«Они буквально подпирают трубопроводы». Какую угрозу могут нести газовые выбросы для людей и промышленных объектов?
Бдительность оленевода Михаила Окотэтто снова сделала наш округ центром острого научного интереса. Примерно в 35 километрах от поселка Сеяха произошел мощный взрыв. Около минуты из земли с гулом рвался огонь. Облако пара, по словам очевидца, поднялось на высоту нескольких километров. Сегодня в причинах и следствиях этого явления разбирается наука. И вовсе не из праздного любопытства. Газовые выбросы могут нести в себе серьезную угрозу для людей и промышленных объектов.
Уже через 30 часов к источнику новой сенсации была доставлена научная экспедиция. Оперативность в таких случаях крайне важна для сбора свежих анализов грунта, воды и газовой смеси.
«Мы отбирали пробы из глубинных отложений, из жерла кратера грубо говоря, а это вот оголенный песок, который тоже будет интересно проанализировать», - показывает на находку Антон Синицкий, сотрудник Научного Центра изучения Арктики.
Этой воронке ученые присвоили номер 11 и условное название «Сеяхинская». Выход газа произошел в русле реки и кратер моментально заполнился водой. Его глубина - примерно 50 метров, мерзлотный грунт разбросало от эпицентра почти на километр.
«И это понятно, что это никакой не метеорит, а вот выбросы газа. Что здесь произошло, мы пока не знаем. Мы, сегодня, на мой взгляд, хорошо отработали - взяли пробы воды, грунта, воздуха. Поэтому дальше будут работать в лаборатории ученые, делать выводы», - сказал Александр Мажаров, замгубернатора ЯНАО.
Напоминаем – первая воронка на Ямале была обнаружена летом 2014 года в 30 километрах от Бованенковского месторождения. Ее диаметр - до 60 метров, глубина - до 20. Тогда ученым впервые в мировой практике подобных явлений удалось опуститься на дно и взять оттуда пробы грунта.
Еще один провал на этой неделе ученые обнаружили и в южной части полуострова. Теперь это объект номер 12 - «Еркутинский». Диаметр кратера - до 10 метров, видимая глубина - до 30.
«Мы по данным космоса выделили 7 000 бугров, даже больше чем 7 000. Это не значит, что каждый бугор представляет из себя опасность, но тем не менее, ясно, что уже можно подводить некоторые итоги. Это бугры пучения, которые в народе называют бугуняхи. На западе их называют пинго, по-научному можно говорить гидролакколиты», - поясняет Василий Богоявленский, замдиректора по научной работе Института проблем нефти и газа РАН.
Подобную активность недр ученые напрямую связывают с потеплением. Твердый покров Ледовитого океана каждые 10 лет подтаивает, в среднем, на 14 процентов. Этот процесс провоцирует мощную дегазацию недр. Она наблюдается по всему миру.
Для точности анализа и достоверности выводов, очень важно оказаться на месте события, что называется, по самым горячим следам. Выброшенный взрывом лед быстро тает, берега кратера размываются. Через год они превращаются в достаточно обычные озера – таких на Ямале тысячи. Рядом пройдешь - даже не остановишься. Но именно сейчас у ученых появились все основания утверждать, что большинство таких озер имеют вот именно такое - ВЗРЫВНОЕ происхождение.
В атмосферу вырывается не глубинный, а только «подмерзлотный» газ. Классические тундровые «бугры» формируются и растут десятки, и даже сотни лет. Известна прямая зависимость между выходом газа и сейсмической активностью региона. Проще говоря, землетрясениями.
Схематично это явление выглядит так:
Под воздействием высокой температуры атмосферы над поверхностью лед внутри гидролакколита подтаивает, вода, переходя в жидкое агрегатное состояние начинает занимать меньший объем, а образовавшиеся в структуре грунта пустоты заполняются газовой смесью с большим процентом метана. И когда давление газа в образовавшемся куполе начинает превышать давление пласта почвы на поверхности, по простым законам физики происходит выброс, реже - взрыв.
Именно эта часть явления и несет в себе реальную опасность. Мощь выброса непредсказуема и остановить его невозможно. А территория полуострова перегружена объектами добывающей отрасли. В зоне кратера могут оказаться буровые установки, компрессорные подстанции, нефтяные и газовые магистрали. Поэтому само главное в этой ситуации - научиться предугадывать.
«В ряде мест бугры пучения, и мы это видим и из космоса, и видно это непосредственно при облете территории на вертолете, они буквально подпирают трубопроводы. Я бы даже применил такой термин – кое-где мы видим, что они даже домкратят трубопроводы. Понимаете? Они, может, даже немного начинают изгибать эти трубопроводы», - констатирует ученый Василий Богоявленский.
Для предупреждения подобных явлений округу необходима система постоянного сейсмоконтроля.
На Ямале сейчас установлены 3 сейсмические станции. В Сабетте, Бованенково и Харасавее. Выброс 28 июня они зафиксировали, более того, установили его точные координаты. Однако ученые считают, что этого недостаточно. Требуется не менее 6 точек постоянного наблюдения. И вместе с имеющимися еще - на острове Белом, в районе Уренгоя и в Салехарде.
Крупные нефтегазовые компании уже сейчас проводят собственный мониторинг подобных объектов. В некоторых случаях ведется упреждающее разбуривание, воду откачивают и таким образом снижают накопившееся под тундрой давление.
Ожидается, что ситуация с ямальскими «воронками» - гидролакколитами войдет в повестку дня ближайшего заседании Госкомиссии по проблемам развития Арктики.
Источник: Вести Ямал
Источник: vk.com