Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-04-01 17:30

Капова Пещера/Шульган-Таш (Башкирия)

Содержит 3 км ходов с крупными залами, галереями и озёрами. Главная достопримечательность — наскальные рисунки первобытного человека эпохи Палеолита (14-17 тыс.лет).

“Уникальность пещеры заключается в трех ее основных аспектах: спелеологическом — как редком природном объекте Урала; археологическом — как пещеры с живописью древнего человека; этнографическом — как конкретного объекта, к которому привязываются действия многих легенд, сказаний и поверий.”

Пещера считается центром зарождения искусства в Восточной Европе. Столь древние рисунки до открытия их зоологом заповедника А.В. Рюминым в 1959 году, были известны лишь в пещерах Испании и Франции. Радиоуглеродный анализ показал возраст рисунков – 14-17 тыс. лет. Открытие А.В. Рюмина сделало пещеру всемирно известной.

В настоящее время учеными описано около 200 рисунков.

Наряду с животными эпохи позднего палеолита изображено множество абстрактных геометрических фигур, смысл и значение которых до сих пор остаются загадкой для ученых.

Название «Шульганташ» происходит от башкирского языка. «Таш» в переводе — камень, а Шульган — это река, впадающая в Белую рядом со входом в пещеру, так же слово «шу-ульган» в переводе с древнего диалекта башкирского означает «вода умерла, канула в небытие», то есть это название можно перевести как «вода умерла в камне» или «вода ушла под камень». Кроме того, Шульган — персонаж башкирского эпоса «Урал-батыр», старший брат главного героя — повелитель подземного мира.

О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая — от звука капели, постоянно происходящей внутри, и вторая — от слова «капище» (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки). В исторические времена (средневековье) использовалось в качестве языческого капища, о чём свидетельствуют башкирские легенды и археологические раскопки.

Пещера начинается грандиозным гротом Портал. Справа под его сводом находится Голубое озеро: при солнечном свете вода его голубеет, на скалах играют блики. Вода поступает в озеро по карстовым каналам Подземного Шульгана. Миллионы лет назад этот поток, размывая известняковый массив, создал саму пещеру. Речка Шульган поглощается в скальной воронке в 3 км к северу от пещеры, протекает под суходолом, появляется в полостях дальнего района пещеры, опять скрывается в сифоне и выходит на свет, образуя Голубое озеро. Слева у Портала находится также Круглое озеро глубиной 6 м, вода в нем летом застаивается. В народе считается, что Голубое озеро — источник с живой водой, а Круглое — с мертвой. Некоторые люди стремятся попить воды из Голубого озера, считая ее лечебной. Существует поверье, что воздух и глина пещеры также целебны. На самом деле оздоровительный эффект в пещерах создают чистота, ионизация воздуха и небольшое содержание в нем газа радона.

Первые археологические исследования рыхлых отложений пещеры были предприняты О.Н. Бадером, совместно с уральскими геологами В.А. Лидером и Г.А. Цибулькиным. В частности, исследователями было заложено 2 раскопа в зале Знаков. В одном из них, доведенном до глубины 1,85 м, были встречены следы угля и сажи, осколки костей, кусок древесной коры и лопатка неизвестно животного, окрашенная в темный цвет. Во втором раскопе были встречены следы двух кострищ.

Работы О.Н. Бадера в 1982 году были продолжены археологом В.Е. Щелинским. Именно ему впервые удалось обнаружить в пещере хорошо выраженный культурный слой эпохи верхнего палеолита, датированный временем около 14 тысяч лет назад. В культурном слое, вскрытом на площади 68 м2 в зале Знаков, зафиксировано крупное пятно обожженного суглинка диаметром около 1 м, приуроченное к естественной западине древней поверхности пола, свидетельствующее о существовании на стоянке крупного открытого очага. Культурные остатки располагались как у этого очага, так и в отдалении от него. Среди них следует отметить каменные орудия, кусочки охры, украшения, глиняную жировую лампу, камень с фрагментом рисунка, кости животных ледникового периода. В целом, культурных остатков сравнительно немного, но они весьма показательны.

Среди костных находок, довольно малочисленных, И.Е. Кузьминой и Н.И. Абрамсон выделены: обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, лисицы, песца, зайца-беляка, сурка, пищухи, тушканчика, копытного лемминга и других животных. Присутствие песца и копытного лемминга особенно интересно, так как указывает на тундровые условия времени образования культурного слоя.

