Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2017-02-07 15:28

Питание и способы охоты сов

живая природа

Ритм суточной активности. Для большинства сов характерна сумеречная и ночная активность. Проголодавшаяся за день сова начинает охотиться обычно сразу же после захода солнца. Около полуночи наступает спад интенсивности охоты или она даже прекращается, но перед рассветом наблюдается новый пик деятельности.

Замечено, что в темные, облачные ночи совы менее активны, чем в лунные. Наблюдая за жизнью иглоногой совы и рыбного филина в южном Приморье, мы убедились, что максимальная активность этих птиц также приурочена к сумеркам, хотя они здесь очень непродолжительны. Таким образом, совершенно очевидно, что оптимальные условия для охоты совы находят в сумеречные, а не в ночные часы. В пасмурную погоду совы с вечера вылетают на охоту раньше, чем в безоблачную.

О том, что активность сов связана с освещенностью, говорят и последние работы Миколы Хеймо, в которых сравнивается время максимальной охотничьей деятельности воробьиного сычика в Финляндии, Австрии, Швеции и Норвегии. То же самое установили и мы, наблюдая за поведением длиннохвостой неясыти и мохноногого сыча в Ленинградской области. Везде пора наступления сумерек определяла и время бодрствования этих птиц.

Г. А. Новиков отмечает, что период активности сов в лесостепных дубравах, в частности обыкновенной неясыти, летом составляет всего шесть-семь часов в сутки, то есть он значительно меньше, чем у дневных хищных птиц. Этот факт свидетельствует, насколько интенсивно должна протекать охота сов.

С. Н. Гатенхаузену удалось показать экспериментально, что фотопериодизм регулирует газообмен у сов и что интенсивность его полностью коррелирует с изменением суточной активности. Так, если у дневных хищников, например пустельги, дыхательный коэффициент уменьшается от 0,76 днем до 0,74 ночью, то у ночных птиц, например у ушастой совы, он увеличивается с 0,76 днем до 0,83 ночью.

Не остается постоянной на протяжении суток и температура тела сов. Еще в начале этого века С. Симпсоном и И. Галбрайтом было убедительно показано, что температура у сов ночью выше, нежели днем, и изменения ее совпадают со сменой периодов активности и покоя. Больше того, имеются данные, что некоторые совы днем впадают в особое физиологическое состояние - своеобразный транс.

Любопытно, что повышенный уровень газообмена сов с вечера до утра, как выявили эксперименты А. Н. Сегаля на птицах, содержавшихся в неволе, может сравнительно легко изменяться. Для нас это интересно тем, что совы, видимо, довольно легко могут перестраиваться внутренне и изменять время своей активности. Известно, например, что многие особи болотной и ястребиной сов, домового сыча и бородатой неясыти нередко вылетают на охоту задолго до захода солнца, в то время как других представителей этих же видов отличает достаточно четко выраженная сумеречная или ночная активность. И. М. Громов и Н. М. Парфенова подметили, что в условиях открытого ландшафта полупустынь северного Прикаспия филин в какой-то степени даже теряет черты ночного хищника.

На время активности сов, возможно, влияет и температура окружающей среды. В этом отношении интересны наблюдения Гарри Коуломба над земляной совой (Speotyto cunicularia) в Калифорнии. Им было подмечено, что при понижении температуры воздуха увеличивается продолжительность дневной активности этих птиц. Сходно иногда ведут себя и наши насекомоядные совы. Так, в предгорьях Сихотэ-Алиня, где ночи весной бывают весьма холодными, уссурийская совка подчас начинает охотиться задолго до заката. На рассвете же, к моменту максимального падения температуры, когда большинство беспозвоночных, служащих пищей этой сове, впадает в глубокое оцепенение, охота совки прекращается.

Таким образом, преимущественно сумеречная активность сов хотя и является для них в целом правилом, тем не менее иногда может сменяться дневной деятельностью. Однако эти исключения лишь подтверждают правило. Основу же рациона сов составляют, прежде всего, животные, активные в ночные и сумеречные часы.

