ВЕЛИКИЙ КИТАЙСКИЙ ПОТОП
Реку Хуанхэ китайцы иначе как «рекой скорби» или «горем сыновей хана» не называют. Но не менее коварной считается и река Янцзы. Имея протяжённость в 6380 километров, она занимает третье место в мире после Амазонки и Нила и первое по крутому норову, вследствие чего жертвами паводков нередко становились десятки миллионов человек.
Первое упоминание о грандиозном наводнении, спровоцированном паводком и датированном 2356 годом до нашей эры, можно найти в древних хрониках. Потом подобный катаклизм повторялся в 602 году до нашей эры, 1324 и 1851 годах. Но настоящей трагедией стали события, произошедшие в 1931 году.
Скорбный список
Смертельное коварство рек Янцзы и Хуанхэ обусловлено сразу несколькими факторами. Во-первых, оно связано с замерзанием верховьев на территории Внутренней Монголии зимой, в результате чего образуются огромные ледяные надолбы, которые во время таяния летом пополняют и без того солидный в норме расход воды (2 тысячи куб. м/сек.). Во-вторых, варварская вырубка прибрежных лесов привела к тому, что земля не успевает впитывать дождевую влагу, и она стекает в реки, существенно увеличивая объём воды. В-третьих, их воды насыщены естественными взвесями, приносимыми с Лёссового плато и Шаньсийских гор. В свою очередь, они превращаются в ил, а как следствие — не только повышение русла (в некоторых местах на 20 метров выше уровня ландшафта), но и постоянное его изменение: например, изменения устья Хуанхэ от древних времён до наших дней сегодня располагаются на территории 800 кв. км. И, наконец, в-четвёртых — сезон муссонных дождей, который приходится на три летних месяца.
В конце 1920-х годов китайское правительство привлекло для решения проблемы иностранных специалистов. И вот как один из консультантов Уолтер Лаудермилк описал место на реке Янцзы в провинции Цзянсу, где спустя два года произошла катастрофа: «Огромная плоская гряда протянулась от горизонта до горизонта. Это была внешняя дамба. Мы взобрались на эту гряду высотой 12-15 метров и увидели другую широкую равнину, лежащую примерно на 3 метра ниже гребня дамбы. Дальше, примерно в 10 километрах располагалась ещё одна плоская гряда… Это-была уже внутренняя дамба… Русло удерживалось в приподнятом положении благодаря ручному труду миллионов людей — без механизмов и машин, без стали и строевого леса, без камня. Эти миллионы крестьян с корзинками на коромыслах за тысячи лет построили поразительный памятник человеческого сотрудничества и воли к жизни… трудясь в обстановке, которая была безнадёжной. Ибо река не переставала требовать всё более и более высоких дамб. Каждый год, откладывая груз ила, она уменьшала способность своего русла пропускать паводковые воды между дамбами».
Атака стихии
Такая обстановка, когда природа одновременно задействовала бы все четыре вышеперечисленных негативных фактора, складывалась довольно редко. Но вот наступило лето 1931 года. Июнь и июль с точки зрения метеорологической обстановки выдались относительно спокойными — месячные осадки не превышали обычную норму. Однако к середине последнего месяца лета ситуация изменилась. Вот как описывал события 26 августа один из очевидцев, житель города Гаою, которому удалось выжить в этом аду. «Начиная со второй половины месяца, на провинцию с неба обрушилась масса воды. Дожди, если их так можно назвать, не прекращались ни на минуту. 24 августа, казалось бы, потоки стали сходить на нет, но такая передышка продолжалась всего сутки. С юго-востока, со стороны Тихого океана подошёл новый циклон, переросший в тайфун. Слава Небесам, что для моей фанзы, построенной предками два века тому назад, было выбрано место на высоком берегу озера. Да к тому же не одно поколение постоянно занималось укреплением стен раствором из глины и прибрежного ила.
Но даже эта стена не защитила бы мою семью в тот страшный день. Где-то ближе к полуночи послышался страшный шум, перекрывший даже вой ветра…».
Да, под порывами ветра поднялись огромные волны, которые с бешеной силой стали бить по земляной рукотворной дамбе. И она не выдержала. Вал прорвало сразу в трёх местах, причём самой большой оказалась прореха длиной более 700 метров. И оттуда на город хлынула вода. По оценкам экспертов, в первые минуты катастрофы погибло около 140 тысяч жителей. Но это был не окончательный счёт жертв. Поток уничтожил все посевы на территории в 333 тысячи гектаров, обрекая выживших на голодную смерть. Помощи изнутри ждать было бессмысленно. Западноевропейские страны, находящиеся в состоянии Великой депрессии, могли поделиться только небольшой гуманитарной помощью в виде лекарств и волонтёров. Так что общее количество людей, погибших от потопа, включая умерших после него от болезней и голода, впоследствии оценили в 3,7 миллиона человек.
Сергей Уранов
Источник: vk.com