Городища - название в славянских странах места бывших городов, укреплений, замков, святилищ, обозначенные окружающими или защищающими их валами и рвами.
Слово "городище" составлено по аналогии со словами "селище", "дворище", "монастырище", также "пожарище" или "пепелище", "(по)боище" и другие; как те означают места бывших селений, пожаров, так и "городище" употреблялось с давних пор для обозначения места бывшего города, а иногда — лишь укрепления, сторожи, замка. Синонимами "городища" являются - "городок", "городец".
Частая встречаемость этих трёх названий: "Городище", "Городок", "Городец" позволяет сделать почти всегда безошибочное предположение, что около такого селения находится древнее Городище или по крайней мере следы его. Иногда в народе употребляются также названия: "валы", "окоп", "батарея", или — в случае высокого положения — "гора"; например: "Княжа гора", "Татарская", "Высокая", "Вздохнигора"; иногда подобный эпитет прилагается к названию "городище" и "городок", например "Чудское", "Татарское", "Попово", "Микулино", "Богатырское", "Чертово", "Киян-городок".
В большинстве случаев народ ничего не знает о происхождении и значении Городищ, объясняет их, по аналогии, как батареи, окопы, шанцы, и относит их к тем войнам, о которых сохранилась память в народном предании, к позднейшим, например: к французскому походу 1812-1813 гг., к польским или шведским войнам, к борьбе с татарами; в Германии, местами — ко временам гуситов или язычества и так далее.
Кое-где, однако, сохранились и другие предания, связывающие возведение Городищ с некоторыми историческими личностями: в Западном крае, например, с королевой Боной (женой короля Сигизмунда I) или с князьями Островскими, Огинскими, Олельками и другими; в Малороссии — с Палеем и другими казацкими предводителями, в Тобольской губернии — с Кучумом, Ермаком — или же с культо : "Чортово", "Бесово".
По своему положению, устройству, величине Городища могут быть сведены к нескольким типам. Один из довольно распространенных и характерных типов — это Городища на возвышенном, крутом берегу реки, особенно на мысу, на выступе между рекой и ее притоком, ручьем или оврагом. Защищенное естественными крутыми склонами с двух (иногда и с трех сторон), такое место нуждалось только в ограждении валом и рвом (или двумя-тремя валами) с более доступных сторон. Площадь такого Городища представляет обыкновенно округленную или овальную форму, иногда треугольную или четырехугольную. Некоторые из таких Городищ служили, по-видимому, местами для поселений с древнейших времен, как на то указывает толщина покрывающего их культурного слоя со множеством костей животных (остатков трапезы), черепков посуды, углей, костяных, реже каменных и металлических орудий, украшений.
Ограда большинства Городищ сделана из земли и представляет вал (одиночный, двойной или тройной) — прямолинейный, дугообразный, овальный, круглый, округленно-четырехугольный, треугольный, обыкновенно огораживающий одну более или менее ровную или холмистую площадь (на одном уровне с окружающею вал местностью или несколько выше); иногда же площадь эта подразделена валом на две, или к главному Городищу примыкает одно-два побочных, также огороженных валами, или же имеются еще какие-то выступающие наружу неопределенные валы. Ширина валов около 2 саж. (4-1), вышина иногда до 2-х, даже до 6 саж., но большею частью менее, около сажени или 2 — 1 ? аршина, иногда и того меньше, что можно объяснять уменьшением и сглажением от времени (от размыва, распахивания).
Географическое распространение Городищ весьма обширно; уже давно было известно, что они распространены от Камы и Вятки до Рейна; но теперь ясно, что они встречаются и далее; в Западной Сибири, во Франции, Шотландии, в Норвегии, в Боснии, Сербии. У нас некоторые Городища упоминаются уже в "Книге Большому Чертежу", другие указываются путешественниками XVIII века; но более определенное представление об их распространении и численности получилось лишь с тех пор, как их стали искать образованные и подготовленные наблюдатели.
В России первым таким исследователем явился ученый поляк Зориан Доленга Ходаковский (Адам Чарноцкий), который объехал и обошел несколько губерний Средней и Западной России и собрал лично и через расспросы сведения о значительном числе Городищ.
Он пришел к заключению, что число Городищ должно быть громадно и что на пространстве от Камы до Рейна их было до 40000.
Лично Ходаковскому, из собственного наблюдения и из расспросов, было известно, однако, едва ли более 1000 Городищ, и каждый наблюдатель после него, собирая сведения по известной губернии, находил целые десятки новых, неизвестных ранее.
Особенно много для определения численности Городищ было сделано Д. Я. Самоквасовым, который сам осмотрел многие из них, во многих производил раскопки, а также собирал о них сведения.
Для одной Черниговской губернии ему удалось констатировать существование 150 Городищ, которые и были нанесены им на карту губернии; затем он получил сведения о Городищах в Курской, Полтавской и Киевской губерниях, где число их (вместе с Черниговскою) доходит до 600.
Пользуясь, главным образом, данными Самоквасова, чешский ученый Пич мог насчитать для России 1430 Городищ, а для стран Средней Европы, пользуясь другими данными, следующие числа:
Польша — 213, Померания — 84, область древних лютичей и бодричей — 154, область сербов-лужичан — 252, Богемия — 130, Моравия — 16, итого 849, а с Россией — 2279.
В это число не вошли Городища южных славянских стран по неимению о них сколько-нибудь точных данных, хотя есть отрывочные сведения о существовании Городищ в Крайне (на Саве, около Лайбаха, до 20), в Сербии, в Боснии, о порядочном их числе в Нижней Австрии и т. д.
С другой стороны, и для вышеозначенных стран указанное число Городищ является, несомненно, далеко не полным, что видно уже из того, что каждый последующий исследователь в каждой области насчитывает их больше, чем его предшественники.
Так, для Волынской губернии на III Археологическом съезде в Киеве (1878). Рогге указал на 12 Городищ, но по данным, собранным после того Центральным статистическим комитетом, их оказывается там 158; о Минской и Могилевской губерниям до последнего времени было мало что известно в отношении Городищ, а по данным статистических комитетов их оказывается в Минской — 209, в Могилевской -144.
Не подлежит сомнению, что на месте многих нынешних городов — Москвы, Киева, Чернигова и так далее — были в глубокой древности "городки".
Неизбежно заключение, что в действительности число таких земляных сооружений в древности должно было быть еще значительно больше. Самоквасов допускает для России до 5000 Горрдищ, и это число, может быть, не преувеличено.
Несомненно, однако, что сохранившиеся городища не все принадлежат одной эпохе и одному народу, и было бы весьма важно подвергнуть их обстоятельному изучению в целях определения их древности, принадлежности тому или иному народу (или последовательно — нескольким), а также и их значения (или назначения). Средством для того могут служить: сравнение форм, местоположения, распределения Городищ, собрание всех относящихся к ним исторических свидетельств и народных преданий, сопоставление местных хорографических и топографических названий, раскопки площади Городищ, изучение находимых в них предметов, а также и раскопки ближайших курганов, древних кладбищ, свайных построек. Пока в этом отношении сделано еще очень мало, но кое-что уже добыто и должно быть принимаемо во внимание.