Северо-Восточная Русь - особо значимый регион в истории России. Эта некогда далекая окраинная территория Киевской Руси является географическим ядром русской государственности и центром формирования великорусской народности.
Издревле, несмотря на государственные границы, религиозные и языковые различия, люди стремились налаживать контакты между народами и "наводить мосты" между разными цивилизациями.
Непременным условием поступательного развития общества является взаимный обмен информацией, достижениями научно-технического прогресса, материальными и культурными ценностями. Примером государственного образования, активно участвовавшего в этом процессе, может служить Северо-Восточная Русь. Она никогда не была закрытым, изолированным государством.
В силу своего географического положения (через нее проходил значительный участок Великого Волжского пути, связывающего страны Запада и Востока) и особенностей исторического развития (ее энергичные и амбициозные правители стремились создать могущественное и процветающее государство) Северо-Восточная Русь всегда поддерживала контакты со многими странами мира.
Эти международные связи были очень разносторонними: военно-политическими, торгово-экономическими, династическими, религиозными и культурными.
Северо-Восточная Русь, по мнению Ю. А. Лимонова, является примером общества, осуществлявшего интенсивный обмен духовными и материальными ценностями между Востоком и Западом, а также вносившего свое деятельное начало в развитие их цивилизаций.
Развитие средневековой культуры, благодаря многообразным контактам, представляет собой взаимосвязанный процесс обмена между культурами Востока и Запада.
Эти контакты вели к постепенному сближению народов, переплетению их исторических судеб и взаимному обогащению культур при сохранении их национального колорита и своеобразия. В горниле мощного народного творчества заимствованные чужеземные эстетические ценности сплавлялись со своими местными и приобретали иное качество - рождалось нечто новое и неповторимое. Яркий и зримый пример такой "культурной переплавки" - Владимиро-Суздальское белокаменное зодчество, в котором органично переплелись элементы византийского, западного, восточного и древнерусского искусства.
Международные связи того или иного государства являются важным аспектом его исторического развития. Разнообразные и обширные международные связи такого значимого региона в российской истории, как Северо-Восточная Русь, остаются темой не достаточно полно изученной. До сих пор нет обобщающих монографических исследований по данной теме.
Между тем, планомерные археологические раскопки последних 20 лет в Ростове, Суздале, Владимире и на других памятниках рассматриваемого региона существенно расширили источниковедческую базу исследований. Они дали новые, яркие подтверждения активных и разносторонних международных связей. Необходимость систематизации и введения в научный оборот накопленного материала, а также недостаточная изученность и важность данной темы в истории Древней Руси побудили обратиться к исследованию международных связей Северо-Восточной Руси.
Цель настоящего исследования состоит в комплексном рассмотрении и обобщении данных археологических, нумизматических и письменных источников по истории международных связей Северо-Восточной Руси на материалах трех столичных городов (Ростова, Суздаля, Владимира) и их округи.
Крупные стольные города были политическими, религиозными,
культурными и торговыми центрами. Они являлись средоточием международной активности государства: в столице жил князь со своим двором, дружиной, боярами. Именно феодальная знать была слоем средневекового общества, наиболее вовлеченным в процесс международного общения, основным потребителем заграничных предметов роскоши. На службу к князьям нанимались представители иноземной знати. Князья и их приближенные заключали брачные союзы с иностранными правящими династиями. В столицу приезжали международные и церковные посольства, заморские гости и странствующие ремесленники, поступала военная добыча.
Жители ближайшей округи стольных городов значительно в большей степени, чем население далеких окраин княжества, пользовались плодами международного общения...
Важной составляющей внешних связей государства является международная торговля, для изучения которой незаменимым источником служит археологический материал. Из общей массы археологических находок сравнительно легко удается выделить предметы импорта. Выяснив родину импортных находок, можно установить, с какими странами и какими товарами велась торговля, напрямую или через посредников, какими торговыми путями. В настоящей работе на основе изучения импортных вещей из трех столичных городов и их округи делается попытка наметить главные направления торговых связей Северо-Восточной Руси.
