Гора Бойка. Места Силы.
Крым.
Массив Бойка или Крымская Шамбала, — так давно её называют люди.
И не с проста! Эти горы являются уникальным природным творением и аномальной зоной, несущей энергетическую и историческую ценность. Наполненные легендами и фактами, многолетней историей про аномальные явления, исследования уфологов и экспедиции за Граалем и другими артефактами.
Массив Бойки занимает особое место в исследованиях средневековой истории Таврики. По мнению исследователей, Бойка представляет собой уникальное явление среди прочих укреплений Юго-Западного Крыма. На территории Бойки обнаружены остатки шести средневековых поселений.
Средневековые фортификаторы возвели стены, перегораживающие перевалы, ведущие вглубь массива. На одной из вершин Бойки в VIII–IХвв. был построен большой по тому времени храм Спаса. Кроме этого, были выстроены три укрепления — два из них — на вершине утёса Курушлю-кая, третье — по определению археологов — укреплённый загон — на утёсе близ Бойкинского водопада.
Хребет, соединяющий массив с Ай-Петринской яйлой был перекопан глубоким рвом. Площадь, огороженная стенами, достигает 225 км? По размерам с ним не может сравниться ни одно укрепление Таврики. По предположению О.И.Домбровского, это городище представляло собой замкнутый удел, состоящий из нескольких сельских поселений, объединённых вокруг большого храма Спасителя, который в Х-ХIIIвв. являлся религиозным и административным центром.
Видимо, Бойка представляла собой укреплённый церковно-феодальный комплекс — явление, оригинальное среди средневековых памятников Крыма. Аналогичное явление представлял собой массив горы Аю-даг с её стенами и укреплённым монастырём. Возникновение укреплений на Главной гряде Крымских гор историки относят к VIII в. Именно тогда полуостров попадает под власть Хазарского Каганата. В середине VIII в. хазары, пользуясь ослаблением влияния Византии на горную Таврику, активно проникают в предгорья, обкладывая население тяжёлой данью. Всё это привело к вспышке антихазарского восстания 787 г., жестоко подавленного властями Каганата.
Власти Каганата ремонтируют и восстанавливают византийские крепости Мангуп и Чуфут-кале, возводят укрепление Кыз-Кермен. Военные невзгоды, связанные с борьбой за влияние в Таврике Хазарского Каганата и Византии, а потом и проникновение в Таврическую степь печенегов заставляют местное население искать убежища в горах.
В условиях нестабильности обстановки, постоянной угрозы набега и ограбления, местное население прибегает к строительству укреплённых стенами горных убежищ. Методы строительства, очевидно, несут следы местной традиции и примеров византийской фортификации. Стены бойкинских укреплений сложены из дикого камня насухо или с использованием известкового раствора. Их ширина — 1,5 — 2,6 метров, сохранились в высоту до 3-х метров. Длинными стенами перегорожены доступные перевалы, ведущие на плато Бойки. Общая протяжённость заградительных стен массива достигает 1500 м. Кроме того, имеются три укреплённых убежища, условно называемые Куршлюк-I, II, III. VIII — Хвв. — время окончательной победы христианского мировоззрения в Горной Таврике. Именно в это время создаётся Готская епархия. В крепостях и на поселениях строятся храмы. К IХ — Хвв. относится и создание в Горной Таврике христианских монастырей.
Гора Сатера находится на горном массиве Бойка, в нескольких километрах от села Богатырь Бахчисарайского района Крыма. Именно там было одно из феодальных укреплений Византийского княжества Феодоро (Дори), где и был поставлен некогда православными греками монастырь Христа Спасителя. Уж что ранее было построено — укрепление или монастырь — не известно. От монастыря и его храма остались лишь остатки фундамента, а от укрепления — и вовсе почти ничего нет. Встречаются и фрагменты стен там, где на гору было легче всего подняться.
Возле стен ныне установлен крест и банка для пожертвований паломников. На месте где сейчас находятся остатки фундамента самого большого в Крымских горах православного храма находилось древнее святилище. Место это известно ещё с очень далёких (14 в. до н.э) и было почитаемым всегда и всеми. Кто приносил к нему цветы, кто — фрукты, кто — богатства свои, а кто прости приходил и проходит с одной молитвой, — Отче наш, в которой заложены все просьбы к Богу, от прощения до нисшествия Духа Святого на человека. Просите Создателя и получите. Помните только, что дано будет вам по вашей готовности нести Свет Сердца миру и не иначе.
