20 марта 2010 года на юге Исландии началось извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль (Eyjafjallajkull), который на протяжении двух веков считался спящим. Оно не было самым крупным по объему пепла и лавы и обошлось без жертв, но стало самым известным извержением за последние годы.
Эйяфьядлайё?кюдль относится к щитовым вулканам. Это по сути трещина в земле, из которой изливаются лава и пепел. Извержение 2010 года привело к выбросу в атмосферу огромного количества мелких твердых частиц. Они надолго зависли на высоте 10 километров над Западной и Северной Европой и создали угрозу для полетов авиации.
Микроскопические частицы могут попасть в двигатели самолетов и вызвать их остановку. В 1982 году из-за попадания в облако вулканического пепла едва не разбился британский “Боинг”, летевший над Индонезией с сотнями пассажиров на борту. Экипажу с огромным трудом запустить моторы и совершить аварийную посадку.
Чтобы избежать этого, авиационные органы управления в апреле 2010 года приняли беспрецедентное решение о запрете полетов над целым континентом, одним из самых загруженных воздушно-транспортных узлов на планете.
К 18 апреля по всей Европе было отменено 63 тысячи рейсов. Не смогли вылететь несколько миллионов пассажиров. Запрет затронул даже весьма далекие от Исландии страны - Россию и Белоруссию.
Ущерб от полного запрета авиасообщения оказал негативное влияние на европейскую экономику, поэтому власти стали искать возможность выполнять рейсы без опасности для пассажиров. В частности, предлагалось летать на меньших высотах, где концентрация пепла была значительно меньше, но увеличивался расход топлива у самолетов.
Проблема частично решалась за счет увеличения количества курсирующих поездов и автобусов.
Нашлись и скептики, которые заявили, что опасность извержения Эйяфьядлайё?кюдля сильно преувеличена. Так глава Международной ассоциации воздушного транспорта Джованни Бизиньяни (Giovanni Bisignani), сказал «Европейские правительства приняли решение, ни с кем не посоветовавшись и не оценив степень риска адекватно. Оно базируется на теоретических выкладках, а не на фактах».
А генеральный директор Транспортной организации ЕС Матиас Рут обвинил в запрете некорректно работающую компьютерную программу, которая моделирует распространение пепла. Он предложил запретить полеты лишь вблизи вулкана.
Подобные мнения подтверждается тем, что военные самолеты в период запрета продолжали летать над Европой без каких-либо происшествий. Следовательно, заключили скептики, вполне могли выполняться и гражданские рейсы. Примечательно, что в самой Исландии аэропорты в период извержения работали в обычном режиме.
Ограничения постепенно были сняты по мере ослабления извержения в мае 2010 года.
Другие события:
20 марта 1847 года Швеция заключила свой первый международный договор с Китаем. Соглашение регламентировало вопросы торговли и консульских отношений.
20 марта 2005 года норвежец Бьерн Эйнар Ромерен (Bj?rn Einar Rom?ren) установил мировой рекорд в прыжках на лыжах с трамплина. Он улетел на 238 метров. Это достижение оставалось непревзойденным на протяжении шести лет.
В этот день родились:
1799 год - Карл Август Никандр (Karl August Nicander), шведский писатель и поэт.
1828 год - Генрик Ибсен (Henrik Ibsen), норвежский писатель.
1938 год - Боссе Парневик (Bosse Parnevik), шведский пародист и комик.
В этот день умерли:
1866 год - Рикард Нордтраак (Rikard Nordraak), норвежский композитор (родился в 1842 ).
1989 год - Оле Эйнар Бондинг (Ole Ejnar Bonding), датский архитектор (родился в 1910 году ).
Источник: scandinews.fi