Археологические находки предметов импорта, используемые как источник для изучения международных связей, можно разделить на две группы: предметы массового ввоза и предметы роскоши.
К предметам массового ввоза относятся: монетное серебро, цветные металлы, янтарь, некоторые (относительно дешевые) сорта тканей, стеклянные и каменные бусы, раковины каури. Как правило, они поступали в результате торговли и имели широкий рынок сбыта в различных слоях общества. Предметы массового ввоза помогают выяснить направление отдаленных торговых связей и определить их интенсивность.
К предметам роскоши можно отнести: изделия из драгоценных металлов работы искусных мастеров, резные изделия из кости и самоцветных камней, поливная и стеклянная посуда, узорные многослойные шелка.
Драгоценные вещи попадали в Северо-Восточную Русь не только в результате торговли (хотя дальняя торговля предметами роскоши была особенно выгодной), но и другими путями: в виде посольских и свадебных даров, военной добычи, вместе с наемниками, эммигрантами, странствующими ремесленниками и паломниками. Предметы роскоши оседали в сокровищницах знати и церковных ризницах...
Драгоценные предметы, а также единичные находки недрагоценных вещей (украшений, орудий труда, предметов быта) иноземного происхождения характеризуют международные культурно-исторические связи.
Определение места производства импортных предметов позволяет установить, с какими странами имелись контакты.
Хронологически исследование охватывает ПЯТЬ СТОЛЕТИЙ:
с X по XIV века.
X век - это время освоения славянами родо-племенной территории финно-угорских племен (будущей территории Северо-Восточной Руси) и включения ее в состав Древнерусского государства.
В X в. были основаны древнейшие города, ставшие первыми столицами Северо-Восточной Руси -Ростов и Суздаль.
В XI веке Северо-Восточная Русь, называвшаяся тогда Ростовской землей, является далекой окраиной владений южнорусских князей.
С 1125 г. Ростово-Суздальское княжество приобретает самостоятельность.
XII - начало XIII столетия - это время время наивысшего политического и культурного расцвета княжества, теперь называвшегося Владимиро-Суздальским.
Татаро-монгольское завоевание нанесло тяжелый удар по экономике и политической независимости Северо-Восточной Руси, но не смогло стереть ее с политической карты мира. В недрах раздробленной и перекроенной на множество княжеств Северо-Восточной Руси во второй половине XIII - XIV в. формируется новое великое государство - Московская Русь, ставшая приемницей Владимиро-Суздальского наследия.
В отдельных случаях (при характеристике связей со странами Востока и Скандинавией) нижняя хронологическая рамка отодвигается до IX в., что обусловлено имеющимся археологическим и нумизматическим материалом.
* * *
Первостепенный источник информации о международных контактах представляют собой непрерывно пополняющиеся археологические и нумизматические материалы.
Они уточняют и дополняют краткие сообщения письменных источников (древнерусских летописей, западных хроник, торговых договоров, сочинений путешественников), которые, как правило, всесторонне исследованны отечественными и зарубежными учеными.
Вместе с тем, археологические источники по-своему ограничены. Археологически неуловимы некоторые импортные товары (благовония, пряности, продукты питания) и предметы русского экспорта (пушнина, мед, воск). Поэтому изучение международных связей должно быть комплексным, с привлечением всех видов источников: письменных, археологических, нумизматических, изобразительных и прочих.
Только собранные воедино частные факты позволят создать целостную картину обширных международных связей Северо-Восточной Руси.
Рассмотрим каждую группу источников отдельно.
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Среди не очень многочисленных письменных источников по истории международных связей Северо-Восточной Руси имеются материалы отечественного и иноземного происхождения. Попытаемся очертить круг использованных источников и дать представление о содержащейся в них информации. Подробнее свидетельства данных источников будут рассматриваться в соответствующих главах.
Большинство письменных памятников относится к группе нарративных источников: древнерусские летописи, западные хроники, сообщения иностранных путешественников, сказания, скандинавские саги.
