Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-03-18 14:06

Геофизика пропавшего «Боинга»

Геофизика пропавшего «Боинга». Как поиски рейса MH370 изменили науку об океане.

Восьмого марта 2014 года самолет авиакомпании Malaysia Airlines, который вез 239 человек из Куала-Лумпура в Пекин, пропал над Индийским океаном. Перед тем как уйти из поля зрения авиадиспетчеров, он резко отклонился от маршрута и выключил передатчики, но в тот момент никакого крушения еще не произошло. Еще час военные радары следили за тем, как он, отклонившись от курса, летит над Андаманским морем. С тех пор его безрезультатно ищут – и эти затянувшиеся поиски стали неожиданным подарком для ученых. Обзор, как расследование авиакатастрофы помогло науке, опубликовала только что в научном журнале EOS команда австралийского профессора-геофизика Милларда Коффина.

Чтобы найти что-нибудь в океане, недостаточно взять готовую карту и сфотографировать интересный нам участок со спутника. Хотя на снимках запущенного NASA спутника LandSat археологи и находят, не вставая со стула, затонувшие крейсеры времен Второй мировой, этот прием работает только для сравнительно неглубоких прибрежных зон. Но на глубины больше 200 метров не проникает солнечный свет, там всегда темно, и даже самый хороший спутник, способный разглядеть на суше отдельный мусорный бак, ничего там увидеть не может. Радиоволны, которые помогают зондировать сушу, тоже не выход.

По той же самой причине у ученых нет качественной карты 85–90% океaнского дна. Говоря проще, никто не знaет в этих местах точной глубины. Лучшее, что может предложить наука для большей части поверхности планеты, – карта с разрешением пять квaдратных километров на пиксель (скажем, вся Москва в пределах Садового кольца на тaкой карте занимала бы четыре пикселя). New York Times приводит слова исследователей, которые сосчитaли: если вы летите над океаном обычным авиарейсом, в шестидесяти случаях из ста у вас есть шанс выглянуть в иллюминатор и увидеть неизученную мировой наукой зону океана.

Авиарейс MH370, судя по всему, завершился именно в такой зоне. Летом 2016 года на домашнем компьютере 53-летнего пилота нашли логи авиасимулятора, где отрабатывался сценарий полета из Куала-Лумпура, с отклонением от курса. За три года по разным побережьям мира удалось собрать несколько мелких обломков, которые, предположительно, принадлежали пропавшему самолету, – кусок флаперона на острове Реюнион, закрылок в Танзании (на расстоянии более двух тысяч километров от флаперона), фрагмент обшивки двигателя с логотипом «роллс-ройса» в ЮАР. Чтобы понять, как их могло так разбросать, построили компьютерную симуляцию океанских течений, и область на карте, откуда фрагменты начали свое путешествие, стала примерно ясна.

Ученые выбрали полосу вдоль предполагаемого маршрута, где у самолета должно было закончиться топливо, – длиной 2500 километров и шириной от 75 до 160 километров. Чтобы построить ее подробную карту вместо спутниковой с разрешением пять квадратных километров на пиксель, у голландской компании Fugro (на ее сайте можно найти рассказы участников экспедиции, как все было) зафрахтовали несколько специальных исследовательских судов, которые обычно выполняют заказы нефтяников – ищут места для буровых платформ в море. Они прощупывают дно звуковыми волнами и по итогам строят 3D-модель рельефа.

За время поисков пропавшего «Боинга» на карту нанесли 279 тысяч квадратных километров океанского дна – больше, чем площадь всей Великобритании. Авторы обзора в научном журнале EOS пишут, что теперь это самый крупный участок во всем Индийском океане, для которого есть подробная карта. Значит, в ближайшие годы, похоже, мы будем то и дело читать именно про него в научных новостях.

Ситуацию правильно представлять себе как внезапное появление станции метро в таком районе, куда до того никто и не думал ездить. Особенность исследований океана – что ученые пользуются методом «поищу под фонарем»: главные открытия делаются не в каком-нибудь уникальном и неповторимом месте, а там, где работать удобнее. Наверное, самая громкая находка морских биологов за полвека – «черные курильщики», горячие источники на дне, вокруг которых в полной темноте кипит жизнь всех форм и размеров, от микробов до двухметровых червей Riftia pachyptila толщиной с руку. «Курильщиков» открыли только в 1977 году недалеко от Галапагосов: считалось, что ученым невероятно повезло оказаться в удачном месте в удачное время. Но потом «курильщиков» стали находить в разломах дна по всему Мировому океану, от экватора до Арктики. То есть, по-хорошему, где конкретно нырнуть, было не так важно – главное, чтобы для погружения имелись все условия вроде хорошо детализированной карты. Только в размеченные места разумно отправлять роботы-беспилотники, при помощи которых глубоководные объекты от гигантских кальмаров до «черных курильщиков» можно поразглядывать вблизи.

Тонкость в том, что не все сверхглубокие места в океане занимают ученых одинаково. Самое интересное происходит не на нормальном дне, а вокруг разломов и трещин, вулканов и подводных горных хребтов. И в зоне, которую стали исследовать из-за потерянного самолета, всего этого хватает с избытком. Еще в 2014 году австралийские геофизики отчитались, что им удалось найти в зоне предполагаемого падения новые спящие подводные вулканы и расщелины глубиной 1400 метров, а сейчас у них есть список находок на глубине от 635 до 6300 метров – от хребтов и плато до трещин в коре, которые активно растут.

Сама трехмерная карта, пишут геофизики, – это невероятный объем новых данных, на которых можно проверять модели, как менялась планета. Рельеф дна говорит, например, о том, где из трещин поднималась горячая магма, а где литосферные плиты налезали друг на друга, накапливая энергию для будущих землетрясений. Кроме рельефа, по данным сонара легко выяснить, из какого материала дно состоит, – это могут быть твердые куски базальта, получившегося из свежезастывшей магмы, а может быть рыхлый слой останков мертвых морских организмов.

Такие модели не обязательно рассказывают истории про камни. В первую очередь всех интересует исторический климат, помогающий сделать климатические прогнозы на ближайшие сто лет, а в океане масса объектов, которые отлично его запоминают. Например, тысячелетние скелеты кораллов на шестикилометровой глубине имеют что-то вроде годовых колец, как у деревьев, и по этим кольцам восстанавливают хронику доисторической погоды.

Можно предположить, что теперь все поисковые и околопоисковые работы интересуют разве что ученых, а родственникам 239 человек, пропавших три года назад, надеяться не на что. Но такие операции в истории уже были: черные ящики рейса AF447 компании AirFrance, разбившегося летом 2009 года у побережья Бразилии, сумели поднять из океана после прочесывания 17 тысяч квадратных километров дна. Тогда поиски заняли два года.

Борислав Козловский


Источник: republic.ru