Остров Ольхон находится на Байкале, примерно на середине озера, если брать длину озера с севера на юг. И расположен он ближе к берегу Иркутской области нежели к Бурятии. В самом узком месте (пролив Ольхонские ворота) его отделяет от материка примерно 2 километра, которые и преодолевает паром сообщения с островом. Остров не маленький - чуть более 70 километров в длину и порядка 14-15 километров в ширину. Уровень Байкала на физических картах показан как 455,9 м над уровнем моря, а самая высокая вершина острова -1274 метра. Посёлков на Ольхоне очень мало - жилых было порядка 6-7. И то могло стать ещё меньше. Поскольку традиционные занятия продолжают умирать, а новые (туризм и сфера обслуживания) слишком сезонные. Район острова Ольхон и проливов Малое море и Ольхонские ворота межу ним и материком - это самые туристические места в Иркутской области (включая залив Мухур(он же Мухор, он же Мухар)).
При СССР на Ольхоне был рыбзавод который наряду с лесничеством и был главным работодателем на острове. Времена изменились, рыбы стало меньше, но появился туризм. Туризм оживил остров. На нём активно строятся новые базы отдыха и гостиницы, новые магазины и кафе. И всё это сосредоточено в основном в районе посёлка Хужир или южнее. Вообще остров относится к охраняемой природной территории. Потому есть ограничения по посещению разных мест и деятельности человека.
В году, если правильно помню, 2003 на остров провели электричество, которое дало новое развитие острову. Был брошен по дну пролива Ольхонские ворота длинный и дорогущий кабель. До этого были дизельгенераторы - в том числе и частные. К примеру был "Киргизэнерго" - дизель-генератор мужика из Киргизии (за глаза - киргиз, про то что Ы, а не И в курсе). После этого на остров пришла и сотовая связь. И, кажется, водопровод, хотя в последнем не уверен. По крайней мере в 2000 году воду для питья брали из скважин, а "техническую" из Байкала. Всё таки загрязнение от человеческой деятельности даже на чистейшем озере в районе посёлков есть.
Тем не менее несмотря на ограничения туристы исходили весь Ольхон пешком. Друзья в конце 90-ых побывали по всему его западному берегу. Где-то ближе к северу острова у них даже был инцидент с чайками. Те украли со стоянки большой мешок с сухарями. И пока к ним бежали они своей бандой уже успели всё съесть. Люди ходили всякие и даже очень налегке. Про одного колоритного немца друзья рассказали. Ходил в комбинезоне, спал в нём же без палатки. А ещё он (если не путаю) играл на блок-флейте на вершине знаменитого утёса в Хужире - одного из символов Байкала. Это мыс Бурхан. Знаменит он не только своим запоминающимся видом с двумя скалами. Но ещё и пещерой в ближней к берегу скале. Начало пещеры не видно с берега. Только поднявшись на каменную осыпь примерно на половину высоты скалы под ногами открывается вход в пещеру. Благодаря этому шаманы демонстрировали как они проходят через скалу насквозь на другую сторону её. Искусственная пещера или натуральная мне неизвестно. Но она очень короткая.
