Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-07-07 17:38

Истории великих выживальщиков

О ком же ещё, как не о нём, хочется поведать в первую очередь. Это великий человек, истинный патриот и главный любитель путешествий - Фёдор Конюхов.

Интересные факты из его уст:

-Мне скоро уже 57 лет. В океане я сделал всё, о чём мечтал, и даже больше: 4 кругосветки, 19 раз через Атлантику. А теперь и вокруг Антарктиды (кстати, Конюхов покорил также оба полюса планеты и Эверест). Пора остановиться, иначе, боюсь, меня остановит судьба. Пойми: если ты превратился в слишком крутого профессионала - это и здорово, и очень опасно. Ты думаешь: «Мне всё по плечу!», перестаёшь замечать угрозы для жизни и допускаешь ошибки. Почти все путешественники - одиночки-профессионалы погибают трагически. А я этого не хочу. Поэтому и решил продать яхту. Жаль, но я из неё выжал всё, что мог.

Не считаю себя героем. Я… уговаривал океан, чтобы выжить. Он ведь живой. Если к нему по-человечески, без фамильярности - может, и пощадит. Нельзя зазнаваться!

- А что мешает побеждать другим?

- Утрата духа. Я вижу людей, которые опустили руки, и думаю: почему они не могут выложиться полностью? Ведь я же смог! После антарктической кругосветки меня с яхты почти что вынесли на руках…Тяжело далась эта гонка. Обычно после прохождения мыса Горн я поворачивал в тепло, к экватору, а на сей раз - в ледяные антарктические воды. И это очень давило.

Там есть «мёртвые зоны» - места, где нет связи со спутника и совсем не ходят суда. Ты зашёл туда - и словно потерялся. Там я особенно остро ощутил, что на Земле живут миллиарды людей, а я всё равно один. Вокруг - только мороз и бесконечная череда айсбергов… Когда после работы на палубе я ненадолго спускался в каюту, то не мог даже пошевелиться от изнеможения.

- Ваша непотопляемость уже отдаёт мистикой. Ваша яхта переворачивалась трижды. Сколько можно испытывать судьбу?

- Такие мысли всё чаще приходят в голову и мне. Один случай меня самого особенно поразил. Однажды перед гонкой друзья предупредили: «Твои паруса сшиты в известной фирме, но вместо двух швов по краю прострочен один. Кто-то схалтурил…» Надо было везти их в мастерскую, а я поленился… В шторм яхта легла на бок и паруса ушли под воду. Киль не помог. Я приготовился к худшему, но вдруг на глазах у меня некачественный шов порвался, волна стекла с парусов, и яхта поднялась! А если бы шов был двойным, как положено?!

- Какая из кругосветок была самой трудной?

- В любой кругосветке, всегда трудно. Последняя, тоже, была трудной. Когда мы проходили мыс Горн, то за три часа встретили 10 айсбергов, год назад в этом месте мне столько же попалось за сутки, а 19 лет назад на «Караане» я за все плавание встретил только 10-12 штук. Это из-за глобального потепления, оно серьезно угрожает яхтсменам. Много зависит и от самой яхты. «Караана» была длиной 10,9 метров, ей было проще управлять, но она боялась каждой волны. Сейчас я хожу на 26-и метровой яхте, она более надежная, мореходная, но и управлять ей сложнее. Хотя и появился опыт, но на яхте нет легких путей и спокойствия. Я привык к этому, и не хочу менять стиль жизни человека, который не знает, что может с ним произойти через несколько минут.

Живопись Федора Конюхова

- А самый критический момент был, когда яхта перевернулась?

- Когда ты идешь вокруг света, то критических моментов будет много.

Неизбежны шторма, ураганы. Без опасностей быть не может. Когда я ходил на «Формозе» через Суэцкий, Панамский канал, то штормов было меньше, но была другая опасность – тысячи рифов, опасности связанные с течениями, судоходством, которые постоянно держали в напряжении. Везде есть плюсы и минусы, на любом маршруте.

- А глаз циклона, волна-убийца – насколько это страшные явления?

- Волна-убийца всегда подстерегает яхтсменов, но это редкое явление. Можно всю жизнь провести в океане и не увидеть ее, но она может встретиться кому-то и в первом, же плавании. Вот мы сейчас сидим, разговариваем, а где-то в Южном океане несется волна-убийца, она существует, и очень не поздоровится тому, кто на нее попадет. В 2000 году, когда я перевернулся у берегов Антарктиды в 1200 милях от Тасмании, наверно, и столкнулся с волной-убийцей. Я был в рубке, работал внутри яхты, там тоже много работы. Все произошло неожиданно. Волна-убийца идет стеной. Сделать в этот момент практически ничего не возможно, и яхта идет на переворот.

Федор Конюхов на гребной лодке «Уралаз»

- Где еще в океане опасные места, кроме мыса Горн?

- Еще возле островов Кергелен в Индийском океане, самое холодное место в районе Фолклендских островов в Атлантике, да вообще, в любом месте подстерегает опасность.

- А мистические места в океане есть?

