Рассказ об археологии Новгородской земли лучше начинать с самого начала. Когда же было это начало? Вопрос о том, с чего начинать отсчёт истории той или иной местности, не так прост.
Обращаясь к изучению прошлого, важно понимать, что тогда всё выглядело совсем не так, как сейчас. Всего 20 тысяч лет назад был пик последнего ледникового периода. Если бы мы перенеслись в те давние времена, то обнаружили бы, что Новгородскую область (как и Псковскую, Ленинградскую, Тверскую и Вологодскую) накрывает толща льда мощностью до двух километров. Ледник, который простирался на всё Скандинавию, Прибалтику и весь Северо-Запад России, окончательно растаял примерно 12 тыс. лет назад.
Собственно говоря, до этого времени жить на территории Новгородской области было невозможно. Вполне вероятно, что в более ранние периоды, например 30-40 тысяч лет назад, когда ледник отступал, здесь образовывалась тундростепь. Сюда приходили мамонты (отдельные их кости находят в южной части Новгородской области), а за ними и племена палеолитических охотников. Но их следы были стёрты и надёжно спрятаны ледником. Возможно, они будут найдены в будущем, но пока мы ничего об этом не знаем.
Даже когда ледник отступил, понадобилось ещё несколько тысяч лет, чтобы природный мир стал похож на тот, что окружает нас сейчас. После таяния льдов оставалась промороженная пустыня, на поверхности которой были только голые скалы и песок. На протяжении долгих лет земля постепенно оттаивала, на ней закрепились растения, и формировался слой плодородной почвы. И только после этого сюда потянулись с юга птицы и животные, а за ними и человек. Произошло это примерно 10 тысяч лет назад.
Пришельцев, прежде всего, интересовали берега богатых рыбой и дичью полноводных рек и озёр. После таяния ледника остались огромные массы воды, и водоёмы занимали большую площадь. Некоторые густозаселённые сейчас территории были в то время под водой. Например, озеро Ильмень долгое время было в несколько раз больше чем сейчас, а уровень уреза воды достигал 32 м над современным уровнем моря (сейчас 18 м). Поэтому все берега ниже этой отметки были затоплены. Местности, где сейчас расположены Новгород, Старая Русса, Шимск, Чудово находились на дне озера. Сброс воды произошёл примерно 6 тысяч лет назад, привычные нам размеры и очертания Ильмень приобрёл только в четвёртом тысячелетии до нашей эры.
Как я уже говорил, наиболее древние следы пребывания человека на территории Новгородской области датируются VIII тыс. до н.э. Племена охотников в то время вели подвижный образ жизни, не создавали постоянных поселений, только более или менее кратковременные стоянки. Они обнаружены, в основном, на востоке области, на Валдайской и Тихвинской возвышенностях и расположены на берегах Мсты и многочисленных озёр и рек Демянского, Боровичского, Окуловского, Любытинского, Мошенского и Хвойницкого районов.
Связано это с тем, что в то время основой хозяйства человека было уже не охота на мамонтов (которые к этому времени вымерли), а рыболовство и охота на более мелкую дичь. Озёра и реки того времени были полноводны и богаты рыбой, и человек предпочитал селиться рядом с ними. Кроме того, его привлекали расположенные на Валдайской возвышенности месторождения качественного кремня, служившего сырьём для изготовления орудий.
Археологических памятников эпохи мезолита (а именно так называется этот период истории человечества) открыто немного. Судя по всему, территория большей части Новгородской области в период от VIII до III тысячелетия до н. э. была населена довольно слабо. Эти люди не составляли постоянного населения со своей культурой, а приходили сюда с юга и востока во время миграций. Возможно поэтому прослеживается связь древностей этого времени с древностями Волго-Окскоего междуречья (в частности, бутовской мезолитической культурой).
При исследованиях мезолитических и более поздних неолитических стоянок собрано большое количество каменных орудий. Они изготовлены, в основном, из светло-фиолетового валдайского кремня. Заготовками для орудий служили кремневые пластины и отщепы.
Наиболее крупные, по форме напоминающие топоры и долота, орудия использовались при обработке дерева.
Другие орудия – скребки, скобели, ножи, сверла, проколки – использовались при обработке дерева кожи и кости.
Для охоты предназначались наконечники стрел и копий. Ещё одно из особенностей мезолита - это составные каменные орудия, набираемые из небольших кремнёвых пластин - микролитов.
Но чаще всего, на стоянках археологи находят не орудия, а отщепы, образовавшиеся в ходе их изготовления. Они представляют собой острые и тонкие пластинки кремня. Такие осколки не образуются в природе, для того, чтобы они появились, надо бить по кремню под строго определённым углом.
Сами же стоянки на местности почти никак не выделяются и представляют собой участки ровной поверхности на берегах существующих и исчезнувших озёр и рек. Выделяют их только по наличию находок: наконечников, орудий, отщепов и т. д. Конечно же, люди в каменном веке пользовались и предметами из других материалов - кости, дерева, кожи. Но в наших условиях они сохраняются гораздо реже (то есть, почти никогда). Наиболеее изученное поселение эпохи мезолита находится на на берегу Полновского плёса оз. Селигер недалего от д. Подгорная. В 1971-1973 гг. эта стоянка исследовалась Верхневолжской археологической экспедицией под руководством Н. Н. Гуриной.
В результате работ было установлено, что на территории стоянки находится слой, относящийся к различным периодам – от позднего мезолита до раннего металла (V-III тыс. до н. э.).
Раскопанное поселение стало одним из эталонных памятников, позволивших Н. Н. Гуриной выделить т. наз. валдайскую археологическую культуру, эпох мезолита-неолита (сер. VII – III тыс. до н. э.), имевшую распространение от Верхнего Днепра до границ Новгородской и Тверской областей и от верховья Западной Двины до Твери. Племена этой культуры являлись посредниками в распространении валдайского и верхневолжского кремня на отдаленные территории (Прибалтика, Карелия, Поволжье). Основные занятия населения – рыболовство, охота, собирательство. Валдайская культура послужила одним из важнейших компонентов формирования Прибалтийской неолитической культуры, типичной гребенчато-ямочной керамики и Волосовской историко-культурной общности.
Как видите, процесс первичного освоения шёл очень медленно и длился несколько тысяч лет, к концу этого периода климат и природа стали гораздо белее благоприятными, и в материальной культуре произошли революционные изменения…
Источник: okultureno.ru