К очередной годовщине Тунгусского феномена.
Леонид Алексеевич Кулик, исследователь метеоритов
Этой загадке уже более ста лет. 30 июня (17 июня ст. ст.) 1908 года в Сибири, в бассейне реки Подкаменная Тунгуска, севернее поселка Ванавара, произошло событие глобального масштаба. Были полеты огненных шаров, мощные воздушные взрывы, сотрясение земли и т.д. Судя по публикациям в газетах, первоначально возникли три версии явления: метеорит, шаровая молния (или целая серия их) и землетрясение. Гибель людей не была зафиксирована и поэтому скоро детали события стали забываться, чему способствовали последовавшие мировая и гражданская войны.
И все же, найти Тунгусский метеорит или хотя бы его обломки пытались многие. Первым такую попытку предпринял инженер Вячеслав Шишков, ставший впоследствии известным писателем, автором знаменитой «Угрюм-реки». В 1911 году возглавляемая им геодезическая экспедиция обнаружила колоссальные вывалы леса неподалеку от реки Тэтэрэ.
Целенаправленными поисками метеорита занялся Леонид Кулик, трижды ходивший с экспедициями в район вывалов.
Леонид Алексеевич Кулик родился 19 августа (по ст. стилю) 1883 г. в г. Тарту (Дерпт) в семье земского врача, доктора медицины и хирургии. Отец, Алексей Семенович, принадлежал к дворянскому роду, окончил Вицбургский и Дерптский университеты. Мать, Софья Кирилловна Серединская, уроженка города Херсона. Леонид Алексеевич был старшим сыном.
Живя на Урале, в городе Троицке Оренбургской губернии, Л. Кулик окончил с золотой медалью гимназию Троицкую классическую гимназию и поступил в Санкт-Петербургский Императорский Лесной институт. В 1904 г. за участие в студенческих выступлениях он был отчислен из института и подлежал призыву на военную службу. В 1905 г. преподавал в воскресной рабочей школе для взрослых чистописание, арифметику, физику. Поддерживал связь с революционерами, заключенными в местной тюрьме. Поступил в полковую школу. Осенью, в период отпуска, поступил вольнослушателем физико-математического факультета Казанского университета. Принимал участие в рядах народной милиции в период вооруженного восстания в декабре в Казани. После разгрома революционных организаций уехал в Тирасполь, где сдал экзамен на прапорщика и уволен в запас. В 1906 г. уходя от ареста, перебрался за Урал в город Троицк. Работал ночным корректором в Троицкой прогрессивной газете. Избран председателем Троицкой организации РСДРП(б) и секретарем местного общества приказчиков и конторщиков.
В 1907 женился на Л. И. Кандарацкой, а 1910 г. родилась первая дочь Елена. Вторая дочь, Ирина появится в семье Кулика 1925 году.
В 1911 году, Кулик, работая помощником лесничего на Урале, был прикомандирован на время к экспедиции Академии наук, которой руководил В. И. Вернадский. С 1912 г. он становится штатным сотрудником академического музея Минералогии в Петербурге.
Началась первая мировая война. Л. Кулик мобилизован на Германский фронт в 4-ую кавалерийскую бригаду (20-й драгунский финляндский полк). Участвует в боевых действиях в Восточной Пруссии, затем командирован в Петроград на учебу в военное училище. В мае сдал экзамен на корнета. Произведен в поручики. Продолжая службу в армии, исследовал месторождения янтаря в южной части Рижского залива и гипса на острове Далине. Летом, по поручению Комитета военно-технической помощи военного ведомства, совместно с А. Е. Ферсманом и В. И. Крыжановским обследовал месторождения ратовкита в Тверской губернии по рекам Вазузе и Осуге. В 1917 г. за участие в боевых действиях против германцев получил ордена Станислава 3-ей степени и Анны 3-ей степени. В июле возвращен с фронта и зачислен лаборантом в Центральную научно-техническую лабораторию военного ведомства с переименованием в войсковые техники.
В период гражданской войны он переезжает в Сибирь в г. Томск. В 1919 году совет физико-математического факультета Томского университета избирает его ассистентом при кафедре минералогии. В марте того же года предан военно-полевому суду за уклонение от военной службы по мобилизации, мобилизован в Томский кадровый кавалерийский полк, где состоял фиктивно, и продолжал службу преподавателя университета. При эвакуации из Томска белогвардейских частей на восток бежал, и вступил в ряды РККА (в штаб 29-й бригады Красной Армии). В начале 1920 г. прикомандирован к штабу 2-ой бригады 30-й стрелковой дивизии 5-й армии (город Красноярск). Советом физико-математического факультета Томского университета переизбран преподавателем при кафедре минералогии. Летом он участвовал в экспедиции профессора С. М. Курбатова в Минусинский и Ачинский края по изучению контактовых минералов.
