Саксайуаман – мегалитический храмовый комплекс, расположенный на высоте 3701 м над уровнем моря на северной окраине города Куско (Перу). Пожалуй, это один из самых невероятных по своей красоте и энергетике памятников архитектуры, который достался современным людям в наследство от цивилизации, предшествовавшей инкам.
От особенностей конструкции Саксайуамана попросту захватывает дух: камни, вырезанные непонятным способом и подогнанные друг к другу с потрясающей точностью, сочетание острых краёв и гладких поверхностей стен.
Современные археологи считают, что самые старые части этого города были построены кильке (цивилизацией доинковского периода) тысячу лет назад, однако в племенах инка рассказывают древние легенды о том, что город был построен в глубокой древности – его создали боги, спустившиеся с небес.
Здесь вы можете увидеть удивительные фото древних мегалитических сооружений, составляющих комплекс. Каменная кладка Саксайуамана – это огромные стены, состоящие из камней весом более 50 тонн, подогнанных друг к другу, как части большого «тетриса», так плотно, что кажется, будто они сплавлены вместе. Между ними невозможно просунуть даже лист тончайшей бумаги. Как будто неведомый великан согнул их и слепил, как пластилин.
Во многих местах Саксайуамана встречаются так называемые «троны» или «кресла». Как объясняют гиды, это древние алтари, однако подобная интерпретация выглядит не слишком убедительной. Возможно, вырезанные из очень твёрдого материала (с такой впечатляющей лёгкостью, будто скала представляла собой кусок масла) плоские поверхности были чем-то другим.
Трудно поверить, что всё это было сделано тысячи лет назад, поскольку даже современные обрабатывающие инструменты не всегда могут справиться с подобной задачей. Что уж и говорить о древних народах, с которыми ну никак не ассоциируются такие циклопические инсталляции.
Зачастую стены составляют камни разных геометрических форм и размеров (у некоторых из них 12 и больше граней), собранные очень эстетично, как идеальный конструктор – с гладкими поверхностями, точностью и плавностью переходов. Такие же закруглённые углы можно увидеть в других местах планеты. В том же Египте, например.
Археологи и специалисты в области архитектуры и строительства ломают головы: как древние каменотёсы достигали подобной точности в обработке? Это во-первых. А во-вторых, каким образом им удавалось перетащить неподъёмные глыбы и поставить их на место? Какими инструментами и приспособлениями? Неужели всё-таки присутствует фактор инопланетного вмешательства, и легенды инков говорят правду о богах, спустившихся с небес? Но сколько же было таких богов, если похожими сооружениями они застроили всю Землю?
С этим вопросом необходимо тщательно разобраться. Мы должны рассмотреть разные теории. Инопланетная – самая фантастическая из них. Существует и другая, более «приземлённая». Согласно этой теории, мегалитические комплексы землян были построены с помощью ныне утраченной технологии. В далёком прошлом цивилизации Южной Америки, Евразии, Африки и других частей мира имели в своём распоряжении древний метод, который позволял вырезать, транспортировать и устанавливать многотонные каменные блоки в порядке, предусмотренном строителями. Современной технике не под силу переместить некоторые из этих мегалитов, не говоря уже о том, чтобы установить их в нужное положение.
Пума Пунку, Ольянтайтамбо, Стоунхендж, пирамиды – это далеко не полный перечень. Таких сооружений сотни. Саксайуаман – лишь одно из них. По мнению ряда исследователей, таких как Ян Петер де Йонг, Кристофер Джордан и Хесус Гамарра, у древних цивилизаций Перу и Боливии была секретная технология, которая позволяла размягчать камни.
В качестве доказательства они приводят гладкие гранитные стены Куско, похожие на гигантские стеклообразные структуры, что возможно лишь при воздействии сверхвысоких температур – не менее 1100 градусов по Цельсию. На основании этого учёные сделали вывод: «Древний человек владел продвинутой технологией, которая позволяла ему плавить камни, которые затем размещались в нужном положении – среди заранее уложенных жёстких полигональных блоков – и остывали.
Всё это составляет необыкновенную загадку, которая бросает вызов сегодняшнему рациональному пониманию. Конечный продукт – идеально сформированные камни, которые оставались надёжно зафиксированными среди других камней в практически идеальной манере, создавая впечатление, будто мегалиты были расплавлены в нужном положении. Прочно зафиксированные, камни размещаются в таком положении, что между ними нельзя просунуть даже лист бумаги. И всё это было достигнуто тысячи лет назад».