Древнерусские летописи повествуют о династических браках князей; о военных и торговых взаимоотношениях с Волжской Болгарией. Из сообщений летописцев можно узнать об использовании половецких орд в междукняжеских распрях; об изгнании Андреем Боголюбским младших братьев и мачехи из Суздаля и их теплом приеме в Византии;
о службе у Андрея Боголюбского выходцев с Кавказа и о присутствии у него во Владимире "гостей" из разных стран.
В работе использованы сведения Лаврентьевской, Ипатьевской, Львовской, Воскресенской летописей, Московского летописного свода и Новгородской первой летописи.
Привлекаются сообщения "Сказания о Борисе и Глебе" и "Киево-Печерского патерика" = о том, что на службе у ростовского князя Бориса находились представители венгерской знати, а воспитателем Юрия Долгорукого был потомок выходца из Скандинавии.
В исландском географическом сочинении: "Какие земли лежат в мире", восходящем к XI в., называются восемь главных городов Руси (Гардарики), в том числе: Ростов, Суздаль и Муром.
http://ulfdalir.narod.ru/sources/Iceland-Scandinavia/..
А в скандинавских сагах ("Большой саге об Олаве, сыне Трюггви", "Саге об Одде Стреле", "Саге о Хаконе, сыне Хакона") рассказывается об экспедициях варяжских конунгов в Суздальскую землю и о пребывании в Швеции брата Александра Невского - суздальского князя Андрея Ярославича.
О "дружбе" Андрея Боголюбского с Фридрихом Барбароссой, приславшим во Владимир артели западных зодчих, узнаем из сообщений В. Н.Татищева.
По сведениям В. Н.Татищева, расположением и уважением императора Фридриха пользовался также и Всеволод Большое Гнездо. Эти данные подтверждает Ипатьевская летописьв рассказе о теплом приеме "немецким цесарем" племянника Всеволода - галицкого князя Владимира Ярославича.
В сочинениях грузинских историков подробно рассказывается о женитьбе сына Андрея Боголюбского на грузинской царице Тамаре.
В "Хронике Ливонии" Генриха Латвийского повествуется об участии суздальских дружинников в обороне замка Дорпат в Эстонии в начале XIII века.
В "Хронике венгерского Анонима" говорится, что при переселении венгров в IX в. с Прикамской прародины в центральную Европу путь их лежал через Susudal - землю Суздальскую. Венграм Северо-Восточная Русь была хорошо знакома, они посещали ее неоднократно.
О двух путешествиях венгерских миссионеров в Великую Венгрию, о посещении Владимира и встрече с владимирским князем накануне татаро-монгольского нашествия на Русь сообщается в рассказах доминиканских монахов: брата Рихарда и брата Юлиана.
В "Истории салонских и сплитских архиепископов", написанной в 60-е годы XIII в. сплитским архидьяконом Фомой, упоминается о взятии татаро-монголами Суздаля и гибели его правителя Георгия вместе с множеством народа.
http://drevlit.ru/texts/f/foma_spl1.php
Документальные источники по нашей теме не столь представительны.
К ним можно отнести новгородские берестяные грамоты №№ 439, 675, 745 и "Рижскую долговую книгу".
Датируемая 1190-1200 гг. берестяная грамота № 439 является перепиской купцов-складников, занимавшихся посреднической торговлей.
Поступающий в Новгород из Западной Европы цветной металл автор грамоты и его складники в обмен на воск перепродают в другие города Руси, в том числе и Суздаль: "Уже мне не ехать в Суздаль".
Грамота № 675 (датируемая 40 - началом 60-х годов XII в.) запечатлела переписку двух братьев - новгородских купцов-складников, ведущих торговые дела в Киеве, Луках и Суздале.
А грамота № 745 (конец XI - первая четверть XII в.) была послана новгородским купцом из Ростова, где он находился по торговым делам.
Согласно этим грамотам, в XII в. новгородские купцы вели активную торговую деятельность в Суздальской земле. Новгород был посредником Северо-Восточной Руси в западной торговле.
