Да, ради такой истории был совершен громадный прыжок во времени и пространстве. От древних ящериков, до древних таки людей. Встречайте, Человек неандертальский (Homo neanderthalensis, он же Homo sapiens neanderthalensis), или просто Неандерталец, вот уже полтора столетия будоражащий падкие на сенсации умы своих далеких преемников. Чьё имя крепко вошло в наш язык (да и не только в наш думаю) как синоним дикости, скудоумия, необразованности и грубой силы :)
Но так ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос я скорее всего не сумею. Но вполне сумею отразить всю ту череду нелепостей и открытий, домыслов и фактов, что неотрывно следовали по пятам главного героя уже в наше, новейшее время.
Ну а начну, как всегда, из далека, т.е. из наиболее удаленного от нас по времени события :)
А было это так…
В далеком 1829 году, за 30 лет до опубликования эпохального "Происхождение видов", уже не молодой голландский доктор, а вскоре пионер палеонтологии, палеоантропологии, палеопатологии и геологии, Филипп-Шарль Шмерлинг (Philippe-Charles Schmerling)
отправляется в сельскую местность долины реки Маас (между Льежем и Юи) коммуны Флемаль провинции Льеж, что на северо-западе Валлонии, чтобы осмотреть больного горняка. Прибыв на место Шмерлинг, по рассказам, обратил внимание на шахтерских детишек, игравшихся какими-то большими костями. Кости эти вырыли горняки и, решив что они принадлежат похороненным когда-то здесь лошадям, позволили их растащить каждому любопытствующему. Но Шмерлинг был человеком образованным и, наверное, знавшим как выглядят лошадиные косточки. Поэтому, подробно расспросив очевидцев, любопытный доктор отправился на поиски. В последующие несколько лет он обшарил около 60 известняковых пещер в провинциях Льеж и Люксембург (не путать с одноименным герцогством ;) ). И улов был богатым…
Он нашел 7 человеческих черепов, много артефактов (кремниевых и костяных орудий), множество костей "носорога", "слона", "гиены"…
Но наиболее интересное открытие для нашего рассказа Шмерлинг сделал всё в том же, 1829, году в живописной долине, на границе Энжи? (Engis) и Лес Ави?р (Les Awires). "Une colline calcaire tr?s escarp?e, remplie de fentes et d'ouvertures." ("Очень крутой известняковый холм, полный трещин и отверстий.") - как позже описывал пейзаж сам Шмерлинг
фото Bel Adone от 24 сент. 2011 года
В холме исследователь обнаружил две пещеры: верхнюю и нижнюю. Сейчас они носят название "Гроты Шмерлинга" (Grottes Schmerling), но сам первооткрыватель называл их "Пещеры Энжи?" (Cavernes d’Engis), хотя в действительности они находятся на территории Ави?ра (дело в том, что обнаружив пещеры, Шмерлинг не сумел подобраться ко входу со стороны Ави?ра, ему удалось это сделать лишь со стороны Энжи? =) ). С тех пор, увы, нижняя пещера обрушилась, но это не помешало бельгийским властям объявить их объектами исключительной ценности для всемирного наследия человечества (указом муниципалитета Флемаль от 14 мая 1938 года)
Пещеры хранили в себе массу интереснейших находок, и среди них были найдены, во второй, ныне не существующей пещере, два черепа. Один был обыкновенный человеческий (датирован позже неолитом), поэтому его судьба нашего рассказа не касается, а второй…
А второй, маленький, необычной формы, похоже был разбит на некоторое количество маленьких осколков и не поддавался на то время идентификации ;)
Шмерлинг начинает углубленно изучать анатомию и геологию и в 1833-1834 годах издает двухтомник "Исследования ископаемых костей, открытых в пещерах провинции Льежа" (Recherches sur les ossemens fossiles d?couverts dans les cavernes de la province de Li?ge) - текст первого тома книги на openlibrary.org и на books.google.com: том 1, том 2 -, в котором подробно, с богатым графическим материалом, рассказывает о своих находках. Увы, но при всем богатстве иллюстраций мне не удалось обнаружить изображения второго черепа. Возможно это связано с его состоянием при обнаружении (можете сами попытаться тут). Хотя первый череп нарисован во всей своей красе сразу же на первом плейте.