Десять лет назад была серьёзная проблема с пересечением паромной переправы туристами. Дело в том что паром был один и ходил часа через два. Приоритет переправы имеют машины местных жителей и служб, рейсовый автобус. Помню у нас была история когда надо было уехать с острова и в очередь на переправу мы встали в два часа дня. И только в 9 вечера удалось переправиться когда мы встали живой цепью на пути "залётных"(люди не думая в воскресенье приехали на остров покататься и вернуться на базы отдыха когда все спешат уехать в Иркутск потому как завтра им на работу) и наглых. Это был последний бесплатный рейс на тот момент. На платный (паромщики делали и такой после завершения бесплатных рейсов по расписанию) денег уже не было. Чтобы аппарель удалось поднять пришлось последнюю машину - "жигуль" разворачивать мне и другим парням боком. Анекдот был ещё и в том что мы тогда потратили почти всё дизельное топливо. И я ездил на пароме без авто с канистрой (впустую - тогда там был только АИ-76) до посёлка. Уже через 10 км. дизель показал аварийный остаток и мы были вынуждены ждать на развилке дорог пока друг привезёт на бензиновой "тойоте Королла" дизтопливо в канистре. Кстати оно оказалось "от Василия Алибабаевича" - т.е. "палёное". Кстати теперь там приличная пивная (Harat's Pub Надежда) и кафе и заправка. Это развилка на посёлок Черноруд. Помню был и иной случай кода мы ночевали у переправы надеясь что к завтрашнему дню движение восстановится. Но чуда не случилось и паром хоть и пришёл, но в аварийном режиме и принял команду ремонтников с их грузовиком. Вообще в 2000 году припомню как в очереди на паром были мало ни драки. При мне автобус об ограждение из бетонных блоков помял напрочь новый УАЗ-"козлик" - а не фиг было лезть, впрочем у кого-там было больше прав проехать первым на паром - бог весть. Сейчас частенько действуют схемы когда та же маршрутка из Иркутска или с экскурсией с турбаз Малого моря довозит до парома, на котором туристы переправляются самостоятельно, а после парома забирает ольхонский автобус - как правило УАЗ(пассажирская версия таблетки). Тем самым отменяется необходимость стоять в очереди на переправу и уменьшать поток перевозимых машин.
Зимой сообщение с островом только по льду. Осенью и весной есть периоды когда остров недоступен - когда лёд ещё не крепок или тает. Тогда выручает только катер на воздушной подушке. Вообще даже зимой не говоря о весне можно на машине на льду попасть в такую передрягу что врагу не пожелаешь. Например утонуть в машине. Во время большой экспедиции по очистке проливов на Ольхон удалось поднять утонувшие за долгое время с полсотни разных машин от легковых до "Камаз"а. В том же проливе Ольхонские ворота из-за течения подмывает лёд и иногда он даже зимой не держит машину.
Дорогу на Ольхон медленно, но верно одевают в асфальт. До острова летом 2016 года оставалось порядка 10 километров грунтовой дороги на конец июля. Ну и на острове дороги не имеют асфальтового покрытия. Всего трасса от знака окончания городской черты Иркутска до переправы имеет 245 километров. Я слышал про людей, что, якобы, на своей BMW доезжали ночью за час. Не знаю. На самом деле дорога может занять от 3 до 5 часов до парома в зависимости от того на чём едете. Обычно все делают остановку на 130 км. в Баяндае и/или на перевале, где стоит знак о начале Ольхонского района. Для посещения туалета и для того чтобы вкусить замечательные бурятские позы (или буузы - аналогом скорее хинкали без специй или манты, если не ошибусь - последние не пробовал). Да и чебуреки вкуснейшие попадаются.
Турбазы и гостиницы на Ольхоне растут как грибы. Я жил в Хужире в 2000, 2006 и побывал в 2012. Огромная разница!!! Появился и миниотель "Байкал" со всеми удобствами. И много разных баз отдыха. Всё что выстроено на севере посёлка и СаРайский туристический комплекс и Байкал Хан и база отдыха Шаманка - это появилось за последние 10 лет. Застройка Хужира изначально оставляла пустующим холм с метеостанцией. Возможно потому что в этом месте Байкала есть мощный ветер вырывающийся из Сарминского ущелья и так и называемый - Сарма. Он холодный и мощный. Может испортить (остудить) воду Байкала, хотя накануне ветра вы купались без проблем. Соответственно развитию посёлка и баз цивилизуются магазины. Хотя цены там соответствуют двум надбавкам - транспортной (всё же почти 300 км. расстояния до оптовых складов) и туристической. Про кафе ничего не скажу. Не доводилось. Правда чем больше удобств в гостинице или турбазе тем более жестокий "ценник". Правда прошу учесть что туристический сезон там только лето с пиком во второй половине июля - первой декаде августа.
