Пора узнать правду.
Недавно в отечественной прессе появилась информация о том, что россияне покидают космодром «Восточный», а все новые проекты будут запускаться на ракете-носителе «Феникс» на Байконуре (к слову, ее еще пока не построили). Неоднозначность информации была вызвана тем, что судьбоносные решения были приняты на закрытом заседании Экспертного совета по космосу. На сегодняшний день ситуация вокруг новшеств в космической сфере РФ прояснилась.
Так, согласно последним данным отечественных СМИ, работа была активизирована после того, как 22 мая Владимир Путин дал распоряжение соответствующим ведомствам об ускорении создания нового космического носителя. Подобная инициатива связана с тем, что в амбициях российского правительства существует элемент прагматизма, то есть РФ хочет быть лидером космических разработок на мировой арене. Как говориться, наконец-то дождались, однако все ли так просто.
Вся проблема в том, что на сегодняшний день финансирование на развитие космической отрасли уже заложено в государственном бюджете. По классике жанра материального обеспечения не хватает для полноценной реализации проекта, учитывая его размах и сроки (задача космонавтов – ускорить создание «Феникса» на 5 лет).
Проблема №2: Как вывести тяжеловоз в 80 тонн в космос за какие-то 8 лет? В случае реализации проекта «Феникс» остаются не востребованными космодром «Восточный», линии ракет «Ангара» и корабль «Федерация». Изначально все эти технические объекты разрабатывались под функционирования друг друга, а сейчас, получается, все нужно начинать с нуля. Такие задачи не могли не ввести в шок отечественные научные круги.
Не мудрено, что новые идеи в космической отрасли вызывают дебаты среди работников космической сферы. Как показывает практика, это стандартная ситуация, ведь проекты немаленькие, да и реализовать их нужно с особой тщательностью. Четыре года назад во время выбора Роскосмосом проекта тяжелого ракетного носителя были представлены сразу три разработки - ЦСКБ «Прогресс», проект Центра им. Хруничева и РКК «Энергия». Выбор сделан в пользу носителя грузоподъемность 75-85 тонн. Однако, в результате, проект остался на бумаге, ведь его стоимость в 700 млрд рублей была признана нецелесообразной для российской космической отрасли.
Выбор пал на более бюджетный вариант «Ангары». Госпрограмму утвердили до 2025 года, план действий намечен, цели поставлены. Были идеи построить линию ракет «Ангара» от легкого варианта до тяжелоподъемного.
Известно, что запуск корабля «Федерация» отложен с 2021 до 2022 года. Перевезут установку на Байконур, а запускать его намерены на носители «Феникс». Хотя ранее план предусматривал использование установки «Ангара». Этот проект планируется реализовать в рамках комплекса Байтерек. Это не потребует серьезных переделок в корабле, поскольку создаваемая новая ракета-носитель будет использовать форсированные двигатели РД-170М, сообщается в Коммерсант.ru.
На момент начала реализации проекта, оппоненты, которые высказывались за разработку ракеты «Энергия», ратовали за создание самой грузоподъемной ракеты в мире. Многие критики склонны полагать, что именно сторонники проекта «Энергия» и повлияли на смену направления развития космической отрасли в РФ.
По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина (он курирует космическую отрасль в стране), нужно еще раз тщательно рассмотреть вопрос создания супертяжелой ракеты. Роскосмосу предстоит пережить новый этап дискуссий.
Глава института космической политики Иван Моисеев заявил, что проект «Феникс» - это неожиданное решение, которое для космонавтов будет задачей не из легких. Ведь на сегодняшний день нужно начинать все с нуля: спроектировать, сконструировать, провести испытания. Только после ряда стандартных процедур можно будет говорить о запуске человека. Учитывая временные и финансовые рамки, справиться с этой задачей будет крайне сложно.
Моисеев утверждает, что не видит смысла в реализации проекта «Феникс», ведь с учетом материальной стороны вопросы, Роскосмос сможет запустить ракету на Луну лет через 50, зачем тогда супертяжелая ракета, неизвестно. Пока ни одна задумка по созданию такого носителя не увенчалась успехом для РФ.
Павел Пушкин, заместитель главы проектно-исследовательского центра ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», считает, что отказ от проекта «Восточный» является лучшим решением для будущего космической отрасли страны. «Не исключено, что возвращение пилотируемых пусков на Байконур обусловлено не только нуждами космонавтики (очевидно, что с «обкатанного» космодрома осуществлять пуски проще), но и укреплением дружеских связей с Казахстаном. Что касается сверхтяжелой ракеты, то, насколько я знаю, «Феникс» — это локализованная версия ракеты «Зенит» (ее производили на Украине). Развивая этот проект, мы помогаем производству. Но главная задача — найти под нее полезную загрузку», сообщил Пушкин.
Мнение Роскосмоса по данному вопросу остается неизвестным. Официальные комментарии от представителей ведомства отсутствуют. Однако известно одно, что на сегодняшний день окончательные ориентиры государства относительно космической отрасли находятся в перманентном состоянии. Многие решения остаются без утвердительного слова. Баталии вокруг «Феникса» не утихают.