Сен-Пьер — город на французском острове Мартиника, расположенном в Карибском море в центральной части архипелага Малые Антильские острова. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывалось: "Сен-Пьер (St.-Pierre) — главный город острова Мартиники, главное складочное место французских Вест-Индских островов. Много красивых общественных зданий, театр, ботанический сад. […] Жит. 25000 (1891)". В конце XIX, начале XX века Мартинику называли не иначе как Париж Вест-Индии. К концу XIX века на острове сформировалось четыре крупные масонские ложи, практиковавшие каббалу, оккультизм, люциферианство. Удалённый от центров цивилизации остров стал своеобразным сосредоточием мирового масонства и сатанизма.
Как уверяли современники, на острове велось строительство крупного масонского храма, который вольные каменщики называли не иначе, как новым храмом Саломона. К началу ХХ века строительство близилось к завершению. К тому времени власть на острове полностью захватили масоны-сатанисты, уничтожавшие любые проявления веры и символы христианства, в том числе была разрушена знаменитая статуя Мадонны, почитавшаяся покровительницей не только города, но и всего острова Мартиника. В Пасхальный день 1901 года в поругание Христа и христианства они распяли на кресте свинью. Именно в этот день, после многих лет тишины вдруг пробудился вулкан Мон-Пеле (с фр. Лысая Гора), он начал дымится и выбросил впервые огонь. Однако первое извержение было незначительным и случившееся объяснили чистой случайностью.
В следующую Пасху жители острова повторили кощунство и вновь распяли на кресте свинью, в этот момент вулкан пробудился по настоящему. Огнедышащая лава вырвалась из кратера. Гонимые жаром и раскаленным пеплом, в сторону Сен-Пьера устремились насекомые и гремучие змеи. Миллионы красных муравьев и 30-сантиметровых сороконожек заполнили город. За один только день от змеиных укусов погибли около 50 жителей Сен-Пьера и более 200 животных.
В течение нескольких недель вулкан Мон-Пеле душил жителей города невообразимо отвратительными сернистыми испарениями. Но главное извержение вулкана, уничтожившее город произошло позже — на праздник Вознесения Господня, в 7 часов 49 минут, в четверг 8 мая 1902 года. Мон-Пеле потребовалось всего три минуты, чтобы Сан-Пьер, городок на принадлежащем Франции острове Мартиника в Вест-Индии, просто перестал существовать. Взорвался весь склон горы, выбросив мощнейшую огненную бурю с температурой 425 градусов Цельсия, которая со скоростью 1,5 километра в минуту помчалась к расположенному поблизости Сан-Пьеру. В течение трех минут в городе пылало все.
Погибли почти все из 28 000 обитателей города и все животные, спаслись лишь двое. Обнаруженные в военном госпитале часы остановились на без восьми минут восемь. Территория, бывшая городом, продолжала пылать еще пять часов. Помимо полностью уничтоженного города, в огненный смерч попали стоявшие в гавани 18 судов — все они сгорели вместе с экипажами и грузом. Одним из двух, переживших извержение вулкана Мон-Пеле, был заключенный 25-летний Август Сипарис, приговоренный к смерти: приговор должны были привести в исполнение на следующий день. Сипарис сидел в карцере — каменной камере с толстыми стенами, тяжелой дверью и крошечным окошком. Камера была настолько маленькой и с таким низким потолком, что войти в нее можно было только на четвереньках. Этот каменный мешок спас Сипарису жизнь.
Ураган раскалённых газов и пепла в несколько минут снёс до основания цветущий город и уничтожил стоящие в гавани карабли. Только одному пароходу «Роддам» с поломанными мачтами, заваленному, как снегом, пеплом и дымящемуся во многих местах, с трудом удалось выбраться из бухты. Разрушение города было абсолютным! Не осталось ни единого целого здания. Опустошение было просто страшным. Груды мертвых тел во дворе Собора Богоматери — свидетельство того, что люди пытались найти убежище и бежали в церковь. Мужчины и женщины, охваченные паникой, в минуту отчаяния бежали к собору, но смерть настигла их раньше, чем они успели добежать до дверей храма.