В общем научный мир, взглянув на первый череп, и совершенно не заметив второго, двинул плечами и дальше продолжил заниматься своими делами. Ископаемых людей, мало чем отличающихся от современных, выкапывали и раньше, и у Шмерлинга, увы, в этом первенства не было. Поэтому, изданная на собственные деньги исследователя, великолепного качества книга почти не продавалась.
Страдающий от болезни сердца Шмерлинг через два года умер. Большая часть экземпляров его книги, так и не проданных, скупил в конце концов лавочник и использовал страницы на обёртки для товаров. Палеонтологическая же коллекция, оставшаяся после доктора, была выкуплена Льежским университетом и, по небрежности сотрудников, по большей части утеряна. То же, что осталось, в том числе и останки странного черепа, было забыто на долгие-долгие годы.
Время шло. Косточки валялись где-то в запасниках Льежского университета…
И вдруг, почти через четверть века после смерти Шмерлинга они чудесным образом попадают в поле зрения выдающегося английского ученого, основоположника современной геологии Сэра Чарлза Лайеля (Charles Lyell)
прекрасная графика пера Зденека Буриана из книги "Gro?e Entdeckungen" - "Великие открытия" 1962 года
как раз в то время работающего над своим последним крупным творением, представляющим собой свод всех накопившихся отрывочных данных о доисторическом человеке. В феврале 1863 года оно было издано под названием "Геологические свидетельства древности человека" (Geological Evidences of the Antiquity of Man). И на странице 81 главы V (под названием Post-Pliocene Period - Fossil Human Skulls of the Neanderthal and Engis Caves - "Постплиоцен - ископаемые человеческие черепа из пещер Неандерталя и Энжи?"), спустя 34 года после открытия (!), озаглавленный как "Фигура 2", мы находим первое изображение того "второго" черепа! :)
Вид сбоку слепка части человеческого черепа, найденного др. Шмерлингом среди останков вымерших млекопитающих в пещере Энжи?, что возле Льежа
В книге Лайель сообщает, что череп был сильно поврежден, но профессор Льежского университета др. Антуан Фредерик Спринг (Antoine Fr?d?ric Spring) с большой тщательностью его восстановил и сделал слепок, который и демонстрируется в книге. После чего дано подробное описание его особенностей и размеров.
Работа Лайеля привлекла внимание учёных и дала стимул к дальнейшим исследованиям в этом направлении, благодаря которым возникла впоследствии отрасль науки — доисторическая археология.
Так в том же 1863 году выходит в свет книга английского зоолога То?маса Ге?нри Ха?ксли (Thomas Henry Huxley)
1880 или ранее
"Доказательство места Человека в Природе" (Evidence as to Man's Place in Nature). На странице 140:
Череп из пещеры Энжи? - вид с правой стороны. Половина натурального размера.
На странице 147:
После чего о черепе почему-то опять забыли. И надолго…
В 1936 году, через 107 лет после открытия, череп опять каким-то чудесным образом попадается на глаза теперь уже польскому ученому, некоему G. Loth, который, заинтересовавшись находкой, предложил заведующему кафедрой палеонтологии Льежского университета, геологу Charles Fraipont провести дополнительные исследования. Результат превысил все ожидания!
