Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-04-03 14:00

Представление древних китайцев о Вселенной.

Согласно концепциям древних китайцев, мир вначале представлял собой хаос, состоящий из мельчайших частиц – ци.

Эти живые частицы существовали в беспорядочном разреженном состоянии в виде бесформенного тумана. Потом частицы ци разделились на легкие и светлые, которые поднялись вверх и получили название «ян», и на тяжелые и темные, которые упали вниз и получили название «инь». Из легких и светлых частиц образовалось небо, а из тяжелых и темных – земля.

Природа создавалась из хаоса постепенно: вначале сформировалось небо, затем земля и только после этого появился человек.
 
В результате взаимодействия светлого начала ян и темного начала инь возникли пять первоэлементов или стихий: Вода, Огонь, Дерево, Металл и Земля, от которых и происходит все во Вселенной. Китайцы верили, что взаимодействие инь-ян порождает и доброе и злое в природе и в жизни. Нельзя судить о том, что лучше, а что хуже – свет или тьма, все необходимо, одно переходит в другое, без одного не существовало бы второго. Графически эти космические силы изображались знаком тайцзи – две неотделимые половины, изогнутые таким образом, что одна готова перейти в другую. Чередование инь-ян так же неизбежно, как чередование тьмы и света, зимы и лета. Они проникают друг в друга, меняются местами – так создается круговорот вещей.
 
Цикл борьбы инь-ян у китайцев соответствовал календарному году. Начало цикла – день зимнего солнцестояния (22-23 декабря), могущество инь; сила ян испытывала наибольшее напряжение, когда в недрах мрака зарождался свет. Это самый короткий день и самая длинная ночь в году. День летнего солнцестояния (21 или 22 июля) – апогей могущества ян. Это самый длинный день в году. В дни равноденствий силы сторон уравновешены.
   
Согласие между инь и ян выражалось в том, что Небо-отец творил добро Земле-матери. Небо согревало землю своим теплом и оплодотворяло дождем, делая землю способной порождать живые существа и вскармливать их. Китайцы считали, что вечнозеленые деревья – ель, кипарис, сосна – содержат особенно много животворящих сил ян, из-за чего они и сохраняют зеленую листву даже зимой.
   
Небо олицетворяло собой движение, земля – покой. Земля была всего лишь объектом воздействия неба, воспринимала тепло и холод, свет и дождь. Небо-отец, управляющий жизнью Земли-матери, выступает в качестве активного начала, тогда как Земля, живущая по Небесным законам, олицетворяет пассивное начало. Взаимодействие этих «супругов» породило жизнь и человека. Понятие Тянь (небо)  тесно связано с понятием Шанди – верховный государь, который в космогонических теориях китайцев или отождествлялся с Небом, или выступал в виде некоего безликого «повелителя миров». Бесплотный Шанди регулировал движение светил и жизнь растений, наблюдал за делами людей, награждал и наказывал их, мог выражать любовь и гнев, слышать и говорить. Шанди представлял собой духа-правителя, живущего на Небе и оттуда распоряжающегося империей. Со временем его обязанности стало выполнять и само Небо, как верховная божественная сила, олицетворение разума и высшей справедливости.
 
В книге «Шу цзин» Конфуций писал: «Только Небо осуществляет наблюдение за народом, ведает справедливостью, посылает урожай и неурожай. Без Неба погибнет народ. От милости Неба зависит его судьба».

Наводнение, засуха, солнечные и лунные затмения, голод, бунт и эпидемии рассматривались китайцами  как вестники небесного гнева. Урожай, мир и спокойствие на земле говорили о том, что Небо довольно земными делами. Так, большие пожары, вспыхнувшие в Пекине в апреле 1908 года приписывались астрологами богу Огня, сошедшему на Землю на сто дней, чтобы наказать людей. Китайцы говорили: «Когда это зловещее божество вернется в свою резиденцию, пожары прекратятся».


Представление древних китайцев о Вселенной.Часть 2

В древнем Китае сравнивали контуры неба с поверхностью земли. Так, Млечный путь они уподобляли реке: «небесная река» ( тянь-хэ) или «серебряная река» (инь-хэ). Великая китайская река Хуанхэ якобы имела связь с «небесной рекой», они сливались где-то на краю света. Считалось, что если существует земная река Хуанхэ, то существует река Хуанхэ и на небесах.

Незримые образы земных животных также пребывали на Небе. Соответственно им именовались и небесные пространства: западная часть звездного неба именовалась областью Белого Тигра, северная часть – область Черепахи, восточная часть – область Лазоревого Дракона, южная часть – область Красной Птицы. Некоторые созвездия также ассоциировались с невидимыми образами животных.

