, какие мы «опытные» альпинисты и присоединился к походу. Добираться решили на машине, это было и дешевле и быстрее, чем любой другой способ.

Шёл второй день пути, мы шли с рюкзаками под 35 килограмм, загруженные веревками, железом и едой на 11 дней. Можно было написать, что мы без устали шагали, ожидая восхождение, но это было бы не совсем правдой. Поднимаясь в очередной перевал, думаешь о том, сколько ещё километров осталось и когда же наконец-то следующий привал, но окружавшие нас виды сильно спасали. Пейзаж менялся постоянно и на время, забыв о рюкзаке, ты жадно пожирал глазами всю окружавшую тебя красоту. Каждому своё в этом мире, но как же много теряют люди, которые никогда не были горах. Я опущу подробности трехдневного перехода до ледника и опишу наверно это в отдельной статье, а не в контакте, но расскажу самое интересное – момент восхождения.

Через три дня мы добрались до Томских стоянок. Это последняя безопасная стоянка перед началом восхождения. Среди камней, мы выбрали местечко и разбили лагерь. Времени у нас было впритык, поэтому следующий день мы должны были полностью потратить на тренировки, так как практического опыта у нас не было никакого. Впереди нас ждала огромная трехсотметровая ледяная стена, по которой нужно было взобраться, имея в своём арсенале всего 50 метров веревк. Настроившись на хорошую работу и наевшись вкусной гречки, мы легли спать.

Ливень! До этого дня нам удивительно везло. Мы, конечно, попадали под дождь, но не так часто, как это бывает обычно на Алтае, но в этот день дождь практически не прекращался. Если сегодня мы не сможем провести тренировку, то восхождение придётся отменить, так как запасного дня у нас не было. Мы терпеливо ждали, иногда вылезая из под тента, чтобы набрать воды для очередной порции чая. На листочке возникали всё новые схемы прохождения ледового перевала. Нужно было придумать, как одновременно подниматься по стене четырем парням, организуя страховку для всех, в том числе и для первопроходца, который в любую секунду мог сорваться. Ближе к вечеру погода начала налаживаться, и мы пошли тренироваться. Отработать успели только подъем, но не осталось времени ни на спуск, не на хождение в связке, но делать было нечего, подъем был запланирован на 5 утра и нужно было хорошо выспаться.

Аккуратно двигаясь по леднику, мы постепенно приближались к перевалу Делоне, про который я уже писал выше. Помните сцену из игры престолов, где Джон Сноу карабкается по стене. Вот нам предстояло сделать примерно тоже самое, разве что наклон было не 90, а 50 градусов, тем не менее, этого хватало, чтобы хорошенько напугаться, да и высота была на 100 метров выше знаменитой стены из сериала. Егор пошёл первый. Чтобы не сорваться, необходимо продумывать каждый шаг. Аккуратно врубая кошки в лёд и вонзая ледорубы в стену, сантиметр за сантиметров он двигался наверх, вкручивая ледобуры через каждые 15 метров. Когда веревка заканчивалась, мы делали станции на двух длинных ледобурах и поднимались наверх, позволяя Егору продвигаться дальше. Мы провели на стене не менее 5 часов. Снизу постепенно начала подниматься ещё одна группа и довольно быстро догоняла нас, благодаря большому опыту и отсутствию страховки у первого альпиниста, но мы так не рисковали и когда сил уже совсем не осталось, мы наконец-то вышли на перевал. Вскоре появилась вторая группа. Руководителем оказался бородатый веселый мужчина, напоминающий своим видом Федора Конюхова. За ним шло восемь смельчаков, которые заплатили довольно крупную сумму тур.фирме, обещавшей завести их на Белуху. Нельзя оправдать нашего безрассудства, но ещё менее оправданы компании, которые организуют подобные походы. Достаточно вспомнить недавний фильм по Эвересту. Тем не менее, Олег был потрясающим гидом и человеком и делал всё возможное, чтобы восемь ребят вернулись живыми домой. В дальнейшем путешествии мы ещё не раз помогали друг другу, но об этом позже.

