Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Что Россия забыла в Арктике: очень наглядное объяснение для всепропальщиков
Арктика - крайне перспективный регион во всех смыслах. И при том мало изученный, готовящий немало сюрпризов и испытаний. Десятки, если не сотни лет Арктика считалась непригодной для жизни и прокладки путей как по воде, так и по суше. Однако тем она и привлекала и продолжает привлекать сначала авантюристов, а затем и учёных.
Уже в XI веке отважные русские мореплаватели вышли на просторы Северного Ледовитого океана. В 1364 году воевода Александр Абакумович предпринял поход через Полярный Урал и сумел дойти до Обской губы. В 1525 году русский дипломат, писатель, путешественник и книжник Дмитрий Герасимов нарисовал первую карту бассейна Северного Ледовитого океана.
70 лет спустя сибирские казаки Березовского воеводы Никиты Траханиотова дошли до реки Полуй и неподалёку от устья в Обь выстроили деревянный отрог. Одно из первых русских поселений в Сибири стало Обдорской заставой, затем крепостью, вокруг которой вырос город Обдорск. Ныне Обдорск зовётся Салехардом и является единственным в мире городом, который находится непосредственно на Полярном круге.
Приход к власти Петра I обозначил новую веху в исследовании русского севера. В 1725 году по указу императора была организована Первая Камчатская экспедиция, перед которой ставилась задача исследования Тихого и Северного Ледовитого океанов.
К концу XIX - началу XX века количество северных экспедиций сильно возросло. В 1899 году Степан Осипович Макаров, русский флотоводец и адмирал, совершил плавание к берегам архипелага Шпицберген на ледоколе «Ермак».
Прения за арктические земли и моря начались уже тогда. В 1909 - 1911 годах экспедиции Владимира Русанова помешали захвату северного острова Новой Земли норвежцами, которые пытались объявить его «ничейной» территорией. Меж тем, на архипелаге нашлись значительные месторождения каменного угля, диабаза и мрамора.
Первая Мировая война, а затем революция в России и кровопролитная гражданская война несколько уменьшили интерес к полярным исследованиям. Однако советские власти оценили ценность Севера, и, несмотря на тяжёлую экономическую ситуацию, начали разворачивать арктические экспедиции. Великая Отечественна война вновь временно отбросила СССР в исследованиях, однако почти сразу после ее завершения экспедиции возобновились. Подо льдами плавали подводные лодки, а уже в 1877 году атомоход «Арктика» стал первым надводным кораблём, достигшим географической точки Северного полюса.
С распадом Советского Союза России долгое время не хватало денег, и исследования в Арктике не велись вплоть до 2003 года, а военные уходили с полярных военных баз. Но ситуация изменилась вновь, и на сей раз - в лучшую сторону. Так, в 2007 году была организована уникальнейшая полярная экспедиция, во время которой подводные аппараты Мир впервые достигли дна под Северным полюсом, взяли пробы грунта, а взамен оставили титановую капсулу с государственным флагом Российской Федерации.
Научно-технический прогресс помог выявить возможности, перспективы и цели России, составить планы в детальном освоении северных широт. Так, в дальнейшем наша страна планирует вести освоение Арктики по следующим ключевым направлениям.
Добыча нефти и газа, потому как, по оценкам специалистов, недра Северного Ледовитого Океана хранят огромное количество запасов энергоносителей. Защита северных границ России, в том числе и в Арктике: необходимо оборонять как национальные интересы в разработке полезных ископаемых, так и обеспечить безопасность центральных регионов Российской Федерации.
Конечно, без пищевой сферы тоже никуда, поэтому большое внимание уделяется добыче рыбы и морепродуктов. Это важная статья как дохода государства, так и питания населения.
Кроме того, регулярные базы в Арктике позволяют вести постоянный мониторинг изменения климата. По оценкам международных экспертов, уже к 2030 году изменения, возможно, приведут к тому, что ряд арктических территорий будут освобождены от ледяного покрова в летний период. Это, в свою очередь, откроет перспективы для расширения навигации Северного Морского пути (СМП) и, конечно, хозяйственной деятельности в Арктике.
Однако помимо десятков перспектив существуют и некоторые сложности с освоением. Пожалуй, в первую очередь стоит отметить геополитические проблемы. Арктика не была поделена между странами, и претендуют на её недра помимо России ещё четыре государства: Дания, США, Канада и Норвегия.
В 2000-е годы геологическое строение хребта вместе с вопросом о его принадлежности привлекло международное внимание. Россия тогда подала заявку в Комиссию ООН по внешним границам шельфа, утверждая, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются непосредственным продолжением российского шельфа. Несколько позже и остальные арктические державы предъявили свои претензии на российские хребты.
Отдельно стоит отметить заявление главы канадского МИД Джона Брэда, который объявил, что его страна считает хребет Ломоносова продолжением своей территории. По его словам, регион является для Оттавы стратегически важным, в связи с чем государство для отстаивания своих интересов готово применять даже военную силу. Интересно, что увидев реакцию России на подобные заявления, Брэд поспешил заявить об обеспокоенности увеличивающимся присутствием РФ в регионе.
Следующая сложность - малый период навигации в Арктике, так как СМП судоходен без сопровождения ледоколов довольно короткий срок. Однако эта проблема является ещё и в какой-то мере преимуществом для России. РФ - единственная держава, имеющая атомный ледокольный флот, который не только сохранился со времён СССР, но и достраивается.
Глава России Владимир Путин недавно отметил, что правительство планирует поддерживать ледокольный флот как в обычном исполнении, так и с атомными энергетическими установками. Также президент РФ напомнил, что не так давно российская армия вернулась на Новосибирские острова, расконсервировав военную базу, закрытую более двадцати лет назад.