Древние китайцы верили в реальную жизнь небесных животных. Это означало, что черепахи, живущие на земле, произошли от черепахи, пребывающей на небе. Земные тигры произошли от небесного тигра, который был порожден одной из звезд.

Как представлялась древним китайцам связь между звездами и животными? Например, в нагорьях, простирающихся к западу от Китая, обитала порода тигров с шерстью белоснежного оттенка. Поэтому запад определяли и по западным звездам и по месту обитания тигров. Тогда западная часть звездного неба называлась областью белого тигра. Северная часть звездного неба называлась областью черепахи потому, что с наступлением зимы становится темно и холодно, природа погружалась в сон. Черепаха- животное, покрытое темным панцирем, зарывается в зимнее время в землю. Своим поведением она дает людям знать, когда начинается и когда кончается зимний сезон. Понятие «черепаха» ассоциировалось с мраком, зимой и севером.

В древнем Китае было, да существует и теперь, представление о солнечном зодиаке, в соответствии с которым звездное небо разделено на 12 частей, названных именами животных: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Положение солнца каждый месяц определялось в зависимости от этих 12 созвездий.

Кроме верховного божества- Неба, особо почитались древними китайцами солнце и луна. Из тепла, исходившего из силы ян, возник Огонь, из части первоэлемента Огня, обладавшей «высшим качеством», возникло солнце. Из холода, исходившего от силы инь, возникла Вода, из части первоэлемента Воды , обладавшей высшим качеством, образовалась луна и звезды. На всех небесных светилах находили себе пристанище духи. Главный из них – жи-чжу- владыка солнца, или жи-шень – дух солнца. На огненной колеснице солнце-дух ежедневно совершал поездку по видимому небесному своду с востока на запад. Колесницу везли шесть безрогих драконов – чи-лун. На западе солнце-дух спускался в подземную темную страну, прибежище мертвых, по которой двигался всю ночь с запада на восток.

Во время затмений солнце «попадало в беду». Это означало, что начинается пожирание солнца невидимым небесным животным – небесной собакой. Солнце будет съедено чудовищем, если люди останутся безучастными свидетелями. Поэтому всякий раз, когда начиналось затмение солнца или луны, китайцы выходили из своих домов и на открытом месте изо всех сил били в барабаны или стучали в металлические предметы. Так, даже в 1904 году губернатор Шанхая во время солнечного затмения приказал произвести два пушечных выстрела, чтобы защитить светило от чудовища. Затмения наводили страх.

Вторым по рангу божеством после Солнца была Луна. Древние народы, обитавшие в районах Китая с жарким климатом, особенно почитали Луну. Главное божество луны называлось Дух Луны ( юэ- шень) или владыка Луны ( юэ-чжу). В даосской религии владыка луны назывался «старец луны» или юэ-лао. Этот старец устраивал брачные союзы. Незримой красной веревочкой он связывал попарно тех мальчиков и девочек, которым суждено соединиться брачными узами.

Люди страшились лунного затмения, считая это дурным предзнаменованием. Ежегодно астрологи сообщали императору о предстоящих лунных затмениях, которые последний передавал наместникам и губернаторам провинций. Они, в свою очередь, оповещали начальников городов и уездов. С наступлением лунного затмения, как и при солнечном, зажигались светильники и свечи, чиновники в официальных одеждах трижды совершали земные поклоны и трижды били челом в землю. Вся церемония также повторялась трижды- в начале затмения, в момент апогея и после затмения. Китайские крестьяне во время затмения наблюдали его отражения в воде, били в медные тазы и барабаны, отпугивая «прожорливое чудовище, поедавшее луну».

Солнце, луна и звезды, по верованиям древних китайцев, решающим образом влияли на земные события, особенно на жизнь и смерть человека. Солнечные затмения сулили неприятности для государства- бунт, голод и смерть императора. Красная или блеклая луна также предвещала несчастье. Верили, что существует и обратная связь: недостойное поведение мужчин могло привести к затмению солнца, а недостойное поведение женщин – к затмению луны. Судьбу растений и животных определяли звезды. Они покровительствовали занятиям людей, предвещали счастье или горе и решали исход дел.

Если в Китае случалось наводнение или речные воды сильно разливались и причиняли людям бедствия, считалось, что духи рек не расположены к правителю страны и его следует заменить. Землетрясения также являлись выражением недовольства духов гор правителем царствующей династии.

Излагаемые философами объяснения происхождения Вселенной были сложны и непонятны большинству жителей Китая, поэтому народная фантазия персонифицировала сверхъестественные силы и создала образ творца вселенной титана «Паньгу», а люди были созданы богиней по имени «Нюйва». Тем не менее, все мифы о рождении мира объединены общей идеей о существовании трех главных сил – Неба, Земли и Человека. Эта идея присутствует во всех древнекитайских мифах о происхождении жизни на земле.


Источник: www.epochtimes.ru