Как оказалось, череп принадлежал ребёнку 3-4 лет отроду человека неандертальского вида (или подвида, таксономическая принадлежность неандертальского человека до сих пор чётко не определена), обнаруженный за 27 лет (!!!) до официального открытия неандертальца! Как высказался после профессор Парижской Академии Наук, палеонтолог Jean Piveteau: если бы открытие Шмерлинга было оценено своевременно, "человек из Неандерталя" назывался бы совершенно по-другому :)
Что касается самого черепа, то он, по древней археологической традиции, получил имя собственное - Энжи? 2 или Энгис 2 (Engis 2) - был всячески измерен, описан и датирован (приблизительно 30-60 тыс. лет до нашего времени) и имеет сейчас такой вид:
фото взято тут
Судя по следам надрезов на правой височной части лобной кости, явно с целью отделения жевательной мышцы, малыш скорее всего стал жертвой каннибализма :(
Но тем не менее сейчас он оцифрован и каждый любопытствующий в любое время суток может лицезреть его 3D модель на сайте Смитсоновского института (клик на картинке для перехода на страницу черепа):
Но, прежде, чем неандертальского человека открыли окончательно, произошло еще одно событие… ;)
1848 год. Гибралтар. В карьере, позади батареи Форбеса (Forbes' Quarry), ведутся взрывные работы - британские хозяева намеревались создать удобное место для новых артиллерийских позиций северной части Гибралтарской скалы. После одного из взрывов взору изумленных рабочих открывается пещера, а в ней человеческий скелет. Рабочие были люди бывалые, поэтому без особых раздумий выбросили несчастные кости с обрыва. На этом можно было бы ставить точку, если бы не одно но…
Но, в обличье офицера Роял Нэви, лейтенанта Флинта (Lieutenant Flint), слонялось рядом, и… наткнулось на свежевырытые кости. Флинт похоже был человеком образованным и с широким кругозором (не знаю как тогда, но сейчас это редкость и среди гражданских =) ), в результате чего череп привлёк к себе его внимание, т.е. показался слегка необычным. Не долго думая лейтенант прихватил находку с собой. Чуть позже, 3 марта 1848 года, Флинт представил этот череп собранию научного общества Гибралтара, секретарем которого являлся (ах вот оно что! я сразу подумал, что не всё с этим офицером чисто =) ), зачитав доклад "Представление секретарем человеческого черепа из карьера Форбеса, Северный Фронт" (Presented, a Human Skull from Forbes Quarry, North Front, by the Secretary), и передал местному музею, в коллекции которого череп и пролежал незамеченным аж до 1862 года. Затем вся экспозиция музея была вывезена в Лондон. Где череп и был впервые исследован британским морским хирургом, зоологом и палеонтологом George Busk
эскиз работы Thomas Herbert Maguire, 1848
и тоже только вернувшимся из Гибралтара шотландским ботаником, геологом, палеонтологом, палеоантропологом и просто доктором медицинских наук Хью Фальконером (Hugh Falconer) :)
В переписке между собой ученые мужи обсуждали возможное название "новооткрытого" гоминида, например проскакивало такое как Homo calpicus ("человек калпский", по древнему названию Гибралтара - Calpe). Сам же Фальконер называл его priscan pithocoid (что-то типа "древнего обезьяноида" :) ), и как результат мнения обоих ученых всецело совпали в том, что человеко- (или обезьяно-) подобное существо, хозяин черепа в общем, крайне примитивно :)
Через несколько лет после сей знаменательной переписки Busk выставил череп на Антропологическом Конгрессе в Норидже 1869 года. Где с ним (черепом т.е., а не Busk'ом :) ) одновременно ознакомились Томас Хаксли и французский хирург, этнограф, анатом и антрополог Поль Пьер Брока? (Paul Pierre Broca)
Последний, кстати, составил подробное его (черепа) описание.
После этого случая многострадальный череп опять не вызывал ни чьего интереса, аж пока в 1888 году в Galley Hill возле Лондона не отрыли очередного древнего человека. После чего гибралтарская находка почему-то опять заинтересовала ученые умы. И некто, по фамилии MacNamara, еще раз обследовав страдальца, определил, что он принадлежал неандертальской женщине. После чего внес его в одну группу с Galley Hill'ской находкой: "Galley Hill group" (хоть с современной научной высоты видно, что такое объединение неверно, т.к. Galley Hill'ский человек не был неандертальцем ;) ).
Ныне череп этот тоже имеет имя собственное: Гибралтар 1 (Gibraltar 1). Череп также неполный и датирован возрастом в 35-75 тыс. лет, но в отличие от предыдущей находки имеет практически полностью сохранившуюся лицевую часть
Ныне он хранится в Лондонском музее естествознания, а его копия-слепок - в Гибралтарском музее
фотограф Anagoria
Его также можно рассмотреть на сайте Смитсоновского института:
Вот так герой нашего сказания два раза упустил свой шанс быть открытым :)
Но чтобы расставить все точки над Ё и немножко стала понятна такая, казалось бы, преступная небрежность тогдашних ученых мужей к открытиям, сделаем небольшое
Пока, со дня смерти Кювье и до открытия "допотопного человека" оставалось долгих 24 года :)
Но так ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос я скорее всего не сумею. Но вполне сумею отразить всю ту череду нелепостей и открытий, домыслов и фактов, что неотрывно следовали по пятам главного героя уже в наше, новейшее время.