О торговле Владимиро-Суздальской Руси с Прибалтикой в конце XIII в. свидетельствует "Рижская долговая книга". В ней под 1286 г. дважды упоминается купец Любберт из Суздаля, а под 1287 г. - купец Николай Волк, совершавший поездки в Суздальскую землю.
Из обзора письменных источников видно, что содержащиеся в них сведения о международных связях Северо-Восточной Руси довольно скудны и отрывисты. Однако они все же позволяют наметить основные направления (с Византией, Волжской Болгарией, Венгрией, странами Кавказа, Прибалтики, Северной и Западной Европы) и характер международных контактов (военно-политические, торговые, культурные, религиозные, династические).
Археологические источники
В результате многолетних археологических раскопок, между тем, накоплен богатый материал, свидетельствующий о международных связях Северо-Восточной Руси и существенно дополняющий информацию письменных источников.
Источниковедческой базой данного исследования являются материалы археологических раскопок трех столиц Северо-Восточной Руси (Ростова, Суздаля, Владимира) и их округи.
Памятники столичной округи представлены финно-угорскими поселениями (городища: Сарское и Выжегша) и захоронениями (Пустошенский и Сунгирский могильники), а также древнерусскими поселениями (города: Юрьев-Польской, Ярополч Залесский, городище Семьинское, селища: Весь и Гнездилово) и захоронениями (так называемые владимирские курганы, Мжарский могильник, курганы у г. Петушки и с. Новоселки).
Археологические памятники Северо-Восточной Руси привлекают внимание исследователей на протяжении уже полутора столетий.
Первые масштабные археологические изыскания древнерусских погребальных памятников были предприняты еще в середине XIX в.
В 1851-1854 гг. А. С. Уваров и П. С. Савельев раскопали в 163 пунктах Суздальского, Юрьевского, Переяславского и Ростовского уездов Владимирской губернии 7 757 курганов, получивших название "владимирские курганы".
Тогда же были произведены первые раскопки в Суздале и на Сарском
городище.
Результаты раскопок были опубликованы А. С. Уваровым в его знаменитой работе "Меряне и их быт по курганным раскопкам", изданной к открытию 1 Археологического съезда.
В 1905 г. вышла в свет работа А. А. Спицына "Владимирские курганы", в которой были подвергнуты критике методика раскопок А. С. Уварова и его вывод о мерянской принадлежности курганов.
А. А. Спицын справедливо полагал, что владимирские курганы были насыпаны славянским населением.
Особую источниковедческую ценность его работе придают сотни прекрасно изданных рисунков находок из владимирских курганов (сами находки долгое время были недоступны исследователям).
Сейчас уцелевшие материалы Уваровских раскопок владимирских курганов (в значительной мере депаспортизованные) хранятся в археологических фондах ГИМа (Инв. №№ 54746; 55421).
В составе этой богатейшей коллекции имеются скандинавские, прибалтийские, византийские, западноевропейские находки.
Сарское городище под Ростовом - мерянский племенной центр -впервые, как отмечено выше, археологически исследовалось в 1854 г. П. С. Савельевым.
В 1924-1925 гг. и 1929-1930 гг. на городище проводил раскопки Д. Н. Эдинг, опубликовавший первую обобщающую работу "Сарское городище". Анализируя находки, Д. Н. Эдинг отмечал присутствие в материальной культуре городища скандинавского элемента.
Коллекция находок с городища и прилегающего грунтового могильника хранится в Ростовском музее.
В 1970 г. А. Е. Леонтьеву удалось обнаружить и исследовать неукрепленную часть поселения, примыкающую к склонам городища с южной стороны. Материалы всех раскопок Сарского городища систематизированы, детально проанализированы и опубликованы в монографии А. Е. Леонтьева по археологии мери.
Еще одно мерянское городище Выжегша, материалы которого свидетельствуют о международных связях, находится в Юрьев-Польском районе. На городище обнаружены два клада и скандинавские наконечники стрел. Клад восточных серебряных монет середины IX в. собрал, обработал и опубликовал А. В. Фомин. Клад оловянисто-свинцовых слитков и другие находки с Выжегши изучены и изданы А. Е. Леонтьевым. Монетный клад поступил в ГИМ, а остальные находки - во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Из мещерского Пустошенского могильника у села Пустоши Судогодского уезда происходит несколько десятков раковин каури -предметов восточного импорта.
