Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-06-20 10:39

Вулканариум на Камчатке. Как силами энтузиастов в регионе построен уникальный современный музей.

Вулканология, Вулканы

На Камчатке на один вулкан стало больше: проснулся ранее не известный, но сразу ставший действующим, вулкан в центре Петропавловска-Камчатского – первый в России визит-центр «Музей вулканов на Камчатке «Вулканариум».

Коренные жители верят в то, что вулканы – живые организмы, и с их помощью земля общается с нами, показывая нам своё одобрение (или наоборот). Так получилось, что 15 июня 2017 года, в день открытия нового музея, оживились сразу несколько камчатских вулканов. Сначала Шивелуч выбросил пепловый столб в высоту 9 км, видимо, давая своё согласие и принимая новый вулкан в свою большую семью. Следом за ним, в тот же день выбросил пепел Ключевской вулкан, а на другой день – вулкан Безымянный.

Два неравнодушных, творческих человека, энтузиаста, любящих Камчатку – Самойленко Сергей Борисович и Алёна Александровна, приложили большие усилия, чтобы сделать что-то похожее и близкое к настоящим вулканам.

Путь к созданию Музея был долгим, можно сказать «длиною в жизнь». Но когда любишь свою малую родину – свою Камчатку, то находишь в себе силы исполнить мечту, насколько она бы ни казалась сложной или далёкой.

Сергей Борисович – учредитель Музея, родился и вырос на Камчатке. По образованию – физик, работает в Институте вулканологии и сейсмологии ДВО РАН уже более 10 лет, старший научный сотрудник.

В 13 лет Сергей уехал учиться на «большую землю» в Новосибирск и сразу начал рассказывать о Камчатке, показывал фотографии, слайды. Каникулы проводил на Камчатке и, возвращаясь на материк, привозил в чемодане камни, рассказывая о природе их происхождения. Высшее образование получил в Новосибирске, затем уехал за рубеж, защитился там, но знал всегда, что вернется на Камчатку, чтобы заняться наукой, вулканологией.

Обладая талантом хорошего рассказчика, Сергей Борисович помогал организовывать краевые праздники – «Дни Вулкана», обучал гидов. Вскоре это стало выходить за рамки хобби. Так и началось рождение Музея вулканов.

На Камчатке есть два музея, которые подробно рассказывают о вулканах: КГБУ Камчатский краевой объединенный музей (краеведческий) и Научный музей института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН. Но у них – разные задачи. Научный музей института вулканологии и сейсмологии – лаборатория, подразделение, хранящее уникальную вулканологическую коллекцию, бесценную для учёных, но которое может делиться ею лишь с небольшим количеством людей. Если туда приедет 1000 туристов, которые захотят посетить этот музей, то он с таким потоком не справится. Поэтому возникает обида у туристов, видная по отзывам: «прекрасный музей, но туда не попасть, не пускают». Не то, чтобы не пускают, у него другая задача.

Краеведческий музей — замечательный Музей с большой буквы. С фондом, с научным подходом, он охватывает историю, геологию, биологию, зоологию. Если туда выставлять большую вулканологическую коллекцию, то придётся потеснить птиц, этнос, историю края.

Музей «Вулканариум» занимает нишу, которую ждал край, город. Он представляет, наконец, всё то, что за полвека Институт вулканологии и сейсмологии смог накопить. В лучшие времена в Институте работало более 700 человек. Сейчас больше 200 сотрудников, и это все люди, которые посвятили жизнь изучению Камчатки и, конечно, эти знания требуют освещения. Поэтому «Вулканариум» это место, где организаторы показали Камчатский край и знания, накопленные Институтом за 55 лет работы, при этом сумев перешагнуть рамки музея, сделав его интерактивным.

Сергей Борисович большой сторонник «информального образования» – индивидуальной познавательной деятельности за рамками общеобразовательных программ, когда человек по собственной активности начинает изучать то, что ему интересно. Это самообразование и образование как образ жизни, когда человек ищет знания сам по мере того, как ему это становится интересным. С развитием интернета это стало всё более возможным. Музей «Вулканариум» не может рассказать абсолютно обо всём, но он может показать, куда уйти вглубь, чем можно заинтересоваться. Его интерактивность проявляется в том, что практически все экспонаты можно трогать, рассматривать, в том числе через лупу. Класть в карман смысла нет, поскольку за пределами рассказа эти образцы теряют интерес. Задача Музея показать и туристу, и городу то, что они и так каждый день видят под ногами, но привычно оставляют без внимания. Есть и уникальные образцы, но их не так много, и не в них сила Музея. В будущем фонды будут расти, люди будут сами приносить редкое и необычное. Но сейчас важнее поднять камень и рассказать, что же в нём интересного, чтобы этот камень стал «говорящим» образцом для туриста или для жителя. Потому, на первый взгляд, там лежат очень простые «каменюки», но каждый из них многое рассказывает о своём вулкане, из которого он появился. В Музее объяснят нам, почему у вулканических озёр такой необычный цвет и как это связано с цветом синих глаз, синего неба и лунного камня. Очень интересный рассказ о зарождении жизни на планете, о большом разнообразии камней, не меньшем, чем у живых организмов.