О существовании на Бойке большого храма Спасителя рассказывал ещё известный крымский краевед В.Х.Кондараки. В 1955–1956 гг. археолог О.И.Домбровский, обследуя Бойкинский массив, обнаружил руины храма на возвышенности близ Махульдурского перевала. Большой храм (его размеры 27 х 18 м.) был построен из местного, довольно красивого камня — бойкинского конгломерата. Он представляет собой трёхнефный, трехапсидный храм базиличного типа. Внутри храма — захоронения, очевидно, священников, служивших в нём.
Гора окутана тайнами и славится своими мистическими историями. Говорят, что во время двух археологических экспедиций, проводимых на горе Бойка в 60-х гг. (под руководством профессора О.И. Домбровского) и 80-х гг. (под руководством учёного В.Л. Мыца), некоторым членам экспедиций, во время замера руин, очень часто становилось не по себе. Жители окрестных деревень, расположенных рядом с Бойкой, знают о загадочном влиянии горы на разум человека, и поэтому стараются обходить её стороной. Но исследователей древних тайн это не останавливает. Гораздо ранее, в 1927 году, на бойкинском плато побывала ещё одна экспедиция, под руководством учёного-оккультиста А.В. Барченко. Неоднократные попытки найти таинственную Шамбалу привели его в Крым, к подножию бойкинского горного массива. Поиск "тайных знаний в пещерах" закончился неудачно — один из членов секретной экспедиции сошёл с ума, поэтому исследования пришлось прекратить. Отчёты об экспедиции, под грифом "Совершенно секретно", до сих пор хранятся где-то на Лубянке…
Другие искатели неизведанного побывали здесь во время Второй мировой войны. Пять членов немецкой службы "Аненербе", сопровождаемые 14 эсесовцами, летом 1942-го занимались на вершине горы поисками древних артефактов. Однако, после некоего происшествия, в спешном порядке покинули это место, унося с собой тяжёлый ящик с неизвестным содержимым… Пятеро членов экспедиции так и не вернулись домой.
Родники, текущие с горы, обладают исцеляющим действием. Дарят Здоровье и Красоту. Об этом месте рассказывают разные интересные истории: то белобородых стариков в белых холщовых рубахах туристы встретят… Только место это сильное и по вере даётся познать его. Кто не готов — близко не подойдёт к нему. Но уж если попал — будь готов впрячься и тащить свой долговой воз по пути жизни. В общем, всё как всегда: каждому даётся по заслугам его. Кому прощается, а кому и нагружается ещё больше. Связано это место сакрально ещё и с верностью. Если уж попал в него, знай: скоро в твоей жизни наступят перемены…
В одной из долин существует уникальное необычное эхо, отражающее шумы, возникшие за многие километры от неё. Даже есть некий усиливающий звуки фон, например пение птиц усилено здесь в несколько раз. Сюда проложен пеший маршрут для обычных туристов, что просто любят крымскую природу. Чаиры угощают гостей вкусными дикими фруктами. Эффект усиления звука позволяет полнее насладиться пением птиц. С вершины и в её окрестностях можно сделать очень красивые фото. Гора Бойко в Крыму, с её крутыми склонами, — довольно узнаваемое место.
Имеются здесь достопримечательности "на стыке" мистики и реальности. Таков "Рунный лабиринт".Это место поросло лесом, а трещины на скалах образуют странные узоры, которые напоминают письмена древности. Ровность некоторых трещин удивляет, и почти не вызывает сомнений, что это далеко не последствия ледника, которым легче всего объяснить непонятные знаки на скалах. В необычно прямых разломах любители мистических явлений видят древние письмена внеземных сил. Учёные же объясняют их появление провалами горных пород, растворившихся при отступлении ледников, но менее красивым (хотя и менее опасным) место от этого не становится.
Со склонов Бойки можно любоваться живописной панорамой Большого каньона. Для этого лучшими местами считаются смотровые площадки, называемые мысами. Лучшими считаются 2-й и 4-й, а также Трапис. Также отсюда открываются виды скал Сююрю-Кая и Седам-Кая и виды малого каньона этих мест, созданного рекой Сары-Узень. Также со смотровой у т/с Бойка видны склоны окрестных гор: Сотиры, Хуш-Кая, Караул-Кая и скал Орлиный Залёт (не путать с упоминавшейся выше горой Седам-Кая, также носящей аналогичное название).
На склонах Бойко расположено много временных водотоков, в том числе и ручей Йохаган-Су (Сухой ручей), впадающий в Аузун-Узень возле второго коридора Большого каньона. Он образует в весенний паводок серию водопадов, которые можно увидеть только с вершины Бойко, поскольку посещение каньона весной опасно для жизни.
Народная молва и личный опыт гласят — те, кто побывал здесь никогда уже не будут прежними. Дух самой горы наделит Вас силой Духа и долголетием, а волшебная атмосфера улетучит все тяжёлые мысли и переживания.
Источник: vk.com