Продолжаем серию обзорных постов по мезозойским периодам. Мы уже рассмотрели серийного маньяка Триаса и расчленителя Пангеи Юру. Сегодня у нас в гостях Мел - убийца динозавров.
Но долой шутки, давайте посмотрим, чем в самом деле отличился меловой период.
Лавразия и Гондвана продолжали распадаться на части. Флора пополнилась новыми растениями, что вызвало бурное видообразование у насекомых, а следовательно и у насекомоядных. Беспозвоночная фауна морей всё так же продолжала эволюционировать. Морские рептилии обновили свои ряды. Чешуйчатые, динозавры и млекопитающие наплодили множество новых групп. В воздухе правило в один момент времени аж три разных группы позвоночных. Климат постоянно менялся. Поехали!
Начнём, как всегда, с тектоники. В начале мелового периода Гондвана окончательно рассыпалась на куски. Южная Америка начала отделяться от Африки, а Антарктида с Австралией поплыли на южный полюс. Где-то между этими двумя кусками потерялся Индостан. Обидевшись на своих родителей, он решил попытать счастья в Азии. Точно так же, к концу мела Индостан потерял Мадагаскар. Южная Америка начинает своё слияние с Северной. А Австралии не понравилась идея Антарктиды жить на самом полюсе и они раскалываются. Лавразия в этот момент начинает собирать из множества островов современные Северную Америку, Азию и Европу.
С подобными движениями океаны начали преобразовываться и принимать современные очертания. Атлантический начал увеличение в площади. Океанические течения на протяжения всего мела будут меняться и влиять на климат. Кому-то это понравится и появятся новые господствующие животные, на ком-то это не отразится, а кто-то не сможет приспособиться к изменениям и вымрет.
Раскол Гандваны на куски резко отрицательно сказался на климате суперконтинента. Юго-восток начал процесс опустынивания, пересыхали крупные водоёмы, появлялись огромные пустыни на территории Африки, Южной Америки и Антарктиды. В целом климат мелового периода на порядок теплее сегодняшнего, но конец самого длинного мезозойского периода становился всё холодней и холодней. Приближался ледниковый период. Тропические леса ограничивались экваториальными регионами. В умеренных широтах начинались сезонные перепады температур. Антарктида делала первые шаги к оледенению. Резкий спад температуры наблюдался и в нижнем мелу в аптском ярусе (~115 млн лет назад). Такая выходка мелового климата погубила часть позвоночной фауны, но постепенно температура восстановилась.
В мелу случилось самые важные изменения во флоре. И коэволюция (когда две группы организмов влияют на эволюцию друг друга) насекомых и растений не заставила себя долго ждать. Цепочка получилась такая:
В мелу появляются новые насекомые - пчёлы. Они помогают эволюции растений, что приводит к появлению покрытосеменных (цветковых). Появление цветковых способствуют развитию насекомых, а следовательно и пополнения рядов новыми видами. Увеличение численности насекомых приводит к господству цветковых в кампанском ярусе (~75 млн лет назад).
В целом в мелу больше правили голосеменные и хвойные растения. А также всё ещё держался класс папоротниковых. В частности отряд Gleicheniales.
Беспозвоночная фауна морей продолжала путь заложенный в юре. Всё так же продолжали развиваться аммониты, белемниты, двустворчатые моллюски, морские ежи. Наверное, отдельного внимания стоят рудисты, появившиеся в юре и развившиеся в мелу. Они занимали важную экологическую нишу, но до наших дней не дожили.
Важным изменением в морской фауне было обновления класса рептилий. Ихтиозавры не смогли приспособиться к резкой смене климата в середине мелового периода. Проворные плезиозавры вытеснили и без того страдавших ихтиозавров. Но эволюция не терпит пустых ниш. Рыбоящеров заменили ящерицоящиры! Знаменитые мозазавры, потомки юрских ящериц, ушли в океан в меловом периоде и вымахали до гигантских 17 метров! Происхождение мозазавров спорно. Кто-то считает его близким родственником змей, а кто-то дальним. Так или иначе, зародился он от крохотных ящерок. Сам же водный монстр обладал морфологией и змей, и ящериц. Мозазавр - крайне агрессивный хищник. Почти на всех найденных костях остались следы укусов сородичей, что говорит о жёсткой внутривидовой конкуренции и горячем, вспыльчивом характере.
На суше всё благоухало. Появились новые растения, следовательно - новые насекомые, а следовательно появляются и новые насекомоядные. Кроме появления множества современных групп чешуйчатых (в том числе самого молодого отряда - змей), появляются новые летуны. Ведь корма у них в избытке. Фауна воздуха начала стремительную эволюцию со всевозможными экспериментальными видами. Меловые воздушные асы представлены тремя группами: птерозавры (у них появляется новый и самый успешный подотряд птеродактилей), подкласс ящерохвостых птиц (археоптерикс и конфуциусорнис), и позднемеловой подкласс настоящих птиц. Хоть оба подкласса пернатых можно было объединить просто в класс птиц, я хотел акцентировать внимание на существование такого подкласса, как ящероптицы. Это не предки настоящих птиц, а параллельная тупиковая ветвь. Наличие длинного и тяжёлого хвоста, зубов и когтей - неудачная задумка для летающих животных.
Динозавры решили не отставать от собратьев. У сухопутных ящеров появляется множество новых семейств: тираннозавриды, дромеозавриды, троодонтиды, цератопсиды и т.д. Юрские рекорды побиваются не только в воздухе, но и на суше. Так появляются крупнейшие в истории Земли сухопутные хищники: тарбозавр, спинозавр, гиганотозавр, кархародонтозавр и конечно же знаменитый тираннозавр рекс. Зауроподы ставят рекорды самых крупных сухопутных животных в истории. Титанозавры достигали колоссальных 100 тонн веса!
И пара слов о млекопитающих. Плацентарные млекопитающие под конец мелового периода начинают образовывать современные отряды. Но лишь массовое вымирание, освободившее большинство сухопутных ниш, позволит млекопитающим взять господство на планете. Несмотря на благоприятные условия в мелу, рептилии были не готовы быстро изменятся под новый мир. А трапы и метеориты поставили точку в их господстве. Хотя до сегодняшнего дня дошли чешуйчатые, крокодилы и потомки динозавров - птицы.
Автор - MartinDont, Лига Палеонтологов