Ну а начну, как всегда, из далека, т.е. из наиболее удаленного от нас по времени события :)
А было это так…
В далеком 1829 году, за 30 лет до опубликования эпохального "Происхождение видов", уже не молодой голландский доктор, а вскоре пионер палеонтологии, палеоантропологии, палеопатологии и геологии, Филипп-Шарль Шмерлинг (Philippe-Charles Schmerling)
отправляется в сельскую местность долины реки Маас (между Льежем и Юи) коммуны Флемаль провинции Льеж, что на северо-западе Валлонии, чтобы осмотреть больного горняка. Прибыв на место Шмерлинг, по рассказам, обратил внимание на шахтерских детишек, игравшихся какими-то большими костями. Кости эти вырыли горняки и, решив что они принадлежат похороненным когда-то здесь лошадям, позволили их растащить каждому любопытствующему. Но Шмерлинг был человеком образованным и, наверное, знавшим как выглядят лошадиные косточки. Поэтому, подробно расспросив очевидцев, любопытный доктор отправился на поиски. В последующие несколько лет он обшарил около 60 известняковых пещер в провинциях Льеж и Люксембург (не путать с одноименным герцогством ;) ). И улов был богатым…
Он нашел 7 человеческих черепов, много артефактов (кремниевых и костяных орудий), множество костей "носорога", "слона", "гиены"…
Но наиболее интересное открытие для нашего рассказа Шмерлинг сделал всё в том же, 1829, году в живописной долине, на границе Энжи? (Engis) и Лес Ави?р (Les Awires). "Une colline calcaire tr?s escarp?e, remplie de fentes et d'ouvertures." ("Очень крутой известняковый холм, полный трещин и отверстий.") - как позже описывал пейзаж сам Шмерлинг
фото Bel Adone от 24 сент. 2011 года
В холме исследователь обнаружил две пещеры: верхнюю и нижнюю. Сейчас они носят название "Гроты Шмерлинга" (Grottes Schmerling), но сам первооткрыватель называл их "Пещеры Энжи?" (Cavernes d’Engis), хотя в действительности они находятся на территории Ави?ра (дело в том, что обнаружив пещеры, Шмерлинг не сумел подобраться ко входу со стороны Ави?ра, ему удалось это сделать лишь со стороны Энжи? =) ). С тех пор, увы, нижняя пещера обрушилась, но это не помешало бельгийским властям объявить их объектами исключительной ценности для всемирного наследия человечества (указом муниципалитета Флемаль от 14 мая 1938 года)
Пещеры хранили в себе массу интереснейших находок, и среди них были найдены, во второй, ныне не существующей пещере, два черепа. Один был обыкновенный человеческий (датирован позже неолитом), поэтому его судьба нашего рассказа не касается, а второй…
А второй, маленький, необычной формы, похоже был разбит на некоторое количество маленьких осколков и не поддавался на то время идентификации ;)
Шмерлинг начинает углубленно изучать анатомию и геологию и в 1833-1834 годах издает двухтомник "Исследования ископаемых костей, открытых в пещерах провинции Льежа" (Recherches sur les ossemens fossiles d?couverts dans les cavernes de la province de Li?ge) - текст первого тома книги на openlibrary.org и на books.google.com: том 1, том 2 -, в котором подробно, с богатым графическим материалом, рассказывает о своих находках. Увы, но при всем богатстве иллюстраций мне не удалось обнаружить изображения второго черепа. Возможно это связано с его состоянием при обнаружении (можете сами попытаться тут). Хотя первый череп нарисован во всей своей красе сразу же на первом плейте.
В общем научный мир, взглянув на первый череп, и совершенно не заметив второго, двинул плечами и дальше продолжил заниматься своими делами. Ископаемых людей, мало чем отличающихся от современных, выкапывали и раньше, и у Шмерлинга, увы, в этом первенства не было. Поэтому, изданная на собственные деньги исследователя, великолепного качества книга почти не продавалась.