С перевала открывался потрясающий вид на снежную долину, по которому нам предстояло продолжить путь. На самом деле это был ледник Менсу, испещренный многочисленными закрытыми и открытыми трещинами. С открытыми трещинами всё понятно, но настоящая опасность была скрыта от глаз. В любой момент альпинист может провалиться под снег в ледовую трещину, глубина которых иногда достигает сотен метров и единственный способ не погибнуть – твои товарищи, с которыми ты объединён в связке. Но пока что нам предстоял вкусный ужин и отдых после подъема. Погода была потрясающая и мы варили вкусный ароматный борщ. Егор успел заготовить сушеных овощей и мяса, которые позволили нам каждый обед готовить аппетитные супы. Ребята сидели рядом и делились впечатлениями. Ещё несколько дней назад все они сидели в офисах, а сегодня их путь лежал на одну из самых красивых и интересных вершин нашей страны….

После обеда мы продолжили путь. Идти нужно было долго, огибая трещины и выискивая дорогу к лагерю. Место, по которому мы шли, прозвали сковородкой, потому что в яркий солнечный день даже в одной футболке ты действительно жарился под солнцем, не смотря на бескрайние снежные поля. Моя кожа была уже подготовлена к этому, благодаря трём месяцам в Южной Америке, а вот ребята горели очень сильно. Мы ещё долго смеялись над Егором, лицо которого каждый день принимало новые цвета, а благодаря очкам делало это ещё и совсем неравномерно.

Постепенно начала подступать горная болезнь. Я всегда начинаю чувствовать её раньше других и в голове появился привычный стук, особенно когда мы начали подъем. Тем не менее, нужно было дойти до лагеря и небольшим караваном, связанные веревками и держа ледорубы наготове, мы шли-шли-шли. К вечеру, вдалеке, наконец-то показался штурмовой лагерь. Уже в нём альпинисты дожидаются погоды, чтобы начать восхождение на вершину. Мы выкопали огромную яму, чтобы палатку не снесло ветром и к большой удачи, обнаружили, оставленную альпинистами из Красноярка, снежную пещеру. В Челябинске зимой мы часто ездим в зимние походы, ночуя в пещере, но ночевать таким образов возле Белухи – совершенно другие эмоции. И конечно пещера послужила нам хорошей кухней и местом для отдыха, спасая от ветра и дождя. Если кто-то сейчас из Красноярской экспедиции читает эти строки – спасибо вам огромное ребята!

Штурмовой лагерь – особенное место. Здесь уже нет чужих людей, нет лишних. Сюда сложно добраться спасателям, и теперь ты рассчитываешь только на себя. С твоей реальной жизнью внизу, тебя связывает теперь очень не многое, а мысли летят наверх к вершине. Завтрашний день должен был стать решающим. Если погода позволит, то есть шанс, что мы попадём на Белуху. Если нет, то пойдём обратно. До этого нам сильно везло, но сложно было поверить, что повезёт ещё раз. С этими мыслями мы легли спать. Артём с Егором заняли снежную пещеру, а мы с Митей уснули в палатке. В ночь перед восхождением, хотелось хорошо выспаться и отдохнуть. Будильник прозвенел в 4 утра, и первым делом, переживая за погоду, я открыл палатку. Легкая дымка стелилась вдоль горизонта, но главное, что небо было ясное. Ура! Собрались мы быстро, за 8 дней пути наша группа превратилась в слаженную команду, и каждый уже знал что делать. Вторая группа ещё не успела проснуться, когда мы вышли из лагеря. Шли довольно быстро, надеясь к обеду уже быть на вершине. Если бы…

Первые проблемы начались в том момент, когда мы обнаружили, что снежный мост, через который люди обычно идут к вершине, обрушился, и перебраться через многометровую трещину не было никакой возможности. Был другой вариант. Можно было попробовать забраться на двухметровый уступ, который находился на границы другой трещины и видимо очень глубокой. Тем не менее, по одному, страхуя друг друга, мы перебрались на другую сторону. Первым в связке шёл Артём, как самый легкий, и спокойно проходил все места, похожие на трещины, но когда Митя случайно провалился в снег и выдернул ногу, в образовавшемся отверстии под полуметровым слоем снега мы обнаружили огромную пропасть, дно которой терялось в темноте. Всем стало немного не по себе, и мы сильнее сжали ледорубы. Каждую секунду, любой из нас мог уйти под снег, и только реакция остальных могла спасти ему жизнь. Иногда мы устраивали «пожарную тревогу» и кричали «срыв», но когда первый раз я решил проверить ребят, все просто обернулись на меня, посмотреть чего я раскричался и уже в следующую секунду поняли свою непростительную ошибку. Не хотелось думать, что бы случилось, не будь это проверкой.

