Широко распространенные в СМИ мифы о пожарной обстановке в Иркутской области, Красноярском крае, Республике Бурятия
27-29 апреля 2017 года произошли многочисленные факты перехода огня от выжиганий сухой травы и сжигания мусора на населенные пункты, дачные товарищества, садоводства и земли лесного фонда на территории Иркутской области, Красноярского края и Республики Бурятия.
Пожарная обстановка в регионах активно освещается средствами массовой информации, но при этом возникает ряд мифов.
Миф первый: "пожары в населенных пунктах, дачных товариществах и садоводствах возникли от лесных пожаров"
В период с 27 по 29 апреля в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Бурятия возникла вспышка пожаров в населенных пунктах, дачных товариществах и садоводствах от огня массовых выжиганий сухой травы, мусора на землях муниципальных образований, сельхозназначения и иных категорий. Травяные пожары, действующие на таких землях, часто называют природными, в связи с чем, при многократном переписывании и неточном цитировании информации из официальных источников – сайты МЧС, региональных правительств, в текстах СМИ возникает информация, что населенные пункты сгорели от лесных пожаров. Также, на землях муниципальных образований и сельхозназначения присутствует древесно-кустарниковая растительность, вследствие чего при просмотре оперативного видео, снятого с мест событий, возникает мнение, что пожар в населенный пункт пришел из леса.
Однако, ни 27, ни 28, ни 29 апреля, ни по ситуации на 11:00 мск 30 апреля нет ни одного факта перехода огня на населенные пункты, дачные товарищества и садоводства огня лесных пожаров с земель лесного фонда и земель других категорий, на которых располагаются леса. Работники лесопожарных служб Красноярского края, Иркутской области и Республики Бурятия оказали действенную помощь работниками МЧС в отстаивании населенных пунктов от огня травяных пожаров. Ярким примером служит Иркутская область, где силы и техника лесопожарных службы работали на отстаивании 38 населенных пунктов от палов сухой травы.
Миф второй: "какая разница от каких пожаров сгорели дома – лесных или травяных (возникших и действующих на землях муниципальных образований, сельхозназначения)"
Конечно, любому человеку, у которого сгорел дом, особой разницы от какого пожара – лесного на землях лесного фонда, травяного на землях муниципальных образований или сельхозназначения нет.
Однако, когда в СМИ активно тиражируется информация о том, что причина всех бед – лесные пожары, происходит с одной стороны «замазывание» проблемы несанкционированных выжиганий сухой травы на землях сельхозназначения и иных категорий. Важно отметить, что в апреле 2015 года именно выжигания травы на землях сельхозназначения и иных категорий, а не лесные пожары, стали причинами гибели населения и масштабных пожаров в населенных пунктах Хакасии.
В ноябре 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации были внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, запрещающие проведение несанкционированных выжиганий сухой травы, мусора, разведение костров на землях сельхозназначения. Масштабы действующих травяных палов говорят о том, что данное постановление в регионах не исполняется.
Также «замазывание» проблемы палов травы и рассказы о том, что все беды от лесных пожаров, создает перенос ответственности на систему и работников лесного хозяйства.
Важно отметить, что все ведомства и органы власти действуют в рамках законодательства, которым определены их полномочия. На исполнение полномочий выделяются бюджетные средства и осуществляется контроль за целевым расходованием средств
Полномочия лесопожарных служб (наземных и авиалесоохраны) не распространяются ни на земли сельхозназначения, ни на земли муниципальных образований. Лесопожарные службы обеспечивают тушение лесных пожаров на землях лесного фонда. При угрозе перехода в лесной фонд огня с земель сельхозназначения, муниципальных образований и иных категорий лесопожарные службы обеспечивают тушение подступающего к лесному фонду огня, чтобы обеспечить охрану лесного фонда
Полномочия по обеспечению пожарной безопасности населения, возложены на подразделения МЧС России. При приближении огня к населенному пункту предпринимать действия для тушения должны работники подразделений МЧС России.
В настоящее время законодательно не определены структуры, обязанные тушить пожары на землях сельхозназначения.
