История каналов и канавок Петербурга, которая изумит даже тех, кто, казалось бы, знает город как свои пять пальцев. Набережная канала Грибоедова готовит свидание с призраком Софьи Перовской, Крюков — манит в таинственное подземелье, Обводный — становится главным защитником от наводнений и героем частушек, а Зимняя канавка — местом, где случилась любовная трагедия, которую использовал Чайковский в опере «Пиковая дама».
1) Зимняя канавка.
Старый Дворцовый канал получила своё название в 1738 году. Однако то ли из-за громоздкости, то ли по иным причинам, имя так и не прижилось. В обиходе канал стали называть канавкой, а определение Дворцовый вытеснили имена Зимнедворцовый или Зимний. Привычное для нас название закрепилось в речи петербуржцев с 1801 года и со временем стало официальным.
Городской достопримечательностью же канавка стала в годы, когда на месте Зимнего дворца Петра I было построено классицистическое трёхэтажное здание Эрмитажного театра, авторство которого принадлежит Кваренги. Вместе с тем, на противоположном берегу канала, было завершено строительство Большого Эрмитажа по проекту Фельтена. Эти два здания между собой соединили галереей-переходом, которая опирается на арку, перекинутую через канавку.
Канавка также является одним из действующих лиц печального события, которое композитор Пётр Чайковский использовал в своей опере «Пиковая дама». По сюжету музыкального произведения Лиза, после того как от неё убегает полубольной и полубезумный Герман, бросается в воды Зимней канавки как раз с Эрмитажного мостика. Этот фрагмент отсутствует в повести Пушкина. А в опере он появился после того, как Чайковский прочитал в одной из петербургских газет описание самоубийства некой Юлии Перовой, прыгнувшей в воду из-за несчастной любви. Отсюда, кстати, берёт начало второе название моста — «Мостик Лизы».
2) Канал Грибоедова.
До 1923 года канал носил имя Екатерининский, в честь императрицы Екатерины Второй. Проложен он был по руслу реки Кривуши, которая начиналась с болотистой трясины, залегавшей между современными площадями — Конюшенной и Искусств. Привычное нам название канал обрёл в годы НЭПа, когда его переименовали в честь русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, проживавшего в одном из домов на набережной канала. Сначала городскую достопримечательность называли каналом Писателя Грибоедова, а с 1931 года — каналом Грибоедова.
С каналом связана любопытная мистическая легенда о призраке революционерки Софьи Перовской — одного из руководителей убийства Александра II. Говорят, что на одном из мостов, переброшенных через канал, каждый март можно встретить призрачную фигурку девушки с посиневшим от удушья лицом и кровавым от верёвки следом на шее (Девушку приговорили к смерти через повешение на плацу Семёновского полка), которая судорожно сжимает в руках платочек, которым 13 марта 1881 года давала сигнал бомбометателям, чтобы они приступали к действию — убийству императора Александра II.
3) Лебяжья канавка.
Своё название канавка получила из-за весьма романтического обстоятельства: в XVIII в него неожиданно переселились лебеди из соседних прудов, что и дало резон сначала горожанам называть так их место обитания, а после и городским властям, которые изначально именовали канал Летним или каналом Летнего сада.
Канал служит своеобразным канатом, который соединяет Мойку и Неву между Летним садом, который смотрит на неё через ограду. До того, как Лебяжья канавка приобрела тот вид, что нам сейчас знаком, до 1719 года здесь пролегала неглубокая и болотистая речка Лебединка, протекавшая вдоль западной границы сада, которую со временем решили углубить и превратить в канал.
4) Крюков канал.
Канал начинает свой неторопливый ход от Адмиралтейского канала в районе площади Труда. Прорывался он в транспортных целях в 1719—1720 годах, а своё официальное название — Крюков канал, получил в 1738 году по имени подрядчика Семёна Крюкова, лично знавшего при жизни Петра Первого.
Когда в городе начали строить Благовещенский мост, ту часть, которая проходит через площадь Труда, была заключена в подземную трубу. С этой трубой связано повествование романа Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». Читая это произведение, следует помнить, что в 1912 году мостовая над протокой стала проседать, а через некоторое время провалилась в подземелье, что и использовал в своём романе Крестовский: по сюжету, в канале происходит убийство и ограбление одного из героев романа. Как гласит история, события имели под собой реальную почву, так как трущоба в те годы XX века была одним из самых страшных прибежищ криминальных элементов Петербурга.
Поговаривают, что подземелья сохранились до наших дней. Там, на стыке Крюкова канала с Адмиралтейским, напротив Новой Голландии, на гранитной стенке можно увидеть две закрытые арки, ведущие, если верить людской молве, в подземелья.
5) Обводный канал.
В настоящее время канал сильно обмелел, но в момент своего возникновения, в 1780 году, он строился как судоходный и одновременно как оборонительный. Когда в 1805 году по приказу Александра I строительство протоки продолжилось с целью соединения Невы с Финским заливом, проекту отдавали уже другие функции: он должен был защитить город от возможных наводнений. Однако, первоочерёдная роль, конечно, отдавалась судоходству, которое помогало развивать промышленность Петербурга.
Гуляя по набережным канала и наблюдая за течением воды, следует помнить, что канал протекает в особой части города— промышленной, где в своё время соорудили Российско-американскую мануфактуру «Треугольник», бумагопрядильную мануфактуру, электростанции и элеватор. Кроме того, здесь находилось много ночлежных домов, больниц и доходных домов для рабочего класса.
Текст подготовили: "Easyspb".
Источник: vk.com