- Я, как православный человек к мистике отношусь отрицательно, ни в какие летающие тарелки не верю. Слишком много пишут про всякие чудеса. Я тоже видел в океане редкие явления: и светящиеся столбы, и огненный шар, и уникальную игру шаровых молний на вантах; много удивительного, но все это природные явления и никакой мистики в них нет. Мир прекрасен: закаты, восходы, нужно просто наслаждаться природой, беречь ее и изучать. Мы пока еще очень мало знаем о своей планете, чтобы судить о внеземных цивилизациях. На яхте в одиночном плавании я прошел в общей сложности примерно 380 тысяч миль – это среднее расстояние от Земли до Луны, но ничего сверхъестественного не видел.

- На яхте, наверно, часто бывают поломки, как Вы справляетесь?

- Да, это постоянная головная боль. По образованию я – судовой механик, много приходится ремонтировать самому, на яхте всегда много работы.

- Режим питания и сна во время одиночной кругосветки далек от рекомендаций врачей. Как удается сохранять здоровье, поддерживать физическую форму?

- Я с детства готовил себя к путешествиям, закалял организм. Совершал многокилометровые пробежки по берегу Азовского моря, купался круглый год, спал на гвоздях, пил морскую воду…. В экспедиции, конечно, здоровье не приобретешь, но они закаляют, и прежде всего, характер.

- Для того чтобы просто выжить в столь разных суровых природных условиях, нужны специальные знания?

- Да, они приходят с опытом. Многому я научился в первых полярных экспедициях от моих товарищей. Научился строить эскимосский дом-иглу, ставить палатку в пургу, ремонтировать примус на морозе, чинить лыжные крепления, стоять на тонком льду, сушить на теле мокрые шерстяные носки и стельки от бахил. Именно в этих, первых походах, я по-настоящему познал Арктику. Потом, во время одиночного похода на Северный полюс, мне это очень пригодилось. Когда лед подломился, и я провалился в воду, никого же рядом не было. Нужно было самому выбраться, а потом как-то согреться и просушить одежду. Для одиночных походов на яхте, тоже нужны специальные знания, хотя бы для того, чтобы просто сохранить жизнь.

- Период адаптации к обычной жизни занимает много времени?

- Никаких особенных реабилитационных мероприятий нет. Встреча с семьей, друзьями, отдых, молитва помогают восстановить силы. В промежутках между путешествиями появляется возможность заняться живописью в спокойной обстановке, отредактировать дневники, привезенные из экспедиции.

- Как Вы переносите одиночество во время путешествий?

- Когда я начал путешествовать, это было одним из самых серьезных факторов, а сейчас, уже не играет такой большой роли. С годами я понял, что одиночества, как такового, нет на Земном шаре, потому, что рядом всегда кто-то присутствует. Те же альбатросы, киты, дельфины, вода океанская, те же горы. Наша планета – живая. Даже если это не учитывать, то рядом присутствует Господь Бог и те святые, которым мы молимся. На яхте я всегда ощущаю чье-то присутствие, кто-то смотрит за мной, поэтому веду себя соответствующим образом. Во время первых экспедиций в 25-40 лет одиночество, конечно, сильно тяготило, но сейчас, все по-другому. Да, я скучаю по человеческому общению, семье, друзьям, но я же сам выбрал такую судьбу. Сейчас больше стали тяготить физические факторы: однообразная пища, голод, холод.

- Где к Вам пришли лучшие мысли: в кругосветке, в горах или на Севере?

- Ну, по-разному, во время экспедиций есть возможность подумать о смысле жизни, о предназначении. Все-таки, наверно, самые светлые мысли в океане, темные мысли, здесь бывают гораздо реже, гораздо чаще – положительный настрой: великолепные восходы, закаты, бездонное звездное небо над головой ночью. Ради этого стоит идти вокруг света и переносить все трудности.

- Я давно слежу за Вашими путешествиями. Вы всегда выбираете новый маршрут, стараетесь не повторяться?

- Да, я никогда не ставил себе задачу стать просто яхтсменом или просто альпинистом, чтобы лазить по скалам. Хотел испытать себя в различных условиях. Но, для своих путешествий, стараюсь использовать только экологически чистый транспорт и средства. В океане – это яхта или гребная лодка (пересек Атлантический океан на гребной лодке «Уралаз» с мировым рекордом за 46 суток - 2002 год). На Севере – это лыжи, собачьи упряжки, в пустыне или степи – верблюды и лошади. Проехал Россию от Находки до Ленинграда на велосипеде. Много приходилось путешествовать пешком: по Уссурийской тайге, тундре, Чукотке, в других уголках нашей страны. Всегда интересней выбирать новый маршрут. Я любознательный, любопытный.

Досье: Федор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 г. на берегу Азовского моря. С юных лет готовил себя к путешествиям, первое из которых осуществил в 15 лет. Первый путешественник в мире, который достиг пяти полюсов планеты: Северный географический (три раза); Южный географический; Полюс относительной недоступности в Северном ледовитом океане; Эверест (высочайшая вершина); Мыс Горн (полюс яхтсменов). К настоящему времени им совершено свыше сорока уникальных экспедиций в разных уголках Земного шара. Он является самым универсальным путешественником в мире и занесен в энциклопедию «Хроника Человечества». Заслуженный мастер спорта, Почетный Академик Российской Академии Художеств, член Союза Писателей РФ. Автор девяти книг.

Подготовлено по материалам газеты "Аргументы и факты", журнала "Discovery".