В 2 км от мексиканской деревни Парикутин у крестьянина Дионисио Пулидо было кукурузное поле, а на поле находилось странное отверстие в земле диаметром около 5 метров. Семья Пулидо использовала эту яму в качестве мусорного ящика: сколько бы мусора они туда ни бросали, всё пропадало как в бездонной бочке.
В начале февраля 1943 года в деревне стали всё чаще ощутимы подземные толчки, и из-под земли доносился гул, подобный грому. 19 февраля за сутки произошло 300 сейсмических толчков, а придя 20 февраля на поле, Дионисио обнаружил, что его «мусорный ящик» треснул, и из отверстия доносится подземный гул. Затряслись земля и деревья. На следующий день на месте отверстия образовался 10-метровый холм, который подрос к полудню ещё на 40 метров в высоту. Через неделю огнедышащая гора возвышалась над полем уже на 150 метров. На расстоянии 350 км были слышны взрывы, а из жерла поднялись столбы дыма и раскалённого шлака. Из растущего конуса начала извергаться лава, стекающая по склонам горы. К концу года конус вулкана вырос до 336 метров.
В течение следующего года гора накапливала силу, то извергаясь, то остывая. «Новорождённому» вулкану дали имя Парикутин, в честь деревни, которую он уничтожил в июне 1944 года. Во время сильнейшего извержения лавовый поток залил и соседнее селение — Сан-Хуан-Парангарикутиро. Плотный пепел засыпал ещё 10 близлежащих населённых пунктов. Парикутин извергался на протяжении 9 лет, предоставив геологам уникальную возможность детально изучить процесс образования нового вулкана, состав его выбросов и застывший лавовый рельеф, потрескавшийся под воздействием дождя и ветра. Хотя извержение вулкана не было столь катастрофическим, как гибель Помпеи, но оно навсегда изменило жизнь крестьян Парикутина.
Кровли домов обрушились под тяжестью пепла, и посёлки оказались погребёнными под слоем вулканических пород. За 9 лет своей активности вулкан залил лавой территорию общей площадью 18 км?. Собрав вещи и прихватив с собой статую небесного покровителя из церквушки, местные жители в 30 км отсюда основали новый городок. В 1952 году Парикутин, достигший к тому времени высоты 2774 метров, погрузился в «сон». Потерявший свою ферму Дионисио продал участок с огнедышащей горой искусствоведу Херардо Мурильо, более известному под псевдонимом Доктор Атль. Мурильо обожал вулканы. Много лет он потратил на изучение Парикутина и написал более 1000 пейзажей, на которых увековечил алые потоки лавы, стекающие вниз по склонам, пепельное облако, освещаемое вспышками молнии, и равнину, выжженную огнём.
Каждый год местные жители празднуют день рождения вулкана. Сюда приезжают туристы. Они спешат увидеть безжизненный, похожий на «лунный» ландшафт, грозящий в скором времени исчезнуть под зеленью молодых растений. Посреди поля застывшей чёрной лавы одиноко возвышается шпиль колокольни как свидетель мощи огненной стихии, а со смотровой площадки в ближайшей деревне Ангахуан открываются изумительные виды на конус Парикутина. Наняв проводника и поднявшись на лошади по крутому склону, туристы могут добраться до самой кромки вулканического жерла. Интересно, что некоторые крестьяне, вернувшиеся в погибшие деревни, жалуются на плохое самочувствие и ночные кошмары, в то время как другие ощущают небывалый прилив сил. Учёные объясняют это тем, что рождение вулкана спровоцировало появление энергетической аномальной зоны, которая может как положительно, так и отрицательно влиять на здоровье человека. Энергетическая аномалия усиливает мистичность вулкана Парикутин, выросшего посреди кукурузного поля на глазах его владельца.