Мы шли дальше, выискивая путь к вершине и ориентируясь по старым следам прошлой группы альпинистов. Погода была отличная и мы, позитивно настроенные, двигались вперед, пока неожиданно не поняли, куда вёдёт наш путь… Перед глазами возникла огромнейшая снежно-ледовая стена, покрытая многочисленными разломами и трещинами. Снежные шапки в любую секунду могли обрушиться вниз лавиной, собирая всё на своём пути, а сверху, каждые две-три минуты, с грохотом отрываясь от скалы, падали камни. Ледник таял, и всё было в движении. И наш путь лежал напрямик по этому склону через трещины и лёд, куда-то далеко-далеко наверх. Это был действительно первый раз, когда стало страшно. Мы ожидали совсем другого, и теперь, наконец-то поняли, что Белуха это не просто гора, на которую можно спокойно сходить и вернуться, а испытание, за ошибку в котором ты можешь поплатиться жизнью. Несколько раз мы перепроверили маршрут, поискали обход, но другого пути не было. Уже показалась группа Олега, которые шли позади и тоже искали маршрут в обход рухнувшего снежного моста. Мы начали подъем. Пришло время проверить всё, чему мы научились за эти дни. Мы перепрыгивали через трещины, организовывали страховки, прятались от падающих камней. Останавливаться было нельзя, потому что каждая лишняя минута, проведенная под камнепадом, могла быть роковой, и мы старались скорее дойти до безопасного участка. Прошло несколько часов, но предвершины, до которой мы надеялись так быстро добраться, всё не было. Группа Олега была далеко внизу, подойдя к началу подъема. Неожиданно, мы оказались перед снежной стеной высотой метров в 100 и наклоном, сильнее чем Делоне. Понимая, что время уже поджимает, решили подниматься без провешивания веревки, максимально погружаю ледоруб в снег. Каждый шаг ты проваливаешься по пояс и при большом наклоне, подниматься становится крайне сложно. И вот ,преодолев подъем, и еще несколько препятствий мы неожиданно увидели вдалеке ледяную стенку, напоминавшую ту, что мы проходили днём ранее. Теперь мы почти у цели – предвершина! Это последнее испытание, которое ждёт альпинистов перед восхождением на Белуху. Одно нас беспокоило очень сильно, группа Олега, которая должна была уже показаться внизу, так и не появилась. Мы начали серьёзно переживать. Ещё одним фактором для беспокойства – служили подходившие к вершине облака…. Погода начинала портиться и обычно именно так начинается завязка у всех фильмов про альпинизм.

Принцип подъема оставили тот же, две станции на двух ледобурах, плюс страховку через промежуточные точки. На этот раз уже я пошёл первым. Лёд был намного более рыхлым, чем на Делоне и кошки легко вонзались в лёд. Делая через 50 метров станцию, я дожидался ребят, вырубая в склоне небольшой балкончик, на который можно было встать. Вершина была уже совсем рядом, оставались последние 100 метров.