Прожорливость и запасание корма. Возможность регулярной добычи корма совами определяется не только совпадением периодов активности жертвы и хищника, но и соотношением их размеров. Иными словами, жертва должна быть под силу хищнику.

По сравнению с дневными хищниками совы, в общем, птицы не крупные, а скорее средние. Наиболее мелкие из них - это сычики. Например, малый сычик (Glaucidium minutissimum), встречающийся на самом юге Северной и в центральных районах Южной Америки, ростом (от клюва до кончика хвоста) не более 12-12,5 сантиметра. Немногим крупнее и поселяющийся в дуплах кактусов уже упоминавшийся ранее сычик-эльф. В фауне Советского Союза одной из мелких сов является воробьиный сычик. Его длина 15-17,5 сантиметра, и весит он всего 55-80 граммов. Почти столь же миниатюрны уссурийская л другие совки. Из крупных сов можно назвать филина, длина которого составляет 62-72 сантиметра, в размахе крыльев он достигает 2 метров и весит 2,1-3,2 килограмма. Внушительных размеров и рыбные филины. Вес самок этой совы к осени нередко бывает свыше 4 килограммов. Подавляющее большинство сов не столь крупны, как филины, но и не так малы, как сычики. Обычно это птицы величиною с галку или ворону.

Самцы у сов, как правило, более легковесны. Особенно это заметно среди неясытей. Так, самцы обыкновенной неясыти редко весят более 500 граммов, тогда как самки часто достигают 650-700 граммов. Средний вес самцов бородатой неясыти - 750 граммов, самок -1150.

Примечательно, что размеры взрослых сов более стабильны, чем их вес. Последний в неблагоприятные периоды жизни может резко снижаться. Особи, потерявшие даже до сорока процентов веса, как показали наблюдения Нилса Хеглунга и Эрика Лансгрена за бородатыми неясытями в Швеции, при нормализации условий существования быстро его восстанавливают. Сходные данные имеются и для других видов сов.

Сова охотится за мышью, Фото фотография картинка птицы

Поражает прожорливость сов. Так, В. А. Попов и А. В. Лукин в книге "Животный мир Татарии" описывают, как однажды зимой был убит филин в момент нападения на лису. В его желудке оказались остатки более сорока полевок и мышей. Е. П. Спангенберг добывал в полезащитных насаждениях болотных сов, в желудках которых находил по десять и более полевок. Имеются сведения и о сипухе, съевшей за ночь пятнадцать мышей.

Потребность в корме у разных видов сов, вероятно, неодинакова. Так, содержавшийся в неволе канадским орнитологом Джоном Сиденстикером молодой самец полярной совы не худел, потребляя ежедневно пищу в количестве, равном 8,6 процента от веса своего тела (вес совы составлял 1518 граммов). Эта же птица могла съесть и до 10 процентов корма. В природе же полярная сова поедает корма еще больше - обычно 11-19 процентов от собственного веса. Не многим меньше поглощают корма и другие совы. Бородатая неясыть и виргинский, филин ежедневно должны съедать животной пищи в количестве около 7 процентов от веса собственного тела.

Но как бы совы ни были прожорливы, сразу заглотить большое количество пищи они не могут, так как у них отсутствует зоб. Возможно, с этой особенностью устройства пищевода (у дневных хищных птиц, например, зоб имеется) у сов и связано одно из интереснейших, явлений в их поведении - запасание пищи. Явление это пока еще изучено недостаточно хорошо. М. А. Мензбир описал случай, когда ушастая сова прятала недоеденную часть добычи, зарывая ее в листья, и позже прилетала к этому тайнику. В книге "Спутник следопыта" А. Н. Формозов приводит данные наблюдения за филином, который возвращался к убитому им зайцу до тех пор, пока на месте охоты не остался лишь измятый снег с пятнышком крови да несколько клочков шерсти. В окрестностях Ленинграда на протяжении нескольких ночей подряд мы замечали по следам на снегу, как длиннохвостая неясыть появлялась у ранее добытой ею глухарки.