Йонг и Джордан уверены, что плавить камень умели не только в древних Перу и Боливии; они считают, что доказательства подобной технологии можно найти по всему земному шару. Этот способ мог бы объяснить, как строили свои сооружения инки, майя, ацтеки, ольмеки, а также цивилизации, населявшие Центральную и Южную Америку в глубокой древности. Во многих комплексах можно найти странные отметины – как будто камень обрабатывали, когда он был в «мягком» состоянии. Но как же размягчали монолиты?
Британский топограф и путешественник, подполковник Перси Фосетт рассказал об этом поистине невероятную историю.
В лесах на склонах гор Боливии и Перу обитает маленькая птичка, похожая на зимородка. Она делает свои гнёзда над рекой – в аккуратных круглых отверстиях на поверхности скальных откосов. Эти отверстия может увидеть каждый, но добраться до них нелегко. Как правило, будущие «гнёзда» встречаются лишь там, где живут эти птички.
Однажды полковник выразил удивление: как повезло птицам найти такие удобные отверстия – аккуратные, будто их выдолбили дрелью. Оказалось, что эти отверстия птицы делают сами. Они прилетают к обрыву, держа в клюве листья какого-то растения, а затем, цепляясь за скалу, как дятлы за дерево, начинают тереть её поверхность круговыми движениями до тех пор, пока лист не искрошится. Тогда они снова улетают и возвращаются с листьями, продолжая процесс натирания.
Через три-четыре раза птичка больше не приносит свежие листья. Она начинает долбить камень острым клювом и – о чудо! – скала начинает крошиться, как мокрая глина; в ней образуется круглое отверстие, достаточно глубокое для того, чтобы птица могла свить гнездо.
Был ещё один случай. Вместе с другими европейцами и американцами он отправился в горный лагерь, расположенный в Серро-ди-Паско (центральная часть Перу). На месте раскопок им удалось обнаружить глиняный сосуд с непонятной жидкостью, надёжно запечатанный воском. Бутыль открыли, думая, что в ней находился алкогольный напиток чича, популярный среди местного населения.
Густая, тягучая жидкость в сосуде пахла не очень приятно, и компания решила, что первым попробовать её должен один из местных индейцев. Однако дегустация не состоялась, поскольку эксперт долго и отчаянно сопротивлялся. В результате бутылка разбилась, а через десять минут скала под этим местом стала мягкой, как влажный цемент. Камень превратился в пасту и стал похожим на воск, из которого можно было лепить всё что угодно.
Вскоре Фосетту посчастливилось увидеть и само растение, сок которого давал такой фантастический эффект – около 30 см высотой, с тёмными красноватыми листьями.
В качестве примера приведу ещё одно мнение. Свою попытку воспроизвести строительство Саксайуамана и Ольянтайтамбо предпринимал француз Жан-Пьер Протцен из Калифорнийского университета. Несколько месяцев он экспериментировал с различными методами формирования и подгонки тех же скальных пород, которые некогда использовали инки или их предшественники. Временем создания каменных сооружений Куско Протцен считал 1438 год., когда пришёл к власти Девятый Инка Пачакути, якобы приказавший построить столицу его зарождавшейся империи. Он обнаружил, что удивительные постройки были сделаны очень простыми средствами:
«Камни отбирались из обвалов или просто отламывались – от скальных выступов, клиньями. Если была необходимость расколоть крупные блоки, использовались большие каменные отбойники. Для дальнейшей обработки камней использовались более мелкие полукилограммовые молотки – до тех пор, пока камень не приобретал требуемую форму.
Подгонка одного камня к другому производилась методом проб и ошибок, путём стёсывания уже уложенных камней. Эксперименты показывают, что этими методами камень может быть добыт, обколот, обтёсан и подогнан без больших усилий и за короткое время».
Но объясняет ли эта теория точность в пределах долей миллиметра, сочетание техники и эстетики, геометрию стыков, зачастую искривлённых?.. Протцен был изумлён «степенями свободы, позволяющими двигать блоки вокруг и внутри позиции». Эта проблема привела его к ряду вопросов относительно погрузки и перевозки камней, ответить на которые он так и не смог. Протцен также отметил, что резаные отметины, найденные на некоторых камнях, поразительно напоминают незаконченный обелиск в египетском Асуане. Таким образом, строительство мегалитических сооружений до сих пор остаётся неразгаданной тайной.
Елена Муравьёва
Источник: neveroyatno.info