Для друга писал в рассказ в 2006 году об коротком отдыхе на Ольхоне в июне того же года. Год был холодный и снег сошёл только в мае. А на вершинах гор вокруг пролива Малое море и некоторых затенённых местах острова снег продержался и до конца июня... Оценки разных событий и явлений на острове в основном со слов местных жителей. Если что искажено - то извините, не специально! Оцените рассказ и вы, мои читатели:
Отдых.
Отдыхать начал с места в опор по прибытии на остров. Как только приехали с экскурсии по острову остальные 5 туристов имевшихся 13 июня напросился с соседом полезть в пещеру на мысе Бурхан. Этот мыс по сути является символом Ольхона и сколько раз был на нём про пещеру не знал. Точнее слышал, что благодаря пещере шаман демонстрировал пастве фокусы а-ля Д.Копперфильд и Великая китайская стена. Так что я полез с тремя соседями в эту пещеру. Оказалась она в ближней и двух скал Бурхана примерно на половине высоты у окончания каменной осыпи. Пещера оказалась сквозной и длина её была не более 15 метров. Моей не лучшей физической формы хватило для того чтобы там пролезть. Правда, возвращаться я решил кружным путём (тигру за усы дважды не дёргают…). Затем у меня появилось два повода для «радости». Во-первых я умудрился стереть не один кадр как хотел а все кадры за день… А во-вторых камера стала сигналить о разряде аккумулятора… красным.
Я по наивности думал что заряда должно хватить на все 512 мегабайт флэшки. Оказалось что нет. А зарядного перед отъездом не нашли и зарядить редкую Пентаксовскую камеру мне было нечем. Дошло до того что поспрашивал прохожих туристов на предмет зарядки… Без толку. Хотя даже вспомнил английский для общения с англоязычным дядькой (мериканцем?) «Экскюз ми Сэр! Ду ю хэв аккумулятор речарджер фор Пентакс камера?» , на что мне объяснили что у сэра плёночная (филм) камера. Увы… (ещё я пытался объяснить сэру что в скале есть сквозная пещера ;-) Данжеон… Холе тру рок… ;-) За голубого он меня не принял ли ;-))
Брат отговаривался, но ценой моих нервишек мне удалось его уговорить отправить зарядное устройство из Иркутска с ольхонским маршрутчиком вместе с кепкой и толстовкой. Последняя показалась необходима ввиду наличия холодного ветра и того что мне пришлось проходить весь вечер в свитере.
Так что настроение у меня испортилось но лёг спать с надеждой на будущее. Тем более, что по сотику друзья дали хороший прогноз погоды на мои дни отдыха. В комнате со мной жил ещё один парень. В общем по-советски - "опществом". Самое смешное меня это не напрягало, как и любого пассажира железной дороги едущего сутки или более.
Утром четверо энтузиастов (те же что и в пещеру лазили), включая вашего покорного слугу, собрались на экскурсию в падь Хатха (Хатка, ХатХа – так и не выяснил как правильно…). (2017 год - по карте таки Хатха). Падь – небольшая долина (лесистое ущелье) выходящая к восточному берегу Ольхона с видом на большой Байкал. Маршрут предполагался комбинированный – часть дороги УАЗиком а часть 11ым (1 нога + 1 нога) маршрутом на "автобусе пешкарус"(тот, кто помнит как назывался один из массовых автобусов 80-ых, оценит).
Дорога на падь впечатлила – ещё не ездил по таким косогорам и такой перекошенной дороге на машине. При этом водитель (а ему за 60 и звали его дядя Илья) поверил сведениям конкурирующей конторы и избрал другую дорогу, где идти пришлось больше. Дороги в этом лесу проходят по песку и их легко размывает дождями. Хотя и не настолько чтобы УАЗик не проехал.В общем выгрузил он нас на порубке, и через 5 часов договорились что будет ждать там же с готовым обедом.
Так что пошли мы с горки под уклон безо всякой тропы и дороги. Чуть попозже мы нашли ту дорогу, по которой нас могли и добросить дальше и пошагали по ней вниз по пади. Оказалось что в своё время дорогу проложило лесничество гусеничным бульдозером для своих нужд. Отчасти для перевозки заготовленных кормов с лесных лужков. До первого ручья дорога была ещё приличная. Зато дальше становилась всё более заболоченная и неезженная – видно что забирались на неё какие-то экстремалы, да и то, до конца доехать не смог никто.