Тем не менее, группы Олега всё не было, а погода стала совсем портиться. Я уже с трудом видел ребят внизу, пошёл снег и взамен белым спокойным облачкам, на горизонте начали появляться темные тучи. Когда мы были ещё на озере, в спокойствии и безопасности, один раз нам удалось наблюдать грозу на вершине, когда десятки молний били по горе, а от грохота закладывало уши и не дай Бог, ты окажешься в этой стихии. Ребята внизу серьёзно начали обсуждать возвращение в лагерь, ведь если Олег повернул назад, значит погода действительно стала опасной, а он разбирается в этом лучше чем мы. Как говорят многие альпинисты, настоящий герой не тот, кто пойдёт несмотря ни на что до вершины, а тот, кто сможет преодолеть себя и повернуть назад. И вот когда мы уже готовы были начать спуск, я вдруг увидел маленькую точку на горизонте, потом ещё одну и ещё… Как потом выяснилось, Олег всё-таки провешал перила на том снежном склоне, поэтому они так задержались. Пока я делал следующую станцию, группа уже подошла к нам и мы решили объединить веревки, чтобы провешать подъем до самой вершины. Олег по нашим веревкам быстро дошёл до меня, я застраховал его через нашу станцию и он ушёл наверх, чтобы закончить последний участок пути. И вот последняя веревка пройдена. Все испытания позади и осталось пройти по небольшому холму метров двести, до знаменитого ледоруба и колокольчика, который означает самую высшую точку Алтая. Но идти туда одному было бы самым большим эгоизмом, поэтому я дождался наших ребят и уже вчетвером мы пошли до вершины.

Самый частый вопрос, который задают альпинистам, зачем вы рискуете жизнью ради того, чтобы просто забраться на какую-то гору. Наверно, понять ответ сможет только тот, кто сам поднялся на свою первую вершину. Мы шли молча, и внутри каждого кипели свои чувства. Везде, куда не глянь, далеко-далеко внизу, раскинулись бесконечные снежные конусы гор и зеленые долины. С одной стороны лежал Казахстан, с другой Россия, а мы на самом верху. Такую красоту нельзя сфотографировать, невозможно рассказать или описать в тексте – её можно только увидеть и почувствовать. Но главное то, что было внутри. Каждый день на пути к вершине, тебе приходится преодолевать себя, не смотря на дождь, на тяжелый рюкзак, на страх. Но когда ты на вершине, вся усталость проходит – остаётся только эйфория и бесконечная радость от того, вы смогли – вы справились! Это дорогое чувство и получить его внизу почти невозможно. Зачем люди идут в горы…. никто никогда вам этого не расскажет, но вы всё поймёте, когда окажитесь наверху.

Дзинь!!! Я ударил ледорубом по колоколу, и звук полетел до ближайших гор. Постепенно начали появляться ребята из второй группы. Первой пришла Алёна – единственная Челябинка из них. Очень символично ? Потом подтянулись остальные… все поздравляли друг друга и радовались вершине. Кто-то кричал подобно персонажу Букреева из фильма, кто-то плакал. Последним пришёл Олег. Он довольно улыбался в свою густую бороду, заведя в целости всю группу на вершину. Когда я провешивал перила, облака полностью скрыли гору, но сейчас, тучи развеялись, и стояла идеальная ясная погода, открывая обзор на сотни километров вдаль. Белуха, порой столь беспощадная к путникам, пустила нас к себе и мы были ей безмерно благодарны!

Нам предстоял путь домой. Впереди произойдёт ещё много всего, и об этом можно было бы написать целый рассказ, но может в другой раз, а это рассказ подходит к концу. Отправляюсь в путь, мы слабо верили в успех экспедиции, а когда увидели первый раз Белуху, то поняли, что путь на неё дилетантам заказан. Но всё-таки мы поднялись. Как? Нам просто повезло. Повезло с погодой, повезло со спутниками, повезло с оставшейся тропой от красноярцев. Мы не стали альпинистами, для этого нужно многому научиться, но зато мы попробовали на вкус эту страсть и вряд ли теперь горы отпустят кого-либо из нас. И конечно главное это команда. Благодаря смекалке Артёма, мы смогли пройти всё препятствия на пути, Егор смог продумать кухню так, что почти никогда мы не были голодные, а Митя удерживал нас от безрассудства. Каждый внёс свой вклад.

Мы шли вдоль зеленой тропы, по берегу реки Аккем. До деревни оставалось два дня пути. Уже начало смеркаться и мы последний раз в этом походе смотрели на белоснежный пик Белухи, сверкавший в отражении горной реки. Но мы не прощались, ведь горы просто так не отпускают, и однажды ты обязательно вернешься сюда, ну а пока что, пора домой!