Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-07-02 12:05

ЭТРУССКАЯ ВОИТЕЛЬНИЦА

(Saoirse специально для V.D.)

Археология античности редко сообщает о воительницах древности. Отчасти это объясняется низким положением женщин в античных сообществах, что, в частности, выражалось в их отчуждении от войны и владения оружием. Однако, существуют серьёзные причины в будущем пересмотреть наши представления об участии женщин в военных практиках.

В ходе археологических раскопок в некрополе Тарквиния, в Тоскане (Италия) летом 2013 года была обнаружена запечатанная гробница. Некрополь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его наследие составляют более 6000 вырезанных в скале могил. Погребение, относящиеся к культуре этрусков, было датировано началом XI в. до н.э.[2]

Захоронение представляло собой узкую подземную камеру, внутри, помимо богатой коллекции керамики, бронзового сундука и росписей, обнаружились два отдельно лежащих скелета, на каменных платформах. На ложе рядом с одним из скелетов было копье, на второй платформе рядом со скелетом лежали украшения.

Здесь нужно сделать лирическое отступление. Чтобы определить пол скелета, необязательно делать анализ ДНК. При всей минимальности различий, существуют антропометрические измерения, позволяющие предположить пол, а также несколько чётких характеристик, позволяющих определить его наверняка. Самая достоверная из них, это форма костей таза, абсолютно различающаяся у женщин и мужчин. Проблема в том, что pelvis относится к очень хрупким костям и редко сохраняется для исследователей. Поэтому часты случаи, когда выводы о поле умерших делаются просто на основании археологических артефактов, то есть лежащих рядом с ними предметов. Согласно действующей на данный момент парадигме, с умершим кладут предметы, связанные с его основным родом занятий, а также указывающим на её или его социальный статус. Обычно логика исследователей вплоть до 21 века была такова: человек похоронен с оружием – значит, мальчик, с украшениями – значит, девочка.

Алессандро Мандолези, ведущий археолог раскопок сообщил, что найденный им скелет – знатный воин[4], потому что захоронение с копьём несомненно указывает на то, что умерший им пользовался, и оно отражало его социальную роль.

В случае с данной гробницей, состояние скелетов было хорошим и уже спустя месяц после сообщения о находке, появилось важное уточнение. Копьё держала женщина, а украшения мужчина. Если второй факт не вызвал никаких комментариев у археологов (по дизайну этрусские мужские и женские украшения почти не различались, и практика ношения их зажиточными людьми была весьма распространена), то символическое значение копья было немедленно пересмотрено.

Уже в следующей публикации Мандолези заявил, что раз копьё держит женщина, то оно должно быть означает что-нибудь иное, связанное с семейными ценностями, например. Возможно, заявил он, эта женщина просто жена воина, рядом с которой положили копьё, чтобы подчеркнуть их супружеское единство[1]. Журналисты, называвшие находку «этрусским воином», тут же переименовали её... нет не в «воительницу». В «принцессу».

Так мы можем наблюдать, как один и тот же предмет в руках мужчины и женщины толкуется по-разному, в строгой зависимости от предрассудков толкующего. Как же тогда должно выглядеть свидетельство о женщине-воительнице? Если изображение сражающихся женщин на вазе можно назвать ритуалом, наличие на костях следов от колотого оружия объявить не результатом участия в битве, а просто нападения на беспомощную жертву, а похороны с оружием связать с единением с супругом. Когда речь идёт о мужчинах, любое из этих свидетельств считается достаточным, чтобы понять, что перед нами воин.

Эта история всплыла благодаря исследовательнице античности Джудит Вайнгартен[3][5]. Многое из того, что написано в современных учебниках основано на интерпретациях археологических находок. На самом деле, выходит, что мы ни в чём не можем быть уверены. Сколько точно женщин были воительницами? Мореплавательницами? Участницами восстаний? Сколько неопределимых (не по вине исследователей тех лет, а по объективным причинам) костей с полей битв и «братских» могил записаны по ошибке в мужские? Сколько из тех могил на самом деле «сестринские»? Сколько ещё артефактов, начиная с раскопок 18 века, было истолковано неверно? До недавнего времени проверить подлинность подобных выводов было никак не возможно, но сейчас, с развитием естественно-научных методов, впервые появляется возможность – и осознаётся необходимость! – перепроверить наши данные.

Источники:

1. A Mandolesi, AR Tagliente Nella Tarquinia dei Principi. La Tomba dell'Aryballos sospeso // Archeo. novembre 2013. №345.

2. UNESCO. Etruscan necropolises of Cerveteri and Tarquinia.

3. How a Prince Became a Princess // URL: http://judithweingarten.blogspot.it/2013/10/how-prince-became-princess.html (дата обращения: 01.07.2017 21:13).

4. Nick Squires Italian archaeologists hail discovery of Etruscan warrior prince's tomb // The Telegraph. 2013. 23 сентября.

5. How a Prince Became a Princess (Part II) // URL: http://judithweingarten.blogspot.it/2013/11/how-prince-became-princess-part-ii.html (дата обращения: 01.07.2017 21:13).

ПРИМЕЧАНИЕ ОТ EQUALITY

Неправильная идентификация пола, в принципе, довольно распространенная проблема, особенно для ранних археологических исследований. Это происходит из-за переоценки важности сексуально атрибутированных вещей для определения пола захороненного человека[3] .

"Красная дама из Пэйвиленда" — это когда из-за украшений мужчину приняли за женщину, "Леди из Викса", которую считали мужчиной из-за очень богатого захоронения[1]. Также примером может служить захоронение в Онесе, где из-за содержания захоронения его посчитали мужским, но после проверки скелета поняли, что оно женское[2] (Еще несколько примеров есть в статье).

Источники:

1. Chamberlain, Demography in Archaeology, 90–91

2. Gender Bias in Archaeology // 02.07.2017 02:54 URL: https://storify.com/CharlotteBarley/gender-bias-in-archaeology-565eba9dd136c76d6a372466

3. Redon, A. Female warriors of the Viking age. Fact or fiction?.


Источник: judithweingarten.blogspot.it