И хотя разлом и таяние поверхности шельфового льда Ларсен С звучит, как указатели изменения климата, всё же эти процессы - естественные.
Антарктида может похвастаться наличием многих превосходных степеней: это и самый засушливый континент, и самый холодный, и самый отдалённый, и самый ветряный и самый высокий, если учитывать усреднённое положение. Ну, а прямо сейчас - когда уже настала середина зимы - он к тому же и самый неосвещённый Солнцем континент. Поскольку трещина континентального шельфого льда удлиняется и подходит всё ближе к ледовому фронту, мы ожидаем отслоение большого в форме пластины айсберга в течение последующих нескольких недель.
Это происходит после наблюдений за водопадом, образовавшегося на другом ледовом шельфе прошлым летом, что говорит о массивном таянии на нескольких ледовых шельфах, и, согласно отчёту, составленному на прошлой неделе, всё это указывает на широкомасштабный процесс таяния льда, который охватывает выпадение осадков аж за границей 82 градуса южной широты, в течение прохождения явления Эль-Ниньо 2015-2016.
Шокированы ли гляциологи этим? Собирается ли Антарктида полностью растаять? Скоро ли разрушится Ларсен С? Ответ на все эти вопросы - отрицательный. Гляциологи не обеспокоены большей частью этих процессов; поскольку это лишь примеры всего того, что Антарктида и так делала на протяжении тысяч лет. Но поскольку существует потенциальная связь между ледяным щитом и изменением климата, гляциологи неожиданно столкнулись с ситуацией, когда наука это вывела в центр внимания на ежедневной основе, и потому, каждый раз, когда трещина увеличивается или образовывается поток талой воды - то появляются и новости. Вся эта ситуация напоминает головоломку, мы хотим, чтобы люди знали об Антарктиде и задумались над тем, что произойдёт в ближайшем будущем при изменении климата. Но разрекламированные результаты исследования, заявляющие об изменении климата, лишь улучшают наше понимание естественного поведения, несколько вводя нас в заблуждение.
Чтобы понять всё это, нам необходимо представить себе, как работает Антарктида. Ледяной щит хранит около 90% всей пресной воды Земли, что можно перевести в цифры в 60 метров подъёма уровня моря по всему земному шару, если он растает. Если же Ларсен С исчезнет, его потоки придадут дополнительно около 1 см к глобальному уровню моря. Лёд попадает туда благодаря снегопадам, точно также, как и лыжные склоны в Шамони (Франция), но, в Антарктиде, когда ежегодная температура колеблется от -5 градусов С до -60 градусов С, большая часть снега, выпадающего в течение зимы остаётся и в конце каждого лета. В течение миллионов лет, снегопады прибавляли количество снега, утрамбовываясь новым снегопадом, и так рос ледяной щит. Когда лёд достаточно плотный, то он сползает вниз по склонам к океанам, где приподнимается возле суши, переходя в плавучее состояние., образовывая ледяной шельф. Контактируя с океаном внизу и с атмосферой вверху, устанавливается некий баланс, чтобы поддерживать размер. Ледяной щит отдаёт дополнительный лёд, получаемый благодаря снегопадам посредством двух процессов, происходящих у ледяных щитов - образование айсбергов у фронта, и оттаивание в подводной его части. Ледяные шельфы также скрывают поток наземного льда, если отток влаги от ледяных шельфов превышает приток, получаемого благодаря снегопаду, то они будут сокращаться, и тогда ледники почувствуют меньшую сопротивляемость для оттока, и следовательно, повысится уровень моря.
А это не может не вызывать беспокойства: антарктические ледяные щиты повсюду ускоренно сокращаются, и ледяной щит теряет массу в ключевых секторах Антарктиды. Постоянная потеря массы вскоре должна привести к необратимым последствиям. Однако, нам не обязательно нажимать на тревожную кнопку по Ларсену С. Крупные явления обрушения, как вот эти - это нормальные процессы здорового ледяного щита, они происходят на протяжении десятилетий, столетий, тысячелетий - в составе циклов, которые намного длиннее жизненного периода человека или даже спутника. Пролом Ларсен С напоминает дюжину других трещин, наблюдавшихся и прежде в Антарктиде. Айсберг, даже такой большой по размеру, как штат Делавер (США) или размером в четверть Уэльса - слишком мелкий по сравнению со всем ледяным щитом, который, в среднем, достигает толщины в 1,4 мили (2,2 км) и больше по площади, чем сама Австралия. Всё это можно сравнить с крупинкой риса в большом мешке риса. И потому, водопады по краю ледяного шельфа - это не катастрофа. Таяние поверхности льда - обычное явление и происходит оно каждое лето, когда температура превышает 0 градусов С, согласно отчётам, опубликованным в 1990 годах.
Поэтому, поскольку разрушение льда и таяние поверхности могут подразумевать признаки изменения климата по отношению к Антарктиде, эти процессы, на самом деле, являются частью общей картины, когда необходимо искать настоящие изменения. Настоящие изменения там происходят, и когда мы сообщим о них, их надо будет особо выделить. Предыдущие явления разрушения охватывало значительные количества талой воды, образовывавшие запруды на ледяном шельфе, который уже и так ослаб. Мы этого не наблюдаем на Ларсен С. Мы продолжим следить за Антарктидой со спутников и с суши, но мы не будем поднимать панику по поводу неизбежного разрушения Ларсен С.
Хелен Аманда Фрикер
Скриппский институт Океанографии (США)
Источник: www.theguardian.com