Страдающий от болезни сердца Шмерлинг через два года умер. Большая часть экземпляров его книги, так и не проданных, скупил в конце концов лавочник и использовал страницы на обёртки для товаров. Палеонтологическая же коллекция, оставшаяся после доктора, была выкуплена Льежским университетом и, по небрежности сотрудников, по большей части утеряна. То же, что осталось, в том числе и останки странного черепа, было забыто на долгие-долгие годы.
Время шло. Косточки валялись где-то в запасниках Льежского университета…
И вдруг, почти через четверть века после смерти Шмерлинга они чудесным образом попадают в поле зрения выдающегося английского ученого, основоположника современной геологии Сэра Чарлза Лайеля (Charles Lyell)
прекрасная графика пера Зденека Буриана из книги "Gro?e Entdeckungen" - "Великие открытия" 1962 года
как раз в то время работающего над своим последним крупным творением, представляющим собой свод всех накопившихся отрывочных данных о доисторическом человеке. В феврале 1863 года оно было издано под названием "Геологические свидетельства древности человека" (Geological Evidences of the Antiquity of Man). И на странице 81 главы V (под названием Post-Pliocene Period - Fossil Human Skulls of the Neanderthal and Engis Caves - "Постплиоцен - ископаемые человеческие черепа из пещер Неандерталя и Энжи?"), спустя 34 года после открытия (!), озаглавленный как "Фигура 2", мы находим первое изображение того "второго" черепа! :)
Вид сбоку слепка части человеческого черепа, найденного др. Шмерлингом среди останков вымерших млекопитающих в пещере Энжи?, что возле Льежа
В книге Лайель сообщает, что череп был сильно поврежден, но профессор Льежского университета др. Антуан Фредерик Спринг (Antoine Fr?d?ric Spring) с большой тщательностью его восстановил и сделал слепок, который и демонстрируется в книге. После чего дано подробное описание его особенностей и размеров.
Работа Лайеля привлекла внимание учёных и дала стимул к дальнейшим исследованиям в этом направлении, благодаря которым возникла впоследствии отрасль науки — доисторическая археология.
Так в том же 1863 году выходит в свет книга английского зоолога То?маса Ге?нри Ха?ксли (Thomas Henry Huxley)
1880 или ранее
"Доказательство места Человека в Природе" (Evidence as to Man's Place in Nature). На странице 140:
Череп из пещеры Энжи? - вид с правой стороны. Половина натурального размера.
На странице 147:
После чего о черепе почему-то опять забыли. И надолго…
В 1936 году, через 107 лет после открытия, череп опять каким-то чудесным образом попадается на глаза теперь уже польскому ученому, некоему G. Loth, который, заинтересовавшись находкой, предложил заведующему кафедрой палеонтологии Льежского университета, геологу Charles Fraipont провести дополнительные исследования. Результат превысил все ожидания!
Как оказалось, череп принадлежал ребёнку 3-4 лет отроду человека неандертальского вида (или подвида, таксономическая принадлежность неандертальского человека до сих пор чётко не определена), обнаруженный за 27 лет (!!!) до официального открытия неандертальца! Как высказался после профессор Парижской Академии Наук, палеонтолог Jean Piveteau: если бы открытие Шмерлинга было оценено своевременно, "человек из Неандерталя" назывался бы совершенно по-другому :)
Что касается самого черепа, то он, по древней археологической традиции, получил имя собственное - Энжи? 2 или Энгис 2 (Engis 2) - был всячески измерен, описан и датирован (приблизительно 30-60 тыс. лет до нашего времени) и имеет сейчас такой вид:
фото взято тут
Судя по следам надрезов на правой височной части лобной кости, явно с целью отделения жевательной мышцы, малыш скорее всего стал жертвой каннибализма :(
Но тем не менее сейчас он оцифрован и каждый любопытствующий в любое время суток может лицезреть его 3D модель на сайте Смитсоновского института (клик на картинке для перехода на страницу черепа):
Но, прежде, чем неандертальского человека открыли окончательно, произошло еще одно событие… ;)