По пути я получил первое сильное впечатление – поперёк дороги и над ручьём лежала огромная ледяная шапка!!! Толщиной около полуметра и прекрасно державшая мой вес. Она была практически белоснежная и почти без лесного мусора. Да, она таяла, но лёд был исключительно красив. А вода под ним… ммм… Видимо кустарник закрывавший лёд от прямых лучей да и не слишком тёплая погода помогли сохраниться такой красоте.
Всего мы прошагали более 3х километров по лесной дороге и тропе в конце и вышли на берег Байкала. Даа… водная гладь на 50 километров до другого берега это впечатляюще… Омулёвой бочкой из известной песни не обойтись…
Интересно было взглянуть на камни на берегу. Как их источила, расслоила вода. Местами всё очень было похоже на творение рук человека, но им не было.
И при этом у меня не было фотоаппарата!!! Увы…
Я гулял вдоль берега а ребята загорали, и, кажется, успели искупаться. В этот день было облачно, но облака редко закрывали солнце…
Обратный путь был жестокий без привычки. Все остальные были заядлые туристы – сосед по комнате Валера из Лесосибирска (программист Сбербанка) исходивший тайгу вокруг, да и семейная пара из Москвы – Дмитрий и Саша (программисты), исходившие всю Карелию. Так что я убежал вперёд, чтобы взять форы. Впрочем, от дороги на горку мы шли вместе. От примеченных мест. Как оказалось мы слишком забрали вверх на вершину а надо было скорее по склону. Ноги к вершине уже гудели и отваливались. Скажу без лишней скромности что шишка направления у меня сработала лучше и я спас команду от брожения по лесу. Так что я ещё и покричал и подтвердил свои опасения по поводу маршрута – оказалось что машина осталась метрах в пятистах назад и вниз по склону.
Накормил нас водитель незамысловато но вкусно. Ухой и салатом из помидоров с сахаром. Ну и там ещё был чай с пряниками… Дядя Илья разведал дорогу и всё каялся что поверил конкурентам. Да и нас уже собирался искать. Кстати, опять же я единственный слышал и сигналы машины и его окрики.
Обратная дорога по лесной дороге меня ещё более впечатлила… Даа-с… под гору по полуразмытой дороге…А на базе меня ждала радость – зарядное устройство привезли!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Кстати на базе делать было особо нечего – в настольный теннис я не играю, да и с партнером было туго, бадминтон – то же, телек смотреть – глупо. А велосипедов на базе не было, по крайней мере под меня. Я книжки взял. И с удовольствием почитал. А ещё, на вторую ночь мы не просили хозяйского парнишку протопить а он и не протопил так что была дилемма – то ли наплевать на холод, то ли на жёсткость кровати. Я, так как считал что хожу под угрозой простуды и ежевечерне 50 граммов водки выпивал. Типа нутряного немедикаментозного компресса ;-). Сосед пиво глушил.
Второй день.
В 5:45 утра был разбужен неадекватным водилой за забором и снял восход солнца, а в другой день постарались петухи, и опять сделал кадр в 5:50 утра.
Проснувшись я думал, как занять день? Идеей фикс было желание побывать на Хобое (мыс, северная оконечность острова). Так как не было определённости куда будут экскурсии в оставшиеся два дня, то я решил или с утра уговорю на Хобой всех с нашей базы или … рвану с экскурсий конкурентов. В итоге я с конкурентами и рванул. День намечался тёплый и безоблачный. Ну практически. В УАЗике на турбазе Никиты Бенчарова собралась компашка ещё та. Французы (молодая пара), чех средних лет и семейная пара из Новосибирска. Водитель Степан Литвинов (как он смеялся – первый министр иностранных дел СССР тоже Литвинов) оказался неплохим дядькой, водителем и собеседником.