Камни разных пород служили материалом для изготовления орудий, но больше половины их сделано из кремня.

В каменном инвентаре из культурного слоя представлены предметы, свидетельствующие о проведении определенных трудовых операций непосредственно в пещере, что требовало регулярной подправки орудий. Были обнаружены следующие отходы производственной деятельности первобытного человека: сколы-заготовки со вторичной обработкой и без нее, первичные сколы, мельчайшие сколы и чешуйки, обработанная галька. В целом, в комплексе преобладают мелкие (2-4 см) сколы-заготовки. Вместе с тем выделяется также группа более крупных сколов (34,5%).

Основной категорией сколов-заготовок для изготовления орудий являются пластины. Обнаружены пластины разных размеров. Пластин из грубого известнякового сырья нет. Пластинок всего две. Лучше выражена кремневая пластинка (она обожжена), другая же – известняковая – имеет случайный облик.

Отщепы – преимущественно мелкие, неправильной формы. Встречаются и грубые известняковые отщепы.

Каменных изделий со вторичной обработкой – орудий – в коллекции 4 экз. Они относятся к разным категориям и имеют стандартную форму. Интересно, в частности, острие, изготовленное из широкой кремневой пластины. Верхний конец орудия скошен коротким диагональным усечением в виде мелкой притупляющей ретуши. Столь же четкие типологические признаки имеет другое орудие – кремневая пластина с притупленным краем. Примечательно и орудие из обыкновенной пластины с ретушью по обоим краям.

Галечное орудие типа чоппинга – изделие крупное, удлиненных пропорций, уплощенное. Рабочий край орудия подготовлен на узком конце гальки и имеет слегка вогнутые очертания.

Особую значимость для синхронизации культурного слоя и настенной живописи имеет находка в культурном слое плоского обломка известняка с небольшим (примерно 15 х 15 см) красочным изображением мамонта, выполненны охрой.

Привлекают к себе внимание украшения – бусины и подвески. Бусины однотипны, бочоночковидной формы, длиной менее 1 см, просверлены с двух сторон и изготовлены из мягкого камня – желтовато-зеленоватого благородного серпентинита. Хорошо видно, что бусины не новые, а заметно изношенные от долгого использования: с истертым отверстием и краями. Среди подвесок две из тонких пластиночек кости (вероятно, бивня мамонта). Они маленькие, округлой формы (диаметр 0,6 и 0,9 см). Отверстие прорезано.

Еще одна подвеска (сломанная) изготовлена из плоской галечки (длина около 3 см) камня сланцеватой породы, с просверленным с двух сторон отверстием.

Обнаружены также многочисленные украшения в виде маленьких раковин ископаемых моллюсков с пробитым отверстием (длина большинства раковин всего 0,4-0,6 см) (рис. 4). Подобных раковин моллюсков до сих пор не находили на Урале, но их много в древних отложениях Поволжья и Прикаспия. По определению Ю.В. Заика и Ю.С. Ляхницкого (ВСЕГЕИ), наиболее распространены в коллекции прудовик (Lymnaea) и живородка (Viviparus). Многие виды этих родов живут до сих пор. Для условий их жизни характерны медленно текущие реки и водоемы средней лесостепной полосы Европы, очень вероятны сравнительно теплые условия интергляциалов. Таким образом, их принесли с юга, или эти люди жили во время межледниковья.

Спорово-пыльцевой спектр, выявленный в культурном слое, по заключению Г.М. Левковской, содержит пыльцу древесных пород – 30%, травяно-кустарниковых растений – 6%, спор – 4%. Среди пыльцы древесных пород доминирует пыльца ели (56%). Так же определена пыльца сосны обыкновенной, лиственницы, березы кустарниковой и можжевельника. В составе пыльцы травяно-кустарниковых растений господствует пыльца астровых (определено 3 вида). Встречена пыльца злаков, осок, цикориевых, ириса, подорожника ланцетолистного, неопределимых травянистых. Обнаружены споры сфагновых мхов, и что особенно важно, плауна сибирского. Данный палинологический комплекс указывает на то, что в период формирования культурного слоя климат был суровым.