Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-07-08 07:54

Если вечная мерзлота растает, всё пойдёт вверх дном

глобальное потепление

Почвоведы и гидрологи видят в ямальских болотах баланс климата планеты.

Кто не поражался тому, как выглядит Ямал с высоты? Голубые глаза-озера, вены-речки, темные с переливами ожерелья болот – их как раз больше всего – захватили целую треть нашего региона. Кому-то страшно, зато ученым раздолье!

Более 70 ученых из России, Франции, Эстонии, Беларуси, Канады и Англии собрал V Международный полевой симпозиум «Западносибирские торфяники и цикл углерода: прошлое и настоящее» и международная конференция «Углеродный баланс болот Западной Сибири в контексте глобального изменения климата». Ученые исследовали водоемы и болота в Югре и в окрестностях Ноябрьска, привлекшие внимание науки еще 17 лет назад.

Настолько заболоченных территорий, как на Ямале, нигде нет, говорит Нина Миронычева-Токарева, доцент, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией биогеоценологии Института почвоведения и агрохимии СО РАН из Новосибирска:

– Болота аккумулируют углерод, выделяют углекислый газ и другие парниковые газы, соответственно, изучая их, мы можем сказать, меняется или нет климат на Земле.

Ученые установили, что в ямальских водоемах стало меньше воды.

– Особенно заметно обмеление рек и озер лесотундры. Например, по сравнению с 2008 годом уровень воды в озере Ханто снизился на метр, – констатирует Нина Петровна. – Возможно, вода уходит в пустоты, из которых выкачали газ и нефть.

Зато болота расширяются и теснят леса, утверждает кандидат биологических наук Института почвоведения и агрохимии СО РАН Наталья Коронатова.

– Увидела, что в болотах появились большие трещины, достаточно опасные, в них можно провалиться, – рассказывает Наталья Геннадьевна. – На Ямале мы исследовали те, которые только начинают становиться мерзлыми. На них появились мертвые гряды, образуются провалы, протайки. Возможно, на такие процессы влияет потепление климата.

А что произойдет, если трясины исчезнут совсем, или, напротив, разрастутся?

В Югре и во Франции почвоведы создали стационарные пункты исследований болот – небольшие парники с открытым верхом, в которых моделируют изменения климата на планете. Например, увеличивают температуру на один-два градуса и смотрят, что получается.

– Болота усваивают углерод из атмосферы с тем, чтобы его закупорить в торфе. Это происходит в течение многих тысяч лет. Когда растительность на болоте умирает, она не разлагается, а накапливается в воде, поскольку нет доступа кислорода. Таким образом, углерод оказывается погребенным. Пока он остается в болоте, он не играет роли в парниковом эффекте. Однако чем больше болот и воды, тем больше будет выход метана. Он усиливает парниковый эффект в двадцать раз сильнее, чем углекислый газ, – рассказывает «КС» Фатима Лагун-Дефарж из французского Национального центра научных исследований. – Если болота осушают, появляется больше углекислого газа. Если, напротив, повышается уровень воды, увеличивается количество метана. И то и другое губительно для экосистемы. Необходимо сохранять баланс за счет оптимального количества болот.

На Ямале Фатиму Лагун-Дефарж больше всего впечатлили бугристые болота, мерзлота, сложность экосистемы и то, что она настолько управляема гидрологическим режимом: «Очевидно, если вечная мерзлота растает, то система выйдет из баланса и всё пойдет вверх дном: появится больше воды, станет образовываться много бактерий, которые выделяют метан. Газ, выходя в атмосферу, будет усиливать парниковый эффект, который увеличит таяние. Получается замкнутый круг».

…Образцы почвы, собранные на Ямале, изучат в лабораториях разных стран. Исследования лягут в основу научных работ.

– Практические результаты симпозиума и конференции важны для всей планеты. Мы вернемся на Ямал в августе, продолжим работу, – заключает Нина Миронычева-Токарева.


Источник: www.ks-yanao.ru