Однако возвращение к добыче - это еще не запасание корма в полном смысле слова. Такое поведение скорее говорит о наличии памяти у птиц. Совы же делают и настоящие запасы, рассчитанные на использование в будущем. Запасание пищи наиболее характерно для мелких видов, например для воробьиного сычика. Эта крошечная сова устраивает целые склады провизии. По-видимому, рекордный запас был обнаружен Г. Н. Лихачевым в Тульских засеках зимой 1951 года. Здесь в дупле большого пестрого дятла были найдены 81 рыжая полевка, 3 обыкновенные полевки и 2 малые бурозубки общим весом 1396 граммов! Сычики делают запасы лишь с осени и к концу января - февралю, как правило, уже почти полностью их используют.

Прожорливость и умение запасать корм впрок удивительным образом сочетаются у сов со способностью сравнительно долго голодать. Два-три дня без еды совы переносят без заметного угнетения. Известен случай, когда полярная сова прожила без пищи двадцать четыре дня.

Пьют ли совы воду? В природе пьющую воду сову нам видеть не приходилось. Вероятно, они довольствуются водой, получаемой с животной пищей. Однако, судя по данным Гарри Коуломба, земляная сова регулярно прилетает на водопои.

Способ поедания добычи. Как и дневные хищные птицы, совы схватывают добычу не клювом, а когтями. Чаще всего они удерживают жертву одной лапой, причем мелкую добычу - мышь берут не поперек тела, а вдоль. При этом жертва оказывается зажатой между двумя внешними (третьим и четвертым) и двумя внутренними (первым и вторым) пальцами, когтями которых и закалывается. В этом деле коготь четвертого пальца принимает минимальное участие. Клюв служит совам лишь для измельчения добычи. Однако многие совы предпочитают ловить таких животных, которых в состоянии проглотить целиком.

В отличие от дневных хищных птиц у сов развиты слепые кишки, которые, как известно, предназначены для усвоения трудноперевариваемой пищи растительного происхождения. Поэтому для хищников в целом они не характерны. Присутствие же их у сов можно объяснить, во-первых, наследием далеких предков, а во-вторых, и это нам кажется наиболее вероятным, вторичным образованием вследствие привычки заглатывать добычу по возможности целиком. В этом случае вместе с мышью сова поглощает и содержимое ее желудка - полупереваренные растительные остатки. Даже тогда, когда жертва поедается по частям, - а делается это большинством сов, особенно при дефиците корма, весьма неразборчиво, - пожирается все, что можно оторвать я проглотить, в том числе желудок, кости и шерсть.

Почему, однако, совы не выедают у добычи преимущественно мышцы, как это делает большинство дневных хищных птиц? Возможно, дифференцированное пожирание жертвы для сов затруднительно, поскольку они очень плохо видят на близком расстоянии. Но мыслимо и другое предположение: для нормальной жизнедеятельности совам необходима разнообразная пища, в частности и полупереваренная растительная масса. Этот вопрос требует специального изучения.

Наблюдения показывают, что далеко не все, что совы проглатывают, они могут переварить: в желудок часто попадает слишком много шерсти, перьев и костей. Непереваренная часть пищи - спрессованные комки - регулярно отрыгивается совой в виде погадок. Для сов погадки гораздо характернее, чем для дневных хищников. Процесс выбрасывания погадки у сов довольно продолжителен. Наблюдая за совой, обычно можно предсказать это событие еще за четверть часа до его начала. Признаком, предвещающим появление погадки, служит частая "зевота". Иногда создается впечатление, что птица чем-то поперхнулась. Периодически перья на шее совы то оттопыриваются, то вновь принимают обычное положение и птица как будто делает глотательные движения.

Совиная погадка по форме представляет собой цилиндр с одним округлым и вторым, как правило, заостренным концом. У большинства мышеядных видов снаружи она кажется сплошь состоящей из шерсти. Однако стоит ее размельчить, как внутри обнаруживается масса костей, включая даже целые черепа грызунов. Чаете в одной погадке мы находим остатки двух-трех зверьков. По размерам погадки сильно варьируют.