О ком же ещё, как не о нём, хочется поведать в первую очередь. Это великий человек, истинный патриот и главный любитель путешествий - Фёдор Конюхов.
Интересные факты из его уст:
-Мне скоро уже 57 лет. В океане я сделал всё, о чём мечтал, и даже больше: 4 кругосветки, 19 раз через Атлантику. А теперь и вокруг Антарктиды (кстати, Конюхов покорил также оба полюса планеты и Эверест). Пора остановиться, иначе, боюсь, меня остановит судьба. Пойми: если ты превратился в слишком крутого профессионала - это и здорово, и очень опасно. Ты думаешь: «Мне всё по плечу!», перестаёшь замечать угрозы для жизни и допускаешь ошибки. Почти все путешественники - одиночки-профессионалы погибают трагически. А я этого не хочу. Поэтому и решил продать яхту. Жаль, но я из неё выжал всё, что мог.
Не считаю себя героем. Я… уговаривал океан, чтобы выжить. Он ведь живой. Если к нему по-человечески, без фамильярности - может, и пощадит. Нельзя зазнаваться!
- А что мешает побеждать другим?
- Утрата духа. Я вижу людей, которые опустили руки, и думаю: почему они не могут выложиться полностью? Ведь я же смог! После антарктической кругосветки меня с яхты почти что вынесли на руках…Тяжело далась эта гонка. Обычно после прохождения мыса Горн я поворачивал в тепло, к экватору, а на сей раз - в ледяные антарктические воды. И это очень давило.
Там есть «мёртвые зоны» - места, где нет связи со спутника и совсем не ходят суда. Ты зашёл туда - и словно потерялся. Там я особенно остро ощутил, что на Земле живут миллиарды людей, а я всё равно один. Вокруг - только мороз и бесконечная череда айсбергов… Когда после работы на палубе я ненадолго спускался в каюту, то не мог даже пошевелиться от изнеможения.
- Ваша непотопляемость уже отдаёт мистикой. Ваша яхта переворачивалась трижды. Сколько можно испытывать судьбу?
- Такие мысли всё чаще приходят в голову и мне. Один случай меня самого особенно поразил. Однажды перед гонкой друзья предупредили: «Твои паруса сшиты в известной фирме, но вместо двух швов по краю прострочен один. Кто-то схалтурил…» Надо было везти их в мастерскую, а я поленился… В шторм яхта легла на бок и паруса ушли под воду. Киль не помог. Я приготовился к худшему, но вдруг на глазах у меня некачественный шов порвался, волна стекла с парусов, и яхта поднялась! А если бы шов был двойным, как положено?!
- Какая из кругосветок была самой трудной?
- В любой кругосветке, всегда трудно. Последняя, тоже, была трудной. Когда мы проходили мыс Горн, то за три часа встретили 10 айсбергов, год назад в этом месте мне столько же попалось за сутки, а 19 лет назад на «Караане» я за все плавание встретил только 10-12 штук. Это из-за глобального потепления, оно серьезно угрожает яхтсменам. Много зависит и от самой яхты. «Караана» была длиной 10,9 метров, ей было проще управлять, но она боялась каждой волны. Сейчас я хожу на 26-и метровой яхте, она более надежная, мореходная, но и управлять ей сложнее. Хотя и появился опыт, но на яхте нет легких путей и спокойствия. Я привык к этому, и не хочу менять стиль жизни человека, который не знает, что может с ним произойти через несколько минут.
Живопись Федора Конюхова
- А самый критический момент был, когда яхта перевернулась?
- Когда ты идешь вокруг света, то критических моментов будет много.
Неизбежны шторма, ураганы. Без опасностей быть не может. Когда я ходил на «Формозе» через Суэцкий, Панамский канал, то штормов было меньше, но была другая опасность – тысячи рифов, опасности связанные с течениями, судоходством, которые постоянно держали в напряжении. Везде есть плюсы и минусы, на любом маршруте.
- А глаз циклона, волна-убийца – насколько это страшные явления?
- Волна-убийца всегда подстерегает яхтсменов, но это редкое явление. Можно всю жизнь провести в океане и не увидеть ее, но она может встретиться кому-то и в первом, же плавании. Вот мы сейчас сидим, разговариваем, а где-то в Южном океане несется волна-убийца, она существует, и очень не поздоровится тому, кто на нее попадет. В 2000 году, когда я перевернулся у берегов Антарктиды в 1200 милях от Тасмании, наверно, и столкнулся с волной-убийцей. Я был в рубке, работал внутри яхты, там тоже много работы. Все произошло неожиданно. Волна-убийца идет стеной. Сделать в этот момент практически ничего не возможно, и яхта идет на переворот.
Федор Конюхов на гребной лодке «Уралаз»
- Где еще в океане опасные места, кроме мыса Горн?
- Еще возле островов Кергелен в Индийском океане, самое холодное место в районе Фолклендских островов в Атлантике, да вообще, в любом месте подстерегает опасность.
- А мистические места в океане есть?