Я никогда не был раньше дальше Харанцов, что в нескольких километрах севернее Хужира. Там дорога выходит на поле и стремится на север, мимо Улан-Хушина (там горки особенно у бухты, которые намокнув не пропускаю никакую технику (разве что УАЗики?) - со слов местных водителей), тем более паркетные джипы и не раз было что владельцы «жипов» куковали внизу пока земля не просохнет). По дороге мы обогнали не спеша двигавшийся второй УАЗик с той же турбазы. В итоге получилось что у нас было на 2-3 точки остановок для фотографирования и изучения флоры Байкала больше чем у другой машины. То есть пока вторая машина пёрлась по дороге как по рельсам, мы съезжали с дороги на живописные участки над берегом и получали удовольствие от природы и её видов.
Поля закончились, начался лес и началась охраняемая природная территория. В это время охраны не было. а в остальные месяца с июля машины частников заворачивают назад. Экскурсионные авто пропускает лесничество со скрипом. Степан посмеялся что говорим о поездке к родственнику (в Узуры?, так как кроме хутора и посёлка Узуры там ничего нет ) и прокатывает. Лес стоит на песке а в нём БАГУЛЬНИК!!!!! Я такого ещё не видел. Чтобы лес был на полтора метра от земли практически весь розово-сиреневого цвета от цветков багульника… Это очень красиво.
Ещё побывали в бывшей деревне Песчанка, в 40-ых там был лагерь для литовцев, потом рыбзавод, потом ничего не стало и от деревни остались два целых дома и группы развалин, а песок выдуваемый от воды засыпал остатки лагеря. Но берег очень красивый и не загаженный, так как туристов с машинами туда не пускают.
За лесом опять начинается безлесая равнина и так практически до самого Хобоя. По дороге проголосовал дядька-бурят с Хутора. Я такого настолько сожжённого солнцем дядьки не видел. У него кожа была не хуже негритянской. Даже белки глаз казались обгоревшими. Попросил на пути с Хобоя его забрать.
Прибыли на Хобой. Водитель убыл в лесок варить традиционную уху на обед. А туристы побрели на сам мыс. Он возвышается метров на 35-50 (визуально, если брать за эталон 9-этажку ) над водой и скалы его очень обрывисты. От вида пропасти как-то не по себе. Смотрел с обрыва лёжа. И даже апельсин в кармане штанов раздавил..;-) Хотя для горных завсегдатаев это и не высота, наверное… На мысе традиционный сэргэ (см. далее). С не менее традиционными ленточками на нём.
С мыса был отличны вид и на Байкал, и на горы к северу от острова – я на них так вообще, можно сказать запал. На их снежные вершины и суровый вид. Был вид и на полуостров Святой нос, что на территории республики Бурятия. А за ним находится рай для рыбака – Чивыркуйский залив… Ещё с мыса можно было разглядеть… лёд у подножия скал, в теньке. И… нерп, лениво плавающих в воде у мыса. Я не успел поймать в фотоприцел этого байкальского тюленя. Так что остался без снимка.
Впрочем, фотик меня регулярно напрягал, сигнализируя о полнейшей разрядке и давая снять ещё. После того как немного поносил его выключенным или вытаскивания/вставления обратно аккумулятора он опять снимал как не в чём ни бывало.
Но снял я почти всё что хотел, даже залез на горку над мысом.
