State Library of New South Wales
Группа исследователей из США и Германии показала, что дети и собаки демонстрируют гораздо больше сходства в социальных навыках, чем дети и шимпанзе — вопреки эволюционной близости человека и шимпанзе. Статья опубликована в журнале Animal Behaviour.
Согласно гипотезе культурного интеллекта, человек обладает уникальными, не встречающимися у других приматов социальными навыками кооперации и обмена знаниями, которые развиваются в раннем детстве. В предыдущих исследованиях было показано, что шимпанзе и двухлетние дети одинаково успешно справляются с тестами на общее когнитивное развитие — такими как тесты на понимание постоянства предметов и их свойств, пространственное мышление, внимание и память. Однако уже в возрасте двух лет дети превосходят шимпанзе по социальному интеллекту: более успешно кооперируются, лучше понимают ложность чужих убеждений (то есть обладают теорией сознания) и легче перенимают навыки у других.
В последнее время, однако, гипотеза культурного интеллекта — то есть представление об уникальности социальных навыков у человека — оспаривается исследованиями собак. Так, показано, что собаки не хуже детей умеют пользоваться невербальными сигналами и делают те же ошибки, что и дети, при поиске спрятанных объектов, ориентируясь на чужие коммуникативные сигналы. На основе таких исследований была предложена гипотеза «одомашненного социального интеллекта», в рамках которой сходство социальных навыков людей и собак объясняется их конвергентной социальной эволюцией.
Для проверки этой гипотезы авторы решили сравнить социальные навыки детей, собак и шимпанзе с помощью одинаковой серии тестов. В исследовании участвовали 552 собак разных пород, 105 двухлетних детей и 106 шимпанзе в африканских питомниках. Социальные навыки оценивали с помощью серии игровых тестов, в которых испытуемые должны были сообщать друг другу о спрятанных игрушках и лакомствах с помощью невербальных подсказок: например, показывая пальцем или глядя в нужном направлении. Кроме того, все испытуемые проходили одинаковые тесты на общее когнитивное развитие.
Оказалось, что дети, собаки и шимпанзе примерно одинаково справлялись с тестами на общее развитие. Однако социальные навыки давались детям и собакам гораздо лучше, чем шимпанзе. При этом паттерны индивидуальных различий в социальных навыках оказались более сходными у детей и собак. Дети и собаки, успешно справлявшиеся с каким-либо заданием, также успешно справлялись с похожими тестами, в то время как у шимпанзе корреляция между успешно выполненными тестами была совершенно другой. Это говорит о том, что структура социального интеллекта у людей и собак более сходна, чем у людей и шимпанзе. Как заключают авторы, это, по-видимому, связано с конвергентным эволюционным развитием социальных навыков у людей и собак. Иными словами, совместная эволюция людей и собак оказалась более сильным фактором, определяющим сходство социальных навыков, чем эволюционная близость человека и шимпанзе.
Корелляция успешности выполнения социальных заданий у собак, детей и шимпанзе. Величина кругов отражает число успешных выполнений двух коррелирующих заданий
MacLean et al. 2017
Недавно зоопсихологи показали, что и собаки, и обезьяны (капуцины) судят о людях на основе того, как они обращаются с другими людьми: животные негативно оценивали людей, несправедливо поступавших с другими, и отдавали предпочтение тем, кто помогал другим людям. По мнению авторов, такое внешнее сходство имеет разные эволюционные корни: у капуцинов это умение, по-видимому, связано с их жизнью в сложно организованных социальных группах, а у собак — с их повышенной внимательностью к поведению людей, возникшей в ходе их эволюции.
Софья Долотовская
Источник: nplus1.ru