После демобилизации, Л.А.Кулик вновь вернулся в музей Минералогии в Петроград. Здесь он становится секретарем нового Метеоритного отдела, образованного при Минералогическом музее. Командировка в том же году на место падения каменного метеорита "Кашин" окончательно определила его дальнейшую жизнь и деятельность. С 1921 г. Кулик целиком посвящает себя организации в нашей стране метеоритики как новой самостоятельной комплексной области знания, что было новым делом и в масштабе всей мировой науки. Успех этого небывало трудного предприятия был обеспечен энтузиазмом Л. А. Кулика и всемерной поддержкой великого ученого-энциклопедиста В. И. Вернадского. Так, в 1921 г. по инициативе Кулика и с помощью Вернадского при Минералогическом музее был создан Метеоритный отдел, который в 1935 г. преобразовался в Комиссию по метеоритам (с председателем В. И. Вернадским и ученым секретарем Л. А. Куликом). В 1939 г. усилиями Вернадского и Кулика она была преобразована в единственный тогда в мире самостоятельный научно-координационный центр по исследованию метеоритов - Комитет по метеоритам АН, существующий в наше время. Л. А. Кулик составлял первые после революции метеоритные каталоги АН СССР, вел огромную переписку с населением, пропагандировал новую область науки в лекциях, статьях, инструкциях. Он изучал историю метеоритики в России и успел опубликовать (в 1935 г.), один том из задуманной серии монографий о старинных русских метеоритах (о метеорите 1787 г. - "Жигайловка").
По инициативе Кулика и при поддержке В. И. Вернадского и А. В. Луначарского в трудные годы гражданской войны и разрухи были проведены первые в мире специальные длительные экспедиции по выявлению и сбору метеоритов на территории нашей страны. Одна из них продолжалась с августа 1921 г. по конец апреля 1922 г. и охватывала Сибирь, а другая - в сентябре 1922 г. работала в Саратовской губернии (где в 1918 г. выпал каменный метеоритный дождь). В результате начался небывало эффективный этап пополнения академической метеоритной коллекции. К концу 1922 г. в нее поступило много новых метеоритов, в том числе 233 осколка одного только метеорита "Саратов". В 1924 году Леонид Алексеевич закончил Ленинградский университет по естественному отделу физико-математического факультета. С 1 июля работает по совместительству в Гидрологическом институте (лаборантом и ученым специалистом) вплоть до 1926 г. В 1935 г. ему без защиты диссертации, по совокупности работ (свыше 90), была присуждена ученая степень кандидата геолого-минералогических наук.
В 1922 г., будучи в Канском районе, в Сибири, Кулик узнал о падении большого болида 30 июня 1908 г. на севере Красноярского края. По его предположению полет болида должен был завершиться падением огромного кратерообразующего метеорита в бассейне реки Подкаменная Тунгуска.
В 1927 году с марта по сентябрь возглавляет вторую рекогносцировочную экспедицию в Сибирь, на этот раз к месту падения Тунгусского метеорита. На месте он обнаруживает радиальный повал леса и эпицентр взрыва (как уточнили в дальнейшем, общая площадь вывала составила 2150 км2).
В 1928 году с апреля по ноябрь он вновь организует экспедицию на место падения Тунгусского метеорита. На этот раз в ней принимают участие будущий писатель В.Сытин и кинооператор Н. Струков. По материалам его съемок режиссер Н. Г. Вишняк смонтировал фильм "В тайгу за метеоритом".
С весны 1929 по осень 1930 года прошла самая большая, и самая продолжительная экспедиция Кулика к Тунгусскому метеориту. Основной целью явилось раскопка и осушение Сусловской воронки, а так же проведение геодезической съемки района катастрофы.
В 1938 году Кулик возглавляет очередной выезд в район катастрофы. С июня до конца июля, при содействии академика О. Ю. Шмидта и полярника И. Д. Папанина, произведена аэрофотосъемка центральной области поваленного леса с общей площадью до 250 км?, с масштабом 1:4700. В результате дальнейшей обработки, выявлены четыре центра распространения взрывных волн расположенные к югу, юго-западу и к западу от Метеоритной заимки.
С июля по октябрь 1939 года им проводится последняя экспедиция к месту падения Тунгусского метеорита. Тщетные попытки найти железный метеорит, или его следы в районе катастрофы, так и не привели ученого к успеху. Ни осколков метеорного тела, ни следов удара (кратеров) найти так и не удалось.
С началом Великой Отечественной войны 5 июля 1941 г. Л. А. Кулик вступил добровольцем в Московское народное ополчение и осенью 1941 г. был на передовой линии фронта. Попав в октябре раненым в плен, он и в этих тяжелейших условиях самоотверженно работал санитаром в организованном самими пленными бойцами в госпитале. 14 апреля 1942 г. в плену он умер от сыпного тифа в г. Спасс-Деменске Смоленской области и был похоронен местными жителями, которые сохранили его могилу. Именем Л. А. Кулика назван один из кратеров на обратной стороне Луны и малая планета Солнечной системы.
http://www.tunguska.ru/history/persone/kulik/
Источник: www.tunguska.ru