После обеда, а уха была из другой рыбы и по другому рецепту, мы последовали к мысу Женская мечта или Любви. Или … бог его знает, как называющемуся. Просто его кто как обзывает а до того по карте не видел. Ага! Кажется это Шунтэ Левый. Якобы там есть скалы (я не увидел этого ) в виде органов м… и жо… А ещё там производились тесты на беременность в стародавние времена… ;-) Якобы при помощи друзей (до 3х попыток) проводились попытки зачатия ребёнка (если семья до того была долго бездетной). Если ребёнок не появлялся, то виновна жена и её разжаловывали в пастухи и женились заново. А вот если мужик был виноват… об этом история умалчивает… ;-)
Заехали в Узуры. Это посёлок научников от метеорологии, сейсмологии и гидрологии. И красивый залив. Потом я узнал что на горе есть пещера первобытного человека, да только водитель про неё то ли не знал, а то ли она закрыта для посещения так как там и пещерные рисунки есть. Я опять попытался вспомнить английский и рассказать о научной станции французам и чеху. Особенно у меня НЕ получилось слово ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ произнести ;-) Кстати, бедные иностранцы – среди водителей я говорунов на языках кроме русского и матерного не встречал. Причём про матерный это я догадываюсь ибо не помню брани от них. Так что гиды они мало какие… Но на Ольхоне гид, это тот у кого УАЗик буханка, она же таблетка… ;-)
Из Узур отправились уже в Хужир. По дороге заехали на хутор и забрали бурята. Мужик колоритнейший оказался. Они ещё со Степаном посмеялся что есть ли у того что-нибудь из старых вещей – у дядьки оказался котёл 1836 года с соответствующим клеймом, а значит надо перебить клеймо на более ранний год для поднятия ценности антиквариата … ;-)
Даа впечатлений была масса, но дорога была разной до ужаса. В некоторым местах думал что опрокинемся… А ещё у машины горело сцепление и на горы мы закатывались только милостью божьей… ;-) Так что это было очень сильным впечатлением, на которое нанизались прочие… Сильным впечатлением был вид Валеры, перепачканного и значительно ободранного у ворот усадьбы Бенчарова. Оказывается он взял с Вадимом и Ириной с нашей базы на усадьбе Бенчарова горные велосипеды и поехали они на озеро Шара-Нур (15 в одну сторону). Там долго загорали и купались. А вот на обратном пути коварная дорога преподнесла сюрприз новоявленному гонщику в результате чего он перелетев через руль изо все сил прижался к матушке земле… Ободранное то в итоге обработали а вот рёбра болели…
На базе произошёл большой заезд – прибыло человек 8. Правда, 4 путешествовали (они корейцы и монголы из совместного предприятия) и были только с ночевой. Были две девушки-немки, учащиеся в Питере но по-русски мало "шпрехающие". И ещё семейная пара и Татарстана. Опять же программисты!
Третий день.
С утра успел подловить хищную птицу и снять относительно вблизи. Если б не тормозил то снял бы вообще с метров 10 ти. Она постоянно что-то высматривала в посёлке и пикировала во дворы. Кто это был? Бог его знает – коршун, ястреб, сокол?
Затем впятером собрались на экскурсию в падь Ташкиней. Дядя Илья Останавливал рядом с Елгинским заливом. Рассказал что в 40 е средний вес омуля достигал грамм 700. А потом человеки приложили шаловливые ручки. Выбили кормовую базу – рыбок бычков на корм свиньям выловили и мальков на корм омулям не стало. Пригласили передовиков-рыбаков из Чехии (Венгрии - Балатон?) и с Азовского моря (оно тогда 60е опустело их трудами). И в результате передовых методов лова и рыбы почти не стало, а когда спохватились, то омулей крупнее 400 грамм в Малом море не встречают…
На горках и святых местах буряты ставят деревянные (бурханы) и каменные (сэргэ) столбики посвящённые духам. Для того чтобы духи помогли на них повязывают ленты. Но это уже следствие симбиоза шаманства и ламаизма.
Синие ленты – для получения душевного равновесия, красные – для выздоровления, зелёные для зачатия детей, и белые – а их большинство, просто для удачи.
