В одну реку, как известно, нельзя войти дважды. Что уж говорить про куда менее постоянные водопады. Фотограф Сергей Горшков несколько сезонов изучал нрав одного из них на плато Путорана.
Путоранский государственный заповедник площадью почти 2 миллиона гектаров был создан в 1988 году, основной охранный вид — снежный баран. В 2010-м территория плато Путорана получила статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Благодаря уникальному ступенчатому рельефу плато Путорана занимает первое место среди всех российских регионов по количеству водопадов. Их здесь тысячи, и все разные: одни срываются с вершин плато, другие перегораживают русла рек, третьи прячутся в каньонах. И хотя на одной из рек плато, Канде, находится самый высокий из всех измеренных в России (с прямым падением воды 108 метров), в целом водопады Путораны, можно сказать, приземисты — обычно от 10 до 50 метров.
Плато Путорана — мир нетронутой природы, укрывшейся от цивилизации за стенами глубоких каньонов. Водопад Китабо-Орон расположен на охраняемой территории, в западной части Путоранского заповедника.
Китабо-Орон на реке Иркингда не относится к рекордсменам. Его высота — весьма скромные 27 метров. Но он настолько масштабен, что поначалу даже непонятно, способна ли фотография в принципе передать неукротимую энергию обрушивающейся воды. Как и большинство путоранских водопадов, Китабо-Орон непостоянен. В середине июня он «работает» на полную мощность, и шум такой, что не слышно собеседника, стоящего рядом, а низвергающиеся воды окутывают все вокруг пеленой брызг. Но стоит подняться ветру, как с края обрыва водопад открывается во всей своей невероятной красе. Позже, в конце лета и к осени, его силы слабеют, а воды разделяются на два потока (отвесный и двухкаскадный), чтобы внизу вновь сойтись в гигантском грохочущем котле. Но век воды в этих краях недолог: уже в октябре струи замерзают.
Иркингдинский водопад позволяет разглядывать себя с разных ракурсов: можно подойти вплотную к падающей струе, отойти на противоположную сторону, а если вода низкая, то и спуститься вниз — туда, где бурлит за тысячелетия высверленный потоками бассейн (такие похожие на котловины углубления, проделанные водой, геологи поэтично называют «исполиновыми котлами»).
Но лучше всего любоваться Иркингдой не с берега и не с обрыва, а с высоты. Из Норильска сюда можно добраться на вертолёте за час с небольшим. Какой сезон выбрать для поездки? Середина июня — время большой воды, когда водопад полон первобытной неукротимой энергии. Но, если приехать сюда в конце апреля, можно увидеть сказочную стену льда: каждый год она разная по размерам и рисунку. По фактуре и красоте струй хорош сентябрь (про буйство красок и говорить нечего — тут первый месяц осени безусловный фаворит). Ну а начало октября — это просто волшебство. Такое выпадает увидеть считаным единицам: при морозе минус 30 вода, падая, на глазах превращается в сосульки самых невероятных форм и размеров!
Начало октября — моя любимая пора для посещения водопада. Правда, тут важно успеть в короткий промежуток времени, пока Китабо-Орон не замёрз совсем.
Текст и фото: Сергей Горшков.
Источник: www.nat-geo.ru