Городской посёлок расположен на северо-востоке Ташкентской области (Бостанлыкский район) на расстоянии около 100 км от Ташкента, в юго-восточной части Чарвакского водохранилища на высоте 960 м западной оконечности Коксуйского хребта (Западный Тянь-Шань).
Расстояние от Ташкента - 120 км, дороги асфальтированные, автобусные. От города Газалкент, который расположен в 57 км от столицы Узбекистана, два пути подъезда:
- через плотину Чарвакского водохранилища,
- через перевал Меловой и зону отдыха Чимган.
В Бричмуллу ходят рейсовые автобусы, но лучше всего добираться собственным транспортом. Связь с Ташкентом и другими регионами - телефонная, через коммутатор в Газалкенте. Интернет отсутствует. Местами есть связь по мобильным телефонам.
В Бричмулле микроклимат создается благодаря предгорьям и Чарвакскому водохранилищу, которое в летнее время увлажняет воздух и уменьшает зной (+40 градусов по Цельсию). Однако в зимнее время здесь чувствительные холода (до -20-25 градусов по Цельсию).
Природные условия Бричмуллы создают особую привлекательность для любителей ландшафтного и экологического туризма. Здесь расположен каньон Коласья, пик Охотничий (3099 м) и протекает река Коксу, имеются водопады. Главная достопримечательность - Чарвкаское водохранилище. На территории этой зоны проживают медведи, горные козлы, кеклики. Разнообразен растительный мир.
ИСТОРИЯ
На территории Бричмуллы в средние века сходились горные пути из Чача (Ташкента) в Семиречье, Фергану, долины Коксу, Чаткала. Как говорят археологи, в тот период Бричмуллу считали городом (правда, у него было иное, чем сейчас название), который с трех сторон был защищен реками. Отвесные берега считались естественной и надежной фортификационной линией. Археолог и историк Сервер Аширов отмечает: "с восточной стороны город прикрывала оборонительная стена, сохранившаяся в виде вала длиною в 550 м и высотою до 2, 5 м. Общая площадь городища - около 16 га".
Вплоть до ХХ века у Бричмуллы существовала переправа через реку Чаткал. В юго-западной части городища была отмечена небольшая, незаметная тропинка, ведущая к берегу. Здесь, в скале жители пробили туннель, который позволял во время осады осуществлять спуск к воде и наполнять запасы питья. Дома горожан строились из пасхы (глина и сено) с добавлением камней, стены достигали толщины в полметра, а у тех зданий, которые служили для обороны - полутора метров. Начало жизнедеятельности поселка датируется археологами VI веком нашей эры. Это пора могущества тюркского каганата, когда в предгорных и горных районах Чирчика стали возникать оседлые поселения и укрепленные замки. Бричмулла играла важную роль уже в период возникновения как крепость, охранявшая пути в горные, богатые различными металлами районы. В IX-X веках поселение разрослось в город, обнесенный стеной. В его северной части располагалось особое укрепление с гарнизоном.Основная масса горожан занималась рудокопством и обработкой металла. Ремесленники плавили и обрабатывали железо и медь. Археологи и геологи зафиксировали в горных районах Коксу и Чаткала древние выработки, связанные с добычей полиметаллических руд. Интенсивно добывались мышьяк, минеральные краски, серебряно-свинцовые руды. Для добычи железа использовали обогащенные гематитом гальки, собирая их в русле рек. Обнаружены печи с мехами для принудительной подачи воздуха при плавке железа.
Некоторые археологи задавались вопросом, что за город располагался на месте нынешней Бричмуллы? Существует версия, что это Ардланкент, единственный из упомянутых в Х веке городов долины Чаткала, между тем основные археологические материалы городища относятся к XI-XII векам. Но есть противники этой версии, утверждавшие, что Ардланкент - это город Кульбескан, расположенный в устье реки Аксу, площадью в 8 га.
Как бы там ни было, город опустел к XII веку, в конце XIV-XVI веков он опять возрождается, однако периодически угасал и расцветал до XVIII века. После этого его окончательно забросили, и лишь затем несколько выше от него было заложено новое поселение - Бричмулла (Бурч - башня, угол, возможно, от названия строения, находившегося в между гор). Впоследствии произошло расселение части жителей по правобережью Коксу - в поселок Яккатут.
В XVIII-XIX веках в окрестностях Бричмуллы добывали золото. Механизм его был прост: натягивали шерстяные ковры, сверху засыпали песок и заливали водой, которая уносила песчинки, а золотые чешуйки застревали в ворсе ковра. Четыре человека за один день добывали 10-30 золотника (это 42, 7 - 128, 1 грамм). В 1860 году здесь наладили производство чугуна.
"Долг священника" - легенда о Бричмулле
Существует другая версия названия поселка. "Бричмулла" переводится некоторыми экспертами как "Долг священника". В связи с этим бричмуллинцы рассказывают следующую легенду.
Когда-то в этом поселке жили люди, которые погрязли в коррупции, обмане, предательстве, воровстве, они не любили трудиться и жили только в свое удовольствие, не постигая духовных ценностей. И поэтому Бричмуллу не оставляли в покое различные несчастья - разрушительные землетрясения, оползни, сель, приносившие гибель всем живым и менявшим рельеф местности, эпидемии, от которых умирали как люди, так и животные, а также заглядывали с кровожадными целями иноземные захватчики. Жители не знали, как избавиться от напасти.
Однажды к ним явился мулла - священник. Он сказал: "Вы прогневали бога, потому что не следуете заветам пророка. Вы думаете о желудке, но не о душе. Вы обманываете бедных и ничего не даете страждущим. Но я вам помогу. Вы должны изменить свой образ жизни, а я попрошу Аллаха простить вас". Жители согласились. И тогда мулла стал молиться, просить Всевышнего сжалиться над людьми и принести на эту землю долгожданный мир и спокойствие.
Он так старался, так отчаянно умолял Бога, что тот, услышав его с заоблачных высот, согласился: "Раз об этом меня так упорно просит священнослужитель, то я не могу отказать, пойду навстречу желаниям своих земных рабов", - и он прекратил насылать на землю разрушительные силы. С тех пор в Бричмулле наступило благоденствие. Жители стали благодарить муллу, а тот ответил: "Не благодарите меня - это мой долг". В память о нем люди прозвали свой поселок как "Долг священника". Иногда, правда, бричмуллинцы нарушают свой обет, и происходят землетрясения и оползни - это намек, что Аллах все видит и все знает. И что жители должны помнить, как за них просил мулла.
Источник: vk.com