Тропа шаманов, также называемая "Тропой предков" проходит по прибрежной части хребета Тогыз-Аз вдоль реки Белый Июс между деревнями Ефремкино и Малая Сыя Ширинского района Хакасии.
Название скального массива Тогыз-Аз переводится как "Девять ртов". Название, по всей видимости, было дано за огромное количество мелких пещер, провалов и гротов, словно раскрытые рты чернеющих на поверхности известняковых утесов, на сотни метров взметнувшихся над водной гладью. Хотя большие пещеры здесь обнаружены небыли, у подножия скал бьют источники, указывая на наличие в их недрах огромных пустот, где водяной пар, конденсируясь на каменных стенах, по капелькам собирается в мощные струи родников.
Если присмотреться, то можно увидеть, что эта скальная гряда, действительно, напоминает какое-то мифическое животное с большим числом голов с открытыми ртами. Пешеры связаны между собой паутиной троп, идущих прямо над обрывами. Эти тропы, которым не одна сотня лет, образуют целую сеть, петляющую в ущельях среди причудливых скал, и носят название Тропа шаманов.
Маршрут начинается у моста через Белый Июс, сразу за деревней. Тропа приводит к пещерам, которые, в представлении древних, были вратами в мир иной, мир духов и призраков.
Пожалуй, наиболее известная пещера известнякового скального массива - грот Проскурякова - небольшая пещера, в которой сохранились следы древней стоянки времен неолита. На одной из стен охрой были сделаны рисунки, датируемые II тысячелетием до н.э. На сегодняшний день сохранилась лишь часть композиции: на одной стене изображены личины с частью туловищ, на противоположной - лицо угловатой формы.
От грота тропа ведет вверх по склону, мимо скал-"пальцев", отдельно торчащих над обрывами, мимо остатков древней медеплавильной печи, через низкую карстовую арку тропа поднимается на скальный склон, где она переходит в четко очерченную и хорошо заметную издали собственно "Тропу Шаманов".
Главный "рот" хребта – названная его именем пещера Большая Тохзасская. Пещера широким раструбом уходит в недра скалы. В ХIХ веке красноярский учитель П.С.Проскуряков проводил здесь первые раскопки. Им во множестве были обнаружены глиняные черепки и кости древних животных (первобытного быка, лошади, косули, оленя). Наиболее интересна руническая надпись, остатки которой можно увидеть недалеко от входа. Говорят, здесь же был изображен всадник на лошади, по крайней мере, ученые в 1950-е годы описывали этот рисунок, но сегодня стены в изобилии покрыты лишь надписями, типа, "здесь был Вася", среди которых теряются черно-красные руны эпохи древнего государства Динлин – предков современных хакасов. Большая Тохзасская пещера вряд ли служила местом постоянного проживания из-за удаленности от воды и деревьев. Скорее всего, пещера имела культовое и магическое значение.
Несложная для прохождения тропа изобилует местами, воздействующими на эмоциональную сферу человека даже теперь. Можно представить, насколько потрясали степного кочевника, впервые оказавшегося в горах, открывающиеся со скал виды, ведь всего в десятке километров от массива раскинулись бескрайние степи Хакасии. Входы в гроты, представлялись Предку входами в мир загробный, где возможна встреча как с чудовищами мира мертвых, так и с духами - покровителями, а проходы под арками соответствовали пониманию перехода в иную реальность, похожую и на родную, и отличную от земного мира. Вероятно, путь проходили не сразу. Человек, пришедший за мистическим опытом, проходил лишь какую-то часть, возвращался, затем через некоторое время, сочтя себя подготовленным для постижения Законов пути, вновь выходил на тропу. Думается, что иногда на полное прохождение могло не хватить и целой жизни. Этим, кажется, объясняется тот факт, что тропа в своем начале буквально врезанная в рельеф затем почти исчезает.