Рядом были поляны где встречаются для любви немногие косули и изюбри острова, и тут же их выслеживают браконьеры. Раньше этих животных завозили для пополнения живого мира, а теперь, иногда они приходят зимой по льду на остров. Так что человек и здесь приложил свою жадную лапу…
Дальше мы проехали мимо солёного озера Шара-Нур и попали в живописную долинку в самом начале пади. К сожалению фотик неадекватно передал цветовую гамму того места. Я был в восторге от колоров сего места. Немного проехав попали к Байкалу, опять же восточный берег Ольхона. Кстати, нас предупредил водитель чтобы под ноги глядели – могут быть гадюки. Гадюк мы не нашли – зато вволю пошлялись по берегу а я ещё штурмовал прибрежную горку. Виды попались, как это водится, камерой неснимаемые… Она слишком тупая …
Так что я оторвался. А ещё и на обратном пути обнаружил что на ручье в пади опять же ЛЁД. Тут я его и поснимал вволю. Кстати, ледяные торосы ещё метров на 500 вдоль ручья тянулись. Ещё успел посидеть с Ильёй за жизнь поговорить. Много интересного о его жизни услышал…
Поели опять ушицы, нет конечно бывает и не уха, но я не претензии. Затем перебрались на озеро. Где вволю накупались. Вода хоть и была прохладной но вполне комфортной. Успели малость позагорать.
На обратном пути водитель сделал сюрприз – завёз нас на лысый холм, возвышающийся над Хужиром. Вид просто потрясающий. Фотик опять не вытянул. Увы. Человеческие глаза много совершеннее. Рядом были полевые маки жёлтого цвета и старая дорога, по которой литовцы попадали в лагерь минуя Хужир стороной.
На базе пополнение – 4 человека. Причём мужик с женой и дочкой приехал на Рено Сценик из Томска. "Героицский перец" – а если сломается, детали оттуда же пришлют? ;-) Ещё один мужик из Ангарска, правда он был какой-то напряжённый от проблем на работе и пытался их изливать мне. Я слушал, но слава богу что на завтра уезжал ;-)
Остаток вечера пытались занять игрой в волейбол. Нам даже выделили сетку. Затем хозяева обнаружили отсутствие вкопанных столбов, на кои сетку и надо было натянуть. Опаньки. Ну пришлось обходиться без сетки.
Вечером купил угощение своему старому знакомцу – псу Байкалу. Я его 6 лет назад на коленях щенком держал. Навряд ли он меня помнил. Но мне он нравился тогда и сейчас тоже. Он сильный и в то же время неагрессивный к гостям пёс. Я поразился его умению лазить по крутой лесенке к нам на этаж. В общем я его и накормил и очень долго гладил. Он и млел от ласк но когда я прекращал – он меня легонько лапой: «Не фиг отлынивать!». Правда, стоило соседскому псу пробежать мимо забора, он забыл про хромоту побежал его строить!
Также вечерком знатно попили пива с копчёным омулем и посидели у костра. Хорошо поговорили. Ребят очень поразили иркутские водители, в том числе маршруток, таких отмороженных они ещё не видели. Ну и прочих негативных впечатлений наш город подарил. Бывает… К сожалению на завтра я оставлял сию компанию.
Утром меня накормили и погрузили в СПЕЦИАЛЬНО за мной заехавшую маршрутку. По дороге опять нахватался интересных впечатлений. Видел и птиц делящих добычу (на обочине был какой-то сбитый машиной зверёк) и маленьких ягнят. Буквально за несколько секунд до этого водитель окончил рассказывать о нравах местных птичек. Как чайки и вороны совместно лису насмерть заклевали - она, дура, более 10 км. по льду бежала с материка в поисках нового дома и добычи... Как орёл «позировал» туристам в районе Хобоя, а затем решил показать что он не только красивый но и сильный, утащив ягнёнка из единственного на севере Ольхона стада и улетев с добычей на глазах шокированных туристов. И пейзажи и всё всё. Я ехал домой. Получив почти всё что хотел от Ольхона. Но оставив и для следующих посещений…
Ольхон. Я люблю тебя…
Несколько километров до парома. Вид на Малое море. "Кусочек" Ольхона тоже виден за проливом в правом верхнем углу. 2006. Сейчас вид много живее - и машины и турбазы во множестве.
Паромы на Ольхон. Паром "Ольхонские ворота" более "свежий" - я публиковал на АШ фото где была его сборка в статье об Иркутске. Собрали его в 2008 году. 2012. Кстати у "Дорожника" с одного борта как бы обзорная палуба приподнята.на 1,5-2 метра. Потому на нём интереснее...