22 марта 2017 года в ходе Правительственного часа в Совете Федерации заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Г.Хлопонин сообщил, что Правительство внесло в конце прошлого года в Государственную Думу проект федерального закона, в котором чётко определены полномочия пожарных служб МЧС и субъектов по пожарному надзору на землях сельхозназначения, запаса и иных категорий с просьбой поддержать
Миф третий: "в Сибири введен режим ЧС из-за лесных пожаров"
27 апреля МЧС сообщило о введении режим функционирования ЧС для органов управления и сил РСЧС на территории Сибирского округа, что также было истолковано рядом СМИ, как то, что в Сибири возникла ЧС, связанная с лесными пожарами.
Миф четвертый: "в Сибири бушуют лесные пожары"
По данным ИСДМ-Рослесхоз, в период с 27 по 29 апреля на территории Красноярского края, Иркутской области, Республики Бурятия зарегистрировано более 420 термоточек на площади более 400 тысяч га, которые идентифицированы региональными диспетчерскими службами как «действующие на землях сельхозназначения и иных категорий». Фактически это означает, что площадь пожаров от выжиганий сухой травы и мусора на землях сельхозназначения, муниципальных образований и иных категорий составляет более 400 тысяч га. И именно это пожары представляют реальную угрозу населенным пунктам.
Неконтролируемые травяные пожары стали причинами пожаров в населенных пунктах и лесном фонде. В результате перехода их огня на земли лесного фонда, в период с 27 по 29 апреля в Иркутской области возникло 47 лесных пожаров (более 40% от всех возникших в этот период лесных пожаров), в Красноярском крае возникло 79 лесных пожаров (более 50% от всех возникших в этот период лесных пожаров), в республике Бурятия возникло 7 лесных пожаров ( около 20 % от общего числа всех возникших в этот период пожаров).
С 27 по 29 апреля ликвидировано на землях лесного фонда:
на территории Красноярского края - 154 лесных пожара на площади около 3,3 тысяч га;
на территории Иркутской области – 100 лесных пожаров на площади около 19,6 тысяч га
на территории Забайкальского края – 45 лесных пожаров на площади 625 га.
По ситуации на 06:00 мск 30 апреля проводятся работы по тушению:
в Иркутской области – 14 лесных пожаров на площади 4406,5 га (из них локализовано 6 на площади 3372 га);
в Республике Бурятия – 19 лесных пожаров на площади 3059,4 га (из них локализовано 8 на площади 1188,4 га);
в Красноярском крае – 11 лесных пожаров на площади 400 га (из них локализовано 4 на площади 77 га);
На землях лесного фонда на территории Красноярского края, Иркутской области, Республики Бурятия проводится постоянный наземный, авиационный и космический мониторинг обстановки. У каждого лесного пожара есть руководитель тушения, который прогнозирует риск распространения огня лесного пожара на населенные пункты и объекты экономики и в случае наличия такой угрозы оперативно принимаются меры по недопущению переходя огня лесного пожара с территории лесного фонда на населенный пункт или объект экономики. Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу и ФБУ «Авиалесоохрана» ежедневно направляет в СМИ сводку о лесопожарной обстановке, содержащую информацию о количестве и площади ликвидированных лесных пожаров, о силах и средствах, участвующих в тушении, о количестве и площади лесных пожаров, на которых проводятся работы по их ликвидации. Сводка с такой же информацией ежедневно размещается на сайте ФБУ «Авиалесоохрана».
Из вышеизложенного следует, что в Сибири бушуют неконтролируемые выжигания сухой травы на землях сельхозначения. Лесопожарная обстановка находится по контролем лесных служб.
Миф пятый: "лесные пожары тушит только МЧС"
На сегодняшний день в тушении лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Сибирского и Дальневосточного округов принимают участие лесопожарные силы системы лесного хозяйства (наземные и авиалесоохрана), силы арендаторов лесных участков, местного населения и МЧС. Также на пожарах работает наземная техника лесного хозяйства, арендаторов лесных участков и МЧС
По данным региональных диспетчерских служб лесного хозяйства, общая численность группировки сил на тушении лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Сибирского и дальневосточного округов составляет 1629 человек, в т.ч. от МЧС – только 20 человек (около 1% от общей численности сил).
Общая численность группировки наземной техники составляет 366 единиц, при этом от МЧС – только 3 единицы (около 1% от общей численности сил).
Самолеты-танкеры МЧС привлечены к тушению природных пожаров, представляющих потенциальную угрозу населенным пунктам.