Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
В основе продуктивного взаимодействия внутри человеческих и животных сообществ лежит реципрокный, или взаимный, альтруизм: «Ты — мне, я — тебе». Подобные отношения описаны у обезьян и птиц, в частности у воронов. Реципрокность бывает положительной и отрицательной: например, ворон может перестать сотрудничать с той птицей, которая его раньше обманывала.
Реципрокный альтруизм не работает, если участники взаимодействия быстро забывают свои решения и решения других участников общения. Кроме хорошей памяти важно умение узнавать участника взаимодействия и соотносить с ним свой опыт взаимодействия. Известно, что ворон может запомнить людей, которые пытались нанести ему вред или напугали, даже если этот эпизод был однократным.
В эксперименте, который должен был определить способность воронов запоминать несправедливость по отношению к ним, участвовало девять птиц. Ворон получал от тренера кусочек хлеба (менее ценный продукт), отдавал его другому человеку, а взамен получал сыр (более ценный продукт). «Честный» экспериментатор всегда совершал обмен по правилам, а «обманщик» забирал хлеб у ворона и съедал сыр сам. В ходе эксперимента проводилась серия таких обменов: «честный» экспериментатор всегда вел себя честно, а «обманщик» всегда обманывал. Также в эксперименте принимал участие ворон-наблюдатель из числа девяти испытуемых, который просто наблюдал за происходящим.
Ход эксперимента с воронами: «честный» экспериментатор, экспериментатор-«обманщик» и усложненный вариант эксперимента через два дня. Видео: J.J.A. Muller et al., 2017 / CC BY-NC-ND 4.0
Ожидаемо, что птицы в этом эксперименте чаще выбирали «честного» экспериментатора. Через два дня и через месяц повторялся усложненный вариант эксперимента. Ворону необходимо было выбрать того, с кем сотрудничать, из троих человек: «честный» экспериментатор, «обманщик» и нейтральный экспериментатор, который возвращал ворону его кусочек хлеба и не давал сыр. И через два дня, и через месяц птицы почти всегда выбирали «честного» экспериментатора. Из этого исследователи сделали вывод, что вороны способны запоминать не только опыт угрожающего взаимодействия, но и нечестное отношение к ним.
Вороны-наблюдатели не проявили схожих предпочтений в выборе экспериментатора для сотрудничества: они одинаково часто выбирали «честных» и «нечестных». По мнению авторов исследования, это указывает на то, что обучение воронов происходит преимущественно на собственном опыте, а учитывать чужие взаимодействия для построения собственных программ поведения они не могут.
Исследование опубликовано в журнале Animal Behaviour.