В 1924 г. могильник исследовали Ф. Я. Селезнев и директор Владимирского музея А. И. Иванов, опубликовавший материалы раскопок. А. И. Иванов датировал могильник XI в., определил его финно-угорскую принадлежность и близость мещерскому Заколпскому могильнику. Материалы раскопок Пустошенского могильника хранятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Довольно много раковин каури происходит из Заколпского могильника XI - XII вв., расположенного на р. Колпь в Гусь-Хрустальном районе.
Оставленный испытавшим сильное славянское влияние племенем мещера могильник был исследован в 1899 г. А. П. Поливановым и в 1905 г.
Н. Е. Макаренко, опубликовавшим дневники раскопок и находки. Коллекции находятся в ГИМ и во Владимиро-Суздальском музее.
На восточной окраине г. Владимир, неподалеку от оврага Сунгирь, расположен комплекс меряно-славянских археологических памятников: селище, городище и могильник.
В 1954 г. разведывательные работы на поселениях провел Н. Н.Воронин. Было установлено, что Сунгирское (Сунгиревское) городище возникло в первой половине XII в. на месте меряно-славянского селища. Сильно разрушенный мерянский Сунгирский могильник конца X - XII в. раскопан НН. Мошениной в 1972-1973 годах.
Материалы раскопок и коллекция случайных находок с распахиваемого селища хранятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. О международных связях обитателей этих поселений свидетельствуют находки дирхемов, стандартного слитка бронзы, восточных и византийских стеклянных бус, хрустальной подвески и западноевропейского перстня.
Курганные группы Петушки-1 и Петушки-II Х-ХIII вв., расположенные на южной окраине г. Петушки, полностью исследованы В. П. Глазовым в 1977 и 1980 годах. Среди находок имеются предметы восточного (бусы из сердолика и горного хрусталя) и византийского (стеклянные бусы) импорта. Коллекция хранится во Владимиро-Суздальском музее.
Раскопки курганов X - XIII вв. у с. Новоселка Суздальского района проводила М. А. Сабурова в 1980 - 1989 годах. Свидетельством международных контактов являются такие находки, как фрагмент железной гривны, византийские бусы, бисер, бусина из горного хрусталя, обломки одностороннего костяного гребня. Материалы раскопок хранятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Мжарский могильник (могильник на Михайловской стороне), является средневековым (XI-XIII вв.) некрополем Суздаля. Могильник неоднократно исследовался: в 1851-1852 гг. АС. Уваровым; в 1927-1928 гг. А. Ф. Дубыниным; в 1967, 1970 гг. - В. В. Седовым; в 1968 г. - В. П. Глазовым; в 1974-1982 гг. - М. А. Сабуровой. Среди находок имеются различные предметы импорта: шелковые ткани, золотные ленты, стеклянные бусы, бисер, моравский перстень.
Коллекция находок из Мжарского могильника хранится в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Раскопки селища Гнездилово ХI-ХIII вв. под Суздалем проводил В. А. Лапшин в 1978 и 1980-1987 гг.. В коллекции находок имеются импортные изделия: подвеска из дирхема, костяной односторонний гребень, бусы из янтаря и хрусталя, скандинавская накладка. Материалы раскопок находятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Находками, свидетельствующими о международных связях, богата коллекция материалов из раскопок селища Весь Х-ХIII вв. под Суздалем.