- Я, как православный человек к мистике отношусь отрицательно, ни в какие летающие тарелки не верю. Слишком много пишут про всякие чудеса. Я тоже видел в океане редкие явления: и светящиеся столбы, и огненный шар, и уникальную игру шаровых молний на вантах; много удивительного, но все это природные явления и никакой мистики в них нет. Мир прекрасен: закаты, восходы, нужно просто наслаждаться природой, беречь ее и изучать. Мы пока еще очень мало знаем о своей планете, чтобы судить о внеземных цивилизациях. На яхте в одиночном плавании я прошел в общей сложности примерно 380 тысяч миль – это среднее расстояние от Земли до Луны, но ничего сверхъестественного не видел.
- На яхте, наверно, часто бывают поломки, как Вы справляетесь?
- Да, это постоянная головная боль. По образованию я – судовой механик, много приходится ремонтировать самому, на яхте всегда много работы.
- Режим питания и сна во время одиночной кругосветки далек от рекомендаций врачей. Как удается сохранять здоровье, поддерживать физическую форму?
- Я с детства готовил себя к путешествиям, закалял организм. Совершал многокилометровые пробежки по берегу Азовского моря, купался круглый год, спал на гвоздях, пил морскую воду…. В экспедиции, конечно, здоровье не приобретешь, но они закаляют, и прежде всего, характер.
- Для того чтобы просто выжить в столь разных суровых природных условиях, нужны специальные знания?
- Да, они приходят с опытом. Многому я научился в первых полярных экспедициях от моих товарищей. Научился строить эскимосский дом-иглу, ставить палатку в пургу, ремонтировать примус на морозе, чинить лыжные крепления, стоять на тонком льду, сушить на теле мокрые шерстяные носки и стельки от бахил. Именно в этих, первых походах, я по-настоящему познал Арктику. Потом, во время одиночного похода на Северный полюс, мне это очень пригодилось. Когда лед подломился, и я провалился в воду, никого же рядом не было. Нужно было самому выбраться, а потом как-то согреться и просушить одежду. Для одиночных походов на яхте, тоже нужны специальные знания, хотя бы для того, чтобы просто сохранить жизнь.
- Период адаптации к обычной жизни занимает много времени?
- Никаких особенных реабилитационных мероприятий нет. Встреча с семьей, друзьями, отдых, молитва помогают восстановить силы. В промежутках между путешествиями появляется возможность заняться живописью в спокойной обстановке, отредактировать дневники, привезенные из экспедиции.
- Как Вы переносите одиночество во время путешествий?
- Когда я начал путешествовать, это было одним из самых серьезных факторов, а сейчас, уже не играет такой большой роли. С годами я понял, что одиночества, как такового, нет на Земном шаре, потому, что рядом всегда кто-то присутствует. Те же альбатросы, киты, дельфины, вода океанская, те же горы. Наша планета – живая. Даже если это не учитывать, то рядом присутствует Господь Бог и те святые, которым мы молимся. На яхте я всегда ощущаю чье-то присутствие, кто-то смотрит за мной, поэтому веду себя соответствующим образом. Во время первых экспедиций в 25-40 лет одиночество, конечно, сильно тяготило, но сейчас, все по-другому. Да, я скучаю по человеческому общению, семье, друзьям, но я же сам выбрал такую судьбу. Сейчас больше стали тяготить физические факторы: однообразная пища, голод, холод.
- Где к Вам пришли лучшие мысли: в кругосветке, в горах или на Севере?
- Ну, по-разному, во время экспедиций есть возможность подумать о смысле жизни, о предназначении. Все-таки, наверно, самые светлые мысли в океане, темные мысли, здесь бывают гораздо реже, гораздо чаще – положительный настрой: великолепные восходы, закаты, бездонное звездное небо над головой ночью. Ради этого стоит идти вокруг света и переносить все трудности.
- Я давно слежу за Вашими путешествиями. Вы всегда выбираете новый маршрут, стараетесь не повторяться?
- Да, я никогда не ставил себе задачу стать просто яхтсменом или просто альпинистом, чтобы лазить по скалам. Хотел испытать себя в различных условиях. Но, для своих путешествий, стараюсь использовать только экологически чистый транспорт и средства. В океане – это яхта или гребная лодка (пересек Атлантический океан на гребной лодке «Уралаз» с мировым рекордом за 46 суток - 2002 год). На Севере – это лыжи, собачьи упряжки, в пустыне или степи – верблюды и лошади. Проехал Россию от Находки до Ленинграда на велосипеде. Много приходилось путешествовать пешком: по Уссурийской тайге, тундре, Чукотке, в других уголках нашей страны. Всегда интересней выбирать новый маршрут. Я любознательный, любопытный.
Досье: Федор Филиппович Конюхов родился 12 декабря 1951 г. на берегу Азовского моря. С юных лет готовил себя к путешествиям, первое из которых осуществил в 15 лет. Первый путешественник в мире, который достиг пяти полюсов планеты: Северный географический (три раза); Южный географический; Полюс относительной недоступности в Северном ледовитом океане; Эверест (высочайшая вершина); Мыс Горн (полюс яхтсменов). К настоящему времени им совершено свыше сорока уникальных экспедиций в разных уголках Земного шара. Он является самым универсальным путешественником в мире и занесен в энциклопедию «Хроника Человечества». Заслуженный мастер спорта, Почетный Академик Российской Академии Художеств, член Союза Писателей РФ. Автор девяти книг.
Подготовлено по материалам газеты "Аргументы и факты", журнала "Discovery".