Очевидец гибели Сен-Пьера, наблюдавший извержение с корабля «Рорайма» вспоминал: "Зрелище было чудовищным и великолепным… Мы различали катившиеся и прыгающие красные языки пламени, которые в громадном количестве вырывались из горы и высокой струей били в небо. Огромные тучи черного дыма висели над вулканом. Затем пламя взметнулось прямо вверх, время от времени склоняясь на мгновение в одну или другую сторону и снова резко подпрыгивая еще выше. Слышался постоянный приглушенный грохот. Было похоже, что на вершине горы расположился самый большой в мире нефтеочистительный завод. Раздался ужасающий взрыв… Гора разлетелась на части. Не было никакого предупреждения. Склон вулкана откололся, и оттуда прямо к нам устремилась плотная стена огня. Она издавала звук, как от выстрелов тысячи пушек. Волна огня металась, как вспышка молнии. Она была похожа на огненный ураган, который катился прямо на Сент-Пьер и корабли. Город исчез у нас на глазах, а потом воздух стал удушающе жарким, и мы оказались в самой гуще. Где бы масса огня ни прикоснулась к морю, вода вскипала и появлялись огромные облака пара… До того, как взорвался вулкан, окрестности Сент-Пьера были переполнены людьми. После извержения ни одной живой души не было видно на земле…"
Одна немка, проживавшая на Мартинике 15 лет покинула Сен-Пьер за два дня до катастрофы, не успев даже продать своего дома. Ее спас вещий сон, подобные же сонные видения побудили ещё несколько тысяч человек спешно покинуть Сен-Пьер, оставляя свои дела и имущество. За последние полгода существования Сен-Пьера количество уезжающих оттуда христиан было так велико, что пароходные компании удвоили число отходящих судов, и все эти суда уходили переполненные пассажирами. Бежали люди всех классов и состояний, от богатых землевладельцев до бедных рабочих.
Не все бежавшие были верующими христианами, но все знали, что уезжая они больше не увидят Сен-Пьера, что столица масонства, в которой открыто существовало капище сатаны, где люцеферианство или сатанизм признавалось в качестве разрешенной религии, — осуждена на погибель. Всех уезжающих гнало вон нестерпимое чувство тоски и ужаса, многих же — видения, одинаковость которых была прямо поразительна.
Очевидец сообщает, что его знакомая, уехавшая чуть ли не на последнем судне, говорила ему, что все ехавшие вместе с нею 45 пассажиров постоянно видели в последние дни устрашающие сны, одинаковые при всем разнообразии подробностей. И когда на третий день пути на горизонте в стороне Мартиники показалось огненное зарево, а море заволновалось, несмотря на полное отсутствие ветра, все в один голос вскрикнули «Сен-Пьер горит!
В первом же порту, Джорджтауне, они узнали страшную судьбу Сен-Пьера и тут же, под открытым небом, упав на колени, возблагодарили Бога за свое спасение. Насколько была сильна уверенность всех этих беглецов в том, что ждать нельзя было ни минуты долее, доказывается тем, что они уехали с первым же отходящим парусным судном буквально куда попало, только бы не оставаться на Мартинике. И они были правы. Другие судна, отходившее в Северную Америку позднее, либо погибли сожженные в порту, либо затонули у берегов Мартиники.
Сила огненного урагана была так велика, что стоявший на площади монумент весом в несколько тонн был отброшен на несколько метров в сторону. А о степени нагретости газов можно судить по находкам на месте катастрофы винных бутылок с изогнутыми от жары горлышками. Местность, прилегающая к вулкану, была засыпана в радиусе 2 км массой камней, достигавших объема 7-8 кубических метров.
Спасатели смогли войти в Сен-Пьер только спустя три дня после взрыва вулкана. Картина, которая предстала перед ними, поражала воображение! Весь город лежал в руинах, под толстым слоем вулканического пепла. 20 мая Мон-Пеле взорвался второй раз с такой же силой, что и 8 мая. Погибло около 2 тысяч спасателей, занимавшихся в это время разгребанием завалов. Третий взрыв произошел 30 августа 1902 года, причем пирокластический поток добрался до поселков Морн-Руж (около 800 погибших), Ахоупа-Бульон (250 погибших), Бассе-Поинт (25 погибших) и Морн-Капот (10 погибших). В октябре из кратера начала расти огромная лавовая пробка – «обелиск», которая при диаметре около 100 метров поднялась на высоту 375 метров. Спустя год она постепенно разрушилась, и вулкан приобрел свой первоначальный облик.
В настоящее время столицей острова является Фор-де-Франс. Сен-Пьер же после катастрофы так и не возродился как экономический и культурный центр острова. Из достопримечательностей современного Сен-Пьера стоит отметить музей вулканологии, дом-музей Поля Гогена, руины городского театра, тюрьмы и складов Картье-дю-Фигьер. Известно, что в Сен-Пьере родилась Жозефина Богарне, будущая супруга Наполеона I.
Источник: vk.com