«Айрыдаш» - археологический памятник, расположенный в 2-х км к юго-востоку от с. Куюс в долине с одноименным названием. Включает несколько сотен объектов: древних захоронений, наскальных рисунков (петроглифов), стоянок различных периодов – от эпохи энеолита-бронзы до тюркского периода. Здесь найдены самые древние на территории Алтая наскальные рисунки.
Небольшая долина Айрыдаш начинается сразу за селом Куюс и тянется с северо-запада на юго-восток на 3-4 км вверх по Катуни. Здесь найдено большое количество древних захоронений, стоянок, наскальных рисунков. Раскопанные объекты относятся к различным периодам времени (от эпохи энеолита-бронзы, раннего железа до гунно-сарматского и тюркского периодов). Все добытые материалы хранятся в Республиканском музее Республики Алтай им. А.В. Анохина (в Горно-Алтайске), причем материалы гунно-сарматского времени (III в. до н.э. - I в. н.э.) из могильника Айрыдаш признаны самой богатой коллекцией среди музеев Сибири.
Все могильники Айрыдаш I-IV расположены на 10-15 метровой надпойменной террасе правого берега Катунь на расстоянии полутора-трех километров к юго-востоку от села Куюс. Самый крупный из них — Айрыдаш I — насчитывает более 100 курганов, 18 из которых относятся к скифскому времени. Здесь же, на отдельных крупных глыбах камнепада, находятся петроглифы — около 50 изображений. Раскопки возле местонахождения петроглифов выявили обломки керамической посуды, остатки кострищ, каменные орудия.
Айрыдаш-I — это древнее захоронение, расположенное в 1,5–2 км к юго-востоку от села Куюс. Здесь раскопано более 220 объектов, в том числе курганов, жилищ, поминальных оградок, исследовано святилище с петроглифами. Цепочки курганов протянулись с севера на юг (в направлении меридианов), причем более поздние цепочки пристраивались с западной стороны. Интересно, что такое расположение курганов соответствует реальному расположению жилищ кочевников, которые располагались рядами с выходом на восток или юг.
Самые древние погребения из могильника Айрыдаш I (возраст 5-6 тыс. лет тому назад, эпоха энеолита – меднокаменного века) внешне имели форму насыпи, кольца или камня-обелиска, сами погребальные камеры представляли собой грунтовые ямы. Некоторые из них разграблены. Из инвентаря найден медный нож.
Другая группа курганов относится к раннескифскому времени (VIII-VI веков до н. эры). Для них характерны округлая каменная насыпь диаметром 15-16 метров, а также наличие «крепиды» — кольца из крупных валунов, образующих как бы ограду вокруг могильной ямы. Сама яма неглубокая, грунтовая. Характерно расположение усопшего — на левом боку, с подогнутыми ногами, в направлении запад — северо-запад. Рядом с курганами находится сопроводительное захоронение коней.
Для следующей группы курганов — пазырыкских (VI-II веков до н.эры) характерны овально-вытянутая форма каменной насыпи, а также в ряде случаев более сложное внутренне устройство могильника: в глубокой — до 2,5 м — яме устанавливалась невысокая прямоугольная или трапециевидная «рама» (сруб без пола и потолка) из одно-двухвенцовых жердей или бревен размерами примерно 220х100 см, видимо, символизирующая жилище усопшего в загробном мире, либо камера была комбинированной, деревянно-каменной конструкции — с вертикальными каменными плитами в торцевых стенках. Погребенные располагались на правом боку с подогнутыми ногами, в направлении юго-восток. Часть захоронений разграблены, либо носят следы «впускного» захоронения (считается, что таким образом пришельцы-кочевники осуществляли обряд «приобщения» своих умерших к хозяевам этих мест). Наличие керамических изделий (кувшинов из красно-коричневой глины), изделий из бронзы и остатков жилищ — свидетельствует о том, что в этот период времени кочевой образ жизни сменился полукочевым, производящим, и о развитии таких ремесел, как металлургия, гончарное производство и др.
Самая многочисленная группа раскопанных объектов — погребальные сооружения Ш-V веков нашей эры. Они представляют собой овальные каменно и каменно-земляные насыпи, под которыми расположены неглубокие (до 1 м) и узкие прямоугольные ямы, представляющие собой срубы из досок, перекрытые сверху тонкими плахами, жердями или каменными плитами, которые иногда устилались корой. В некоторых случаях использовались каменные ящики, в которых 5-8 плит, поставленных на ребро, образуют стенки, другие составляют поперечное перекрытие. Здесь обнаружены многочисленные костяные и железные наконечники для стрел, накладки луков, костяные гребни, бронзовые гривны и зеркала, железные ножи, бляхи, поясные детали, серьги, бусы, керамика.
Найдены тюркские каменные оградки VI–Х веков нашей эры, скорее всего они выстроены для поминальных обрядов — возле них обычно находят остатки керамических сосудов и кости животных. Здесь же встречаются небольшие стелы или изваяния.
В своей практике я не первый раз встречаю такие места, где на локально ограниченной территории сконцентрированы более-или менее ярко выраженные места силы , причём различного происхождения. Чуть севернее села Куюс прямо в русле реки Катунь находятся массивы окаменелой лавы, пробившей себе путь через разломы земной коры.
Южнее , на 77 километре Чемальского тракта находятся знаменитые Тельдекпенские пороги , представляющие собой длинные скальные коридоры образованные в глубокой тектонической трещине в известняках кембрия. Ширина Катуни в порогах достигает всего 20 метров- это самое узкое место на реке, не считая истоков. Сама река Катунь и весь Обско- Катунский бассейн представляют собой один из величайших пресноводных потоков Евразии. Горные хребты, тянущиеся вдоль берегов Катуни - сами по себе источники земной энергии , питающие всё вокруг себя, тем более когда гряду венчает каменная пирамида , возвышающаяся над долиной. Сама долина Айрыдаш по большей части занята курганами , по своему определению являющимися могильниками.На протяжении тысячелетий здесь не селились люди , они хоронили здесь ушедших в иной мир , общались с духами и проводили сакральные обряды...В долине расположены сообщества массивных камней , расположенных по отношении друг к другу в неулавливаемом порядке, покрытые разновременными петроглифами. Само святилище действует не одну тысячу лет, отдавая миру земную энергию. Замыкает с юга долину Айрыдаш водопад Бельтертуюк, имеющий два каскада высотами 29 и 10 метров. Не стоит и говорить, что вся долина , как и отдельно взятые артефакты являются культовыми для местного населения.
Каждое упомянутое мной место вполне самодостаточно и интересно с точки зрения работы с энергиями , но что наиболее важно- находясь на небольшой сопредельной территории эти объекты начинают взаимодействовать между собой , перераспределять энергии...в итоге совместно образуя над территорией энергетический купол , который воздействует на все биологические объекты внутри него. Если попробовать построить абстрактную математическую модель подобного континуума , то безусловно , подчиняясь законам мироздания общий уровень энтропии замкнутой системы будет неизменно повышаться, однако пиковые значения направленности на гармонию будут также очень высоки. Гармония развития, или состояния есть соприЧАСТность и неотделимость от единой вселенной и её законы вытекают из дуальности человеческой природы. Сакральные места в отличии от мирских и религиозных пространственных объектов являются совокупностью идеальных , духовных, и материальных, физических характеристик , являются ценностью высокого порядка, средоточием магических сил, направленных на взаимодействие с более " тонкими " сущностями и силами.