На первой фотографии — 8-сантиметровый метеорит. Он упал на Землю в середине ордовикского периода и пролежал вмурованным в известняк 470 млн лет, пока его вместе с десятками таких же метеоритов не обнаружили рабочие шведского карьера Торсберг, рядом с горой Киннекулле. Ордовикские метеориты образовались в результате одной из самых грандиозных катастроф в истории Солнечной системы и могли повлиять на эволюцию жизни на Земле.
Ископаемые организмы буквально вездесущи, какую осадочную породу ни возьми. Так, рядом с метеоритом видна раковина наутилоидного моллюска. А вот ископаемые метеориты — это куда большая редкость. Метеориты даже совсем небольшого размера нечасто долетают до поверхности Земли — многим ли посчастливилось найти хотя бы один за всю свою жизнь? Наткнуться же на метеорит, упавший в древности на дно моря и затем погребенный осадками, — это всё равно что найти иголку в стоге сена.
Тем не менее на юге Швеции, в небольшом известняковом карьере Торсберг, ископаемые метеориты встречаются с ошеломляющей частотой. Их находят, когда камнерезные машины распиливают плиты известняка (он используется как отделочный камень во омногих шведских церквях и общественных зданиях).
Местный коллекционер и геолог-любитель Марио Тассинари договорился с рабочими, чтобы те приносили ему все плиты с подозрительными инородными включениями. Таким путем за 20 лет в его руках оказалось более сотни метеоритов ордовикского периода диаметром от 1 до 21 см.
Отличить ископаемый метеорит от обычного куска базальта можно по характерным хондрам — так называются затвердевшие капельки расплавленного вещества, на заре существования Солнечной системы летавшие в космическом пространстве и затем слипшиеся в более крупные объекты. Метеоритное вещество в ископаемых метеоритах почти полностью замещается земными минералами, а вот исходная структура в виде хондр сохраняется. Кроме того, от исходной начинки в ископаемых метеоритах остаются включения в виде минерала хромита.
Все метеориты, найденные в карьере Торсберг, упали на Землю за сравнительно короткий промежуток времени примерно в один-два миллиона лет. На этот же период приходится резкий рост концентрации микрометеоритов в осадочных породах. Микрометеориты — это небольшие обломки метеоритов размером в десятые и сотые доли миллиметра. Их ищут, растворяя известняк в соляной кислоте и затем пропуская его через сито. Обычно, чтобы найти 5 гранул метеоритного хромита, нужно растворить 380 кг породы. Но в породах, которые приходятся на означенный интервал, на один килограмм попадается 2–3 микрометеорита!
Ордовикские известняки, обогащенные микрометеоритами, встречаются не только в Швеции, но и в других регионах — например, российские ученые под руководством Андрея Дронова из Геологического института РАН обнаружили их в береговом разрезе реки Лынна в Ленинградской области. Это открытие свидетельствует о глобальном характере метеоритного дождя, обрушившегося на Землю в середине ордовика — по своей интенсивности он на два порядка превосходил приток метеоритов в другие эпохи.
Подавляющее большинство ордовикских метеоритов относится к классу L-хондритов. Скорее всего, все они являются продуктами распада одного и того же гигантского астероида. Возможно, он развалился, когда в него врезался другой астероид. В карьере Торсберг был даже найден возможный обломок второго участника столкновения, близкий к метеоритам из группы винонаитов. Катастрофа произошла примерно 470 млн лет назад, после чего на Землю сначала попала щебенка из мелких метеоритов, а затем с некоторым запозданием стали падать и более крупные обломки. Один из них, диаметром около 600 м, упал 458 млн лет назад в северной Швеции, оставив после себя семикилометровый кратер Локне.
Обычно падение крупных небесных тел ассоциируется с вымираниями — вспомним о пресловутом астероиде, который, как известно даже школьникам, «убил динозавров». Однако в середине ордовика никто и не думал вымирать. Напротив, в это время происходит великий ордовикский всплеск биоразнообразия, когда в океане появляется множество новых жизненных форм, занимающих экологическую нишу фильтраторов, пелагических и бентосных организмов. Собственно, именно тогда жизнь, которая до сих пор ютилась вдоль побережья в мелководных морях, впервые осваивает весь мировой океан.
Была выдвинута гипотеза, что ордовикская метеоритная бомбардировка могла каким-то образом спровоцировать этот всплеск биоразнообразия. Но, конечно, нельзя исключить, что это было просто совпадением. Тем более, что рост разнообразия брахиопод, например, начался примерно за 2 млн лет до метеоритного дождя.
Кстати, когда будете в Эрмитаже, посмотрите под ноги. Полы в холле, там, где кассы, выложены красным шведским ортоцератитовым известняком. В XIX веке он добывался в той же местности, где располагается сейчас карьер Торсберг, и имеет тот же возраст, что и слой, богатый метеоритами. Кто знает, может быть посетители Эрмитажа, сами того не зная, из года в год истаптывают какой-нибудь ископаемый метеорит размером с горошину?
Источник: elementy.ru