1848 год. Гибралтар. В карьере, позади батареи Форбеса (Forbes' Quarry), ведутся взрывные работы - британские хозяева намеревались создать удобное место для новых артиллерийских позиций северной части Гибралтарской скалы. После одного из взрывов взору изумленных рабочих открывается пещера, а в ней человеческий скелет. Рабочие были люди бывалые, поэтому без особых раздумий выбросили несчастные кости с обрыва. На этом можно было бы ставить точку, если бы не одно но…
Но, в обличье офицера Роял Нэви, лейтенанта Флинта (Lieutenant Flint), слонялось рядом, и… наткнулось на свежевырытые кости. Флинт похоже был человеком образованным и с широким кругозором (не знаю как тогда, но сейчас это редкость и среди гражданских =) ), в результате чего череп привлёк к себе его внимание, т.е. показался слегка необычным. Не долго думая лейтенант прихватил находку с собой. Чуть позже, 3 марта 1848 года, Флинт представил этот череп собранию научного общества Гибралтара, секретарем которого являлся (ах вот оно что! я сразу подумал, что не всё с этим офицером чисто =) ), зачитав доклад "Представление секретарем человеческого черепа из карьера Форбеса, Северный Фронт" (Presented, a Human Skull from Forbes Quarry, North Front, by the Secretary), и передал местному музею, в коллекции которого череп и пролежал незамеченным аж до 1862 года. Затем вся экспозиция музея была вывезена в Лондон. Где череп и был впервые исследован британским морским хирургом, зоологом и палеонтологом George Busk
эскиз работы Thomas Herbert Maguire, 1848
и тоже только вернувшимся из Гибралтара шотландским ботаником, геологом, палеонтологом, палеоантропологом и просто доктором медицинских наук Хью Фальконером (Hugh Falconer) :)
В переписке между собой ученые мужи обсуждали возможное название "новооткрытого" гоминида, например проскакивало такое как Homo calpicus ("человек калпский", по древнему названию Гибралтара - Calpe). Сам же Фальконер называл его priscan pithocoid (что-то типа "древнего обезьяноида" :) ), и как результат мнения обоих ученых всецело совпали в том, что человеко- (или обезьяно-) подобное существо, хозяин черепа в общем, крайне примитивно :)
Через несколько лет после сей знаменательной переписки Busk выставил череп на Антропологическом Конгрессе в Норидже 1869 года. Где с ним (черепом т.е., а не Busk'ом :) ) одновременно ознакомились Томас Хаксли и французский хирург, этнограф, анатом и антрополог Поль Пьер Брока? (Paul Pierre Broca)
Последний, кстати, составил подробное его (черепа) описание.
После этого случая многострадальный череп опять не вызывал ни чьего интереса, аж пока в 1888 году в Galley Hill возле Лондона не отрыли очередного древнего человека. После чего гибралтарская находка почему-то опять заинтересовала ученые умы. И некто, по фамилии MacNamara, еще раз обследовав страдальца, определил, что он принадлежал неандертальской женщине. После чего внес его в одну группу с Galley Hill'ской находкой: "Galley Hill group" (хоть с современной научной высоты видно, что такое объединение неверно, т.к. Galley Hill'ский человек не был неандертальцем ;) ).
Ныне череп этот тоже имеет имя собственное: Гибралтар 1 (Gibraltar 1). Череп также неполный и датирован возрастом в 35-75 тыс. лет, но в отличие от предыдущей находки имеет практически полностью сохранившуюся лицевую часть
Ныне он хранится в Лондонском музее естествознания, а его копия-слепок - в Гибралтарском музее
фотограф Anagoria
Его также можно рассмотреть на сайте Смитсоновского института:
Вот так герой нашего сказания два раза упустил свой шанс быть открытым :)
Но чтобы расставить все точки над Ё и немножко стала понятна такая, казалось бы, преступная небрежность тогдашних ученых мужей к открытиям, сделаем небольшое
Лирическое отступление 1:
Какое отношение было в позапрошлом веке к ископаемым? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо взглянуть на проблему несколько глубже. Так уж приключилось, что много веков подряд главенствующей религией в Европе было христианство, основанное, как и его чуть более восточный и младший "брат" - ислам, на древнееврейских верованиях, и впитавший из них три простых истины: всё сущее на Земле (да и сама Земля впридачу) было создано Богом, акт творения продолжался ровно 6 дней и было это всего лишь несколько тысяч лет назад (сколько точно - в разных традициях разные даты ;) ). Чуть позже этот подход нарекут креационизмом (