Есть очень необычный уголок – кусочек камчатской тундры с живыми лишайниками, которые можно покормить — побрызгать из пульверизатора дождевой водой и рассматривать через увеличительное стекло, как они раскрываются от обилия влаги. Тут Музей опять выходит за рамки вулканологии, организаторам хотелось, чтобы посетитель увидел этот удивительный мир, мимо которого он обычно проходит. Ведь там – целая вселенная, всё живое. Когда человек окажется за пределами города, он вспомнит, что видел и что теперь знает. Осмысленный взгляд это всегда уже другой взгляд, и вот это – одна из целей работы Музея.

Модель цунами, физическая модель лавового потока – Музею есть не только что рассказать, но и что показать. Та же самая свеча обыкновенная, которая горит у нас дома, это – маленькая физическая модель лавового потока. Нам расскажут об этой связи, а уже дома, посмотрев на свечу, человек сможет услышать голос земли.

В Музее совместили и оригинальное наполнение, и оригинальное исполнение, чтобы получился совершенно ни на что не похожий экспонат. 3D печать позволила создать коллекцию вулканов с географической точностью. Все они выполнены в одном масштабе. В действительности они разбросаны по всей Камчатке, а в Музее собраны все вместе, и зритель может увидеть, насколько велик Шивелуч в сравнении с Карымским, насколько грандиозна Ключевская группа вулканов и почему Ключевской вулкан, хотя он и самый высокий, не является самым большим (Шивелуч гораздо больше). Это будет интересно и человеку, который ни разу не видел вулканы, а также и тем, кто уже был на экскурсии в Долине Гейзеров. Теперь посещение Камчатки туристами станет более осмысленным, еще более ярким, вид из иллюминатора вертолёта станет знакомым.

Организаторы с гордостью сообщают, что Музей создали горожане. Это не какая-то корпорация, не заказ федеральной власти. Это – инициатива города. И все, кто участвовал в стройке – это предприятия города, неравнодушные люди, которые помогли с фотографиями, с оформлением, здесь и художники-бутафоры, и электрики, ребята, которые делали мебель, придумывали как запустить лавовый поток, как сделать вспышку молнии. Это – самое ценное. Такая народная стройка получилась. Не было какого-то подрядчика, всё держалось на том, что люди собрались вместе и начали делать вместе такой музей сами для себя. Организаторы приложили много сил, чтобы Музей добавил краски в город Петропавлоск-Камчатский. Дизайнеру Татьяне Сухиной удалось сделать экспозицию высочайшего уровня. Ведь одно дело – подать информацию в доступном виде и совсем другое — ещё и ярко, красиво подать её.

Музей рассчитан и на туриста, и на жителя города. Никто не останется обиженным. По завершению туристического сезона, для горожан будут действовать отдельные предложения. В Музее с особенным трепетом ждут местных жителей, им расскажут, почему песок чёрный и магнитится, как устроена Авачинская бухта, как называются все сопки, которые окружают город, какая из них – вулкан, а какая – просто гора, из чего сделана Мишенная сопка, как в городе появляются куски обсидиана, прикатываясь по дну бухты с противоположного берега. Когда живёшь в мире, в котором всё понимаешь, и отношение другое получается: город и край воспринимаются как свой родной дом.

Организаторы позиционируют своё дело как социально-ориентированный бизнес. В музеи приходят дети из детских домов, из неблагополучных семей, для многодетных есть фиксированная скидка, для семей пришедших полностью, тоже специальные предложения. Приходят дети и с задержками развития, им уделяют внимание со своим особенным подходом. Для тех же, кто не может приехать в Музей вулканов по причине территориальной отдалённости, при поддержке Правительства будут организованы выезды в регионы – Дни науки. Собирается научный десант, и часть экспозиции выезжает в другой город.

Текст: Анастасия Андреенкова, Петропавловск-Камчатский