Самые ранние наблюдения за сообразительностью ворон сохранил для истории баснописец Эзоп. Вот как он описывает поведение птицы, пытающейся напиться из слишком глубокого сосуда:
«Сильною жаждой томясь, ворона кувшин увидала, ?в нем глубоко на дне было немного воды.? Ею желая унять безмерную жажду, ворона ?долго старалась поднять влагу поближе к краям.? Но увидав, что силою здесь не добиться удачи,? негодованья полна, птица на хитрость идет: ?камешки в воду бросая, она дождалась, чтобы стала ?выше в сосуде вода, и без труда напилась.? Это нас учит тому, что разум надежнее силы: ?даже и птица с умом цели добьется своей».
С тех пор начисто лишенные фантазии зоопсихологи снова и снова повторяют этот опыт (вот, например, исследование пятилетней давности). Может, они бы и рады придумать другую постановку эксперимента, но, видимо, учитывают и то, что исследование со ссылкой на древнего грека будет проще продать широкой публике.
И они совершенно правы: каждое новое повторение опыта Эзопа неизменно собирает отличную прессу. Вот и буквально неделю назад новостные ленты в очередной раз встрепенулись от новостей из Новой Зеландии: тамошние психологи во главе с Сарой Джелберт снова мучили ворону задачками на сообразительность.
Задачки были такие: 1. На поверхности воды плавает лакомство, до которого ворона не может дотянуться. Но у нее есть грузики, которые надо кидать в сосуд, чтобы лакомство поднялось повыше. В другом таком же сосуде вместо воды песок, туда бросать бесполезно. 2. Сосуд один, с водой, но грузики двух сортов: тяжелые тонут, а легкие плавают на поверхности и потому бесполезны. 3. Грузики одинаковой формы, но есть цельные, а есть полые внутри, наполняющиеся водой и потому бесполезные. 4. Сосуда два: узкий и широкий. Естественно, поднять уровень в узком сосуде с помощью грузиков проще. 5. Сосудов опять же два, узкий и широкий, но в широком уровень воды выше, а в узком такой низкий, что и пытаться не стоит. 6. Сосуды соединены внизу невидимой трубкой: чтобы поднять уровень в сосуде с лакомством, надо бросать грузы в другой сосуд.
В общем, вороны неплохо выполнили задачки с первой по третью, а также номер пять. Задачка номер четыре тоже в принципе удалась, но там ворона просто выбирала один из сосудов случайным образом и не отходила от него, пока не добьется успеха — так целеустремленность может частично заменить интеллект, что слегка противоречит Эзоповой морали.
Средства массовой информации откликнулись на результаты Сары Джелберт серией публикаций, где радостно сообщалось, что у вороны интеллект пяти-семилетнего ребенка. Приятно, конечно, что вороны почти такие же умные, как уважаемый читатель. Но статья вообще-то о другом.
Самое интересное там — это как раз задачки, где вороны не преуспели. Задача номер четыре, например: там птица сделала ставку на упрямство, а не на разум. Но это бы еще ладно. Главная проблема — задача номер шесть. Та, где два из трех сосудов соединили невидимой для вороны трубкой.
Понимаете, в чем дело: ворона, с ее опытом решения подобных задач, вполне могла бы действовать методом проб и ошибок. Покидать камушки в один сосуд, в другой – пока не увидит, какой из путей ведет к успеху. Мы-то ведь, люди, молчаливо предполагаем, что обучение новым навыкам происходит именно так: действие — награда — фиксация рефлекса. Особенно у таких бестолковых существ, как вороны. Некоторые, впрочем, считают, что и человеческий научно-технический прогресс следует похожим путем: нет айфона — нету и науки.
Но ведь нет. Там, где ворона не могла понять разумом, как устроена система, она даже и не пыталась делать никакие пробы и ошибки. Просто пасовала. То есть для нее принципиальным было именно понимание устройства мира, а не тупое заучивание ведущего к успеху алгоритма.
Тут, конечно, время обратить взор внутрь себя, ибо бестолковость вороны — не более чем модель для познания бестолковости сынов человеческих.
Вот, например, физики говорят нам: «Не пытайтесь понять квантовую механику, "представить себе" устройство мира: просто берите формулы и считайте по ним — они точно предсказывают поведение любых систем, хоть вы их и не понимаете».
Ну и что, радует нас такая физика? Да нет, конечно, какое уж там. Все-таки на самом деле мертв кот Шредингера или жив? И где этот чертов электрон, тут или там? Хоть самих физиков спросите — до сих пор покоя им не дает «интерпретация квантовой механики». А это, собственно, вопрос о том, как устроена невидимая вороне трубка, благодаря которой камешки кидаешь в один сосуд, а уровень поднимается в другом.
И это при том, что лакомство — лазеры, сверхпроводники, прочая всякая квантовая дребедень — нам вполне доступно. Нет, подавай им картину мира. Вот хуже вороны, честное слово — чересчур любознательные безо всякой пользы для себя.
Так уж, видимо, устроен «разум» — что у вороны, что у вас. Как-то он не нацелен исключительно на успех, как-то он требует логики и стройности во всем, хоть из них каши и не сваришь.
А может, кто-то в конце концов и сообразит про невидимую трубку — на этих, сообразительных, вся надежда.