Рыбацкие катер и лодка. Ольхон. 2006 год.
Вид с парома пересекающего пролив Ольхонские ворота на Байкал. 2006
Рыбацкие суда на берегу Ольхона. Иногда их привлекали для переправы через пролив. 2012 год.
Дорога на Ольхоне недалеко от переправы. Вид из машины. 2006 год.
Вид на Хужир со старой "литовской" дороги, ведущей в обход посёлка. Слева на берегу видны скалы мыса Бурхан. Чуть справа от центра метеостанция (или релейный узел связи - точно не помню) с высоченной радиовышкой. Слева от центра снимка на горе видны рытвины недостроенного водопровода.
Северная часть Хужира. 2006 год.
Появившаяся между 2000 и 2006 годом электроподстанция. Именно с неё началась реальная цивилизация в посёлке. 2006 год. Снег на горах напротив острова.
Хужир и подстанция. 2006. До другого берега через пролив Малое море почти 14 км.
Юго-западная часть посёлка. И мыс Бурхан справа. 2006.
Вид с горы в Хужире на южную часть посёлка и дорогу к парому. 2006.
Мыс Бурхан. 2012.
Мыс Бурхан. 2012 год. Полоса видная во воде заливчика - остатки причала. Насколько я понял именно в этот заливчик приходит рейсовый пассажирский корабль из Иркутска типа "Баргузин" (судно на воздушной каверне). А в 2000 году видел "комбинированных" туристов. Мама средних лет с дочкой-подростком шли берегом налегке. А папа на резиновой лодке грёб по Байкалу с вещами на борту. Они собирались уехать как раз из этого залива. Кстати в качестве точки сообщения Хужир есть и сейчас в сетке Восточно-сибирского речного пароходства. vsrp.ru
Перед началом тропы на мыс Бурхан. Хужир. 2012.
Скалы мыса Бурхан. На вершине левой сидит человек и любуется закатом. 2006
Левая скала крупным планом. Именно в центре кадра находится вход в пещеру. Человек а скале виден отчётливее. 2006.
Закат в Хужире на мысе Бурхан. 2006
Ближний из домов (слева) - место моего проживания на турбазе "Солнечная". На втором этаже. 2006.
Туалеты турбазы "Солнечная". 2006.
Вид на Сарайский залив севернее Хужира. Именно тут построили две турбазы. В километре от точки съёмки мы дважды отдыхали с палатками. Это отдельная история которую освещу во второй части.
Я насчитал на двух сторонах памятника до 150 (или даже больше) фамилий - на обороте памятника досок с ними больше. Это очень много для маленького населения Ольхона на период Великой Отечественной. 2006.
Часть территории усадьбы Бенчарова. Откуда уезжал на экскурсию. 2006.
Рассвет на Ольхоне. Хужир. 5:45 утра. 14 или 15 июня 2006 года.
Хищные птицы в Хужире. Рассказывали что для защиты над курятниками и загонами для домашней птицы сделали сетки. В итоге птица цела но нервничает, когда этакий ужас или парит сверху или даже пробует сетку на прочность... 2006.
Байкал пришёл в гости и дождался меня. 2006
Байкал во дворе. 2006
Помятый Валера после падения на велосипеде (не помню бинтовали или только залили "зелёнкой" ссадины). Рядом - жена хозяина "Солнечной" Обогоева (Татьяна? не помню, увы!).
Это часть экскурсии с турбазы на берегу Малого моря (в данном случае "Данко") на остров Ольхон (примерно с километр южнее Хужира). Вы видите утварь и рассказ об обычаях жителей Ольхона в микромузее. 2012.
Закат в скалах берега Хужира. 2006
Сарайский залив. Закат. Севернее Хужира. вид с горы в Хужире. Примерно в центре кадра скала на берегу. Затем лес к берегу подступает правее скалы. И вот уже в первой прогалине этого леса и были наши стоянки с палатками. 2006.
Самое такое развлечение там - вытаскивание машины из песка. Об этом в части 2.
Конец первой части.
Источник: aftershock.news