Последние подземные толчки были зафиксированы в Непале 12 мая, но базовый лагерь Эвереста до сих пор приходит в себя от разрушительных лавин, сметавших на своем пути все живое. Инциденты 25 апреля и 12 мая стали самыми смертоносными за всю историю покорения горы. Сегодня мы перевели свидетельства и рассказы тех, кто остался живых в эти страшные дни.
По сведениям непальского правительства, на горе погибло по крайней мере 19 альпинистов; несколько дюжин ранено. Около 200 человек было заперто среди разрушений в базовом лагере на высоте 5 364 метров, другие были вынуждены ожидать спасателей и врачей еще выше, поскольку лавины разрушили привычный маршрут, проложенный через ледник Кхумбу. Вертолетам спасателей пришлось совершить боле 100 полетов, чтобы эвакуировать всех пострадавших. В аэропорту города Лукла, ближайшего к месту трагедии, до сих пор находятся люди, ожидающие своего вылета в Катманду.
Майкл Чертон
В момент трагедии был в базовом лагере
Режиссер документального кино Майкл Чертон отдыхал в обеденной палатке своего лагеря, когда началось землетрясение. Он выбежал наружу, схватив свою камеру. Все, что он помнит — это то, что толчки были очень сильными, а затем стихли.
«Мы отдыхали и слушали музыку, когда вдруг почувствовали, что земля заходила ходуном. Я выбежал из палатки, переждал толчки, оглянулся и вдруг увидел, как на нас идет волна снега высотой с километр».
Вокруг бежали люди с криками: «Ложись!». Чертон упал на землю, и лавина ударила по лагерю с полной силой, отбросив его в камень, сломав нос и повредив глаз. После того, как взвесь от лавины улеглась, Майкл вместе с шерпами отыскал своих друзей в лагере и начал спуск в Горак Шеп, ближайшую деревню, едва дыша и сплевывая кровь из покалеченного носа.
Джим Дэвидсон
Находился в 1-м высотном лагере (6000 м)
Джим Дэвидсон провел утро, взбираясь по леднику Кхумбу, и в момент землетрясения отдыхал в палатке.
«Около полудня я услышал, как с Нупцзе спускается огромная лавина; ее рокот был слышен отовсюду. Я сказал своему напарнику, чтобы он включил лавинный бипер и надел жилет — мне казалось, что нас вот-вот снесет. Спустя секунду огромная лавина пошла с западного гребня Эвереста. Сразу после этого нашу палатку начало ритмично подбрасывать вверх на высоту сантиметров 10-15 от земли, потому что весь ледник Кхумбу трясся и шатался. Тут я понял, что дело не только в лавине».
В течение двух последующих дней Дэвидсон пережил еще несколько толчков и оценил свои возможности: они были невелики. Дорога по леднику исчезла, безопасного спуска вниз не было, поэтому оставшимся в 1-м высотном лагере оставалось только ждать спасения с воздуха. Пилоты предприняли больше 70 высокогорных полетов в разреженном воздухе, чтобы снять более 1200 альпинистов, запертых на вершине.
Мэтт Мониц
Подходил с группой к базовому лагерю
17-летний альпинист Мэтт Мониц входил вместе с группой в базовый лагерь, чтобы поставить палатки и остаться на долгую акклиматизацию. Когда землетрясение началось, он был чуть дальше от той зоны, которая подверглась наибольшему разрушению.
«Мы только вошли в базовый лагерь, я был с одним из своих напарников по восхождению и шерпой, как вдруг земля начала трястись. Затем мы увидели сразу три лавины. Огромная стена снега двинулась на нас; мы спрятались за камнем и закрыли лица. Снежная взвесь летела со скоростью 300 км/ч, мимо нас пролетали сумки, палатки».
Еще несколько дней после землетрясения Мониц помогал спасателям искать пострадавших и доставлять их к вертолетам.
В данный момент Непал мучительно восстанавливается после кошмара, обрушившегося на мирную страну. Большинство организаций, связанных с горными восхождениями, открыли счета для благотворительных пожертвований в пользу пострадавших и твердят в один голос: лучшей помощью Непалу будет провести свой отпуск здесь в следующем году, ведь все эти деньги пойдут напрямую в те семьи, которым предстоит заново отстраивать свои дома и начинать жизнь с чистого листа.