Альпинист Вадим Фролов, житель нашего города, 4 января 2017 г. установил флаг города на высоте 4 897 м
Дорога в Антарктиду
Восхождение Вадим совершил в составе интернациональной экспедиции, которую организовал 7-кратный восходитель на Эверест Александр Абрамов. Самая высокая часть Антарктиды — массив Винсон — находится в западной части континента на расстоянии 1200 км от Южного полюса. Путешествие альпинист начал с маршрута: Москва — Париж — Сантьяго (столица Чили) — Пунта-Аренас, самый южный город Чили и Земли. Там он пробыл два дня и съездил в Патагонию, «где безумно красиво». В Пунта-Аренас собрались все восходители на Винсон, пять россиян, два поляка, француз, и на самолете Ил-76 с русским экипажем полетели в Антарктиду, до станции Юни Глетчерс, где встретились со своими гидами, русским и американским. У двух русских участников экспедиции при перелете из Чили в Антарктиду потерялся багаж, и коллеги из своих запасных вещей поделились с ними экипировкой для восхождения.
Лагерь Юни Глетчерс является отправным для всех антарктических экспедиций, которые в зависимости от погоды расходятся по своим маршрутам. Сюда прилетают и научные экспедиции, и путешественники: восходители на Винсон, на самый высокий вулкан холодного континента — Сидлей, а также лыжные экспедиции на Южный полюс. До полюса спортсмены идут по пути великих первооткрывателей от 10 до 40 дней. У одного нашего соотечественника, который прошел с экспедицией на Южный полюс более 200 км, было написано на спине куртки : «Живем один раз!»
Переход к базовому лагерю
По словам Вадима, их экспедицию 29 декабря с базы Юни Глетчерс легкомоторный самолет доставил к подножию горного массива Винсон, откуда начался путь к вершине ледяного континента. Первый день они шли к базовому лагерю, находящемуся на высоте 2800 м, преодолев около десяти километров. Каждый тянул в упряжке сани с вещами, весом около 80 кг, а за плечами рюкзак в 20 кг. За 6 часов пути все сильно устали. В Антарктиде много трещин и разломов глубиной до 4 км. Опасность в том, что снегопады образовали снежные мосты над трещинами, причем не видно, какой толщины мост. По одному пройдешь спокойно, а с другого полетишь вниз. Поэтому для безопасности все идут в связках. В базовом лагере еще можно было ходить возле палаток, а все переходы вверх — только в связках, на расстоянии метров 15 друг от друга. В пути связка должна быть натянута, если кто-то упадет, то веревка сразу натягивается и альпинисту будет легче выбраться. Если же веревка не натянута, то падение человека в трещину вызывает сильный и опасный рывок, и все могут не удержаться. В это время в Антарктиде лето, температура в базовом лагере примерно минус 20 градусов, а на вершине — минус 45. Очень холодно становится, когда солнце заходит за горы. Самое хорошее и теплое время с 15 до 21 по местному времени. Чтобы идти, нужно одеваться сравнительно легко, при движении тебе не холодно. При остановке начинаешь мерзнуть, тогда достаешь из рюкзака пуховую куртку, надеваешь и пьешь чай. Выпил, сложил куртку в рюкзак и пошел дальше. Если очень тепло одеться, то идти просто не сможешь.
Восхождение
«Новый год, — рассказывал Вадим, — мы праздновали в базовом лагере (высота 2800), выпили чуть-чуть, американский гид, который водит еще экспедиции на Эверест, поиграл нам на губной гармошке. На вершине была непогода (ветер до 100 км в час), и мы два дня ждали благоприятную погоду, делали акклиматизационные выходы. Рацион питания был скудный, но высококалорийный. В основном, хлеб и пакетированный рис с мясом, который разводили кипятком. Для этого резали лед и грели его на газовой горелке. 3 января вышли из базового лагеря в лагерь штурмовой. Это был сложный участок с подъемом по веревочным перилам на жумаре на 1200 м по склону в 45-50 град. (жумар — механический зажим кулачкового типа для подъема по веревке). 4 января в 11 часов мы вышли из штурмового лагеря на восхождение к вершине континента. Когда выходили, видимости не было из-за сильного тумана. Шли по вешкам часа три, потом погода улучшилась. Никакой тропы не было, а снег то твердый, то мягкий, в котором начинаешь проваливаться. Восхождение к высшей точке Антарктиды в 4897 м заняло около восьми часов. На вершине нас поразила красота инопланетных ландшафтов, потрясающая энергетика и скалы, выступающие из ледников, а не ледники, стекающие со скал, как мы привыкли видеть. От радости усталость не чувствовали. Назад в верхний лагерь мы спускались около трех часов.
Нам с погодой повезло очень, мы уже были в лагере, когда на вершине не на шутку разыгралась стихия.
Массив Винсон, в силу своих суровых условий, значительной удаленности и экстремальной доступности — редко посещаемый район нашей планеты. Наибольшую сложность придает резко изменчивая погода, холод и нехватка кислорода около 40%. 5000 метров высоты в Антарктиде эквивалентны 7000 метрам в Гималаях. Это объясняется приплюснутостью земного шара, из-за чего атмосфера на полюсах тоньше, чем на экваторе, кислороду в ней меньше, и гипоксия начинается раньше. 5-го вечером мы вернулись на станцию Юни Глетчерс, где четыре дня ожидали Ил-76. Потом я добирался домой два дня с пятью пересадками и вернулся 11 января вечером».
О себе
Мне 34 года, образование высшее, руководитель компании. У меня трое детей. В Жуковском живу около 10 лет, а родился в Белоруссии, так что стал первым белорусом, который зашел на вершину Антарктиды.
Альпинизмом я занялся недавно, заходил на вершину Килиманджаро (высшая точка Африки, 5895 м). Летом делал попытку подняться на Эльбрус с севера, но когда оставалось идти два часа до вершины, группу развернули назад из-за непогоды — мы попали в грозовое облако, и нас стало бить током. В будущем буду пробовать зайти на высшие точки всех континентов.
Источник: zhukvesti.ru