В 1986-1991 гг. селище исследовала Н. Н. Мошенина. На селище Весь найдены: подвеска "молоточек Тора", раковины каури, копоушка с антропоморфной рукоятью, односторонние костяные гребни, изделия из янтаря и хрусталя, византийские и восточные стеклянные бусы и т.д. Находки хранятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Разнообразные предметы импорта (фрагмент византийского лампадофора, болгарская керамика, бусы из янтаря и сердолика, рычажные весы, фрагмент амфоры) обнаружены на Семьинском городище в Юрьев-Польском районе. Городище исследовалось Н. Н. Мошениной в 1975-1980 годах. Коллекция находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Свидетельства связей с Византией и Золотой Ордой (болгарская керамика, фрагменты амфор, монета с уйгурскими надписями, фрагмент поливной керамики) найдены в Юрьеве - Польском. Небольшие раскопки в столице удельного Юрьевского княжества проведены автором диссертации в 1987-1990 годах.
Находки хранятся в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Вещественные иллюстрации разносторонних международных контактов (болгарская керамика, фрагменты амфор, стеклянные и каменные бусы, изделия из янтаря, фенно-скандинавское кресало, прибалтийские привеска-крючок и крестовидная подвеска, византийская ткань и испанская лента) происходят из раскопок древнерусского города Ярополча Залесского, его посада и некрополя. История многолетнего изучения этих памятников подробно освещена в монографии М. В. Седовой "Ярополч Залесский".
Там же опубликованы детально проанализированные и систематизированные материалы раскопок, хранящиеся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Наиболее яркие и разнообразные подтверждения международных связей Северо-Восточной Руси происходят из раскопок трех столичных городов.
В Ростове первые научные археологические исследования осуществил Н. Н. Воронин в 1954-1956 гг. В 1968 г. небольшие раскопки провела В. И. Матвеева. С 1983 по 1996 гг. в первой столице Северо-Восточной Руси постоянно работала Волго-Окская экспедиция ИА РАН под руководством А. Е. Леонтьева. В общей сложности было вскрыто более 2 000 кв. м площади средневекового города.
Результаты многолетних раскопок (особенно материалы, характеризующие древнейший период - конец X - XI вв.) опубликованы в специальных статьях.
Среди импортных находок из Ростова имеются такие интересные предметы как: стеклянная "гладилка", скандинавская стеклянная шашка, самшитовый гребень, византийские и восточные стеклянные украшения, каменные бусы, костяная антропоморфная рукоять ножа, детали большого корабля, приплывшего с Балтийского моря. В 1997 г. охранные раскопки в Ростовском кремле продолжил археолог Ростовского музея B. C. Бейлекчи. Коллекция находок хранится в Ростовском музее.
Вторая столица Северо-Восточной Руси археологически изучена несколько лучше. Суздаль давно привлекал внимание археологов. Первые археологические раскопки в Суздале провел еще в 1851 г. А.С. Уваров.
В 1930-е гг. Суздаль исследовали Н. Н. Воронин, А. Ф. Дубынин, А. Д. Варганов; в 1949-1950 гг. А. Д. Варганов; в 1958 г. Н. Н. Воронин; в 1967, 1968, 1970 гг. В. В. Седов; в 1969-1971 гг. В. П. Глазов; в 1973 г. П. И. Куглюковский.
С 1974 по 1991 гг. планомерные научные исследования культурного слоя Суздаля проводила совместная экспедиция Института археологии РАН и Владимиро-Суздальского музея-заповедника под руководством М.В. Седовой. Результаты многолетних работ всех исследователей Суздаля обобщила и опубликовала М. В. Седова в монографии "Суздаль в X-XV веках". Работы экспедиции возобновились в 1999-2001 годах.
Общая вскрытая площадь превышает 5 000 кв. метров. В богатейшей коллекции находок имеется множество предметов, иллюстрирующих международные связи с Византией, со странами Востока, Северной и Западной Европы. Среди них есть уникальные находки: клад золотых браслетов, византийская актовая печать, литейная формочка с рунической надписью, стеклянная "гладилка", восточный поливной кувшин, костяная накладка на ларец кельнской работы, фрагменты стеклянных сосудов с росписью. О торговых связях свидетельствуют традиционные импортные находки: цветные металлы в монетах и изделиях, украшения из янтаря и стекла, каменные и стеклянные бусы. Основные коллекции хранятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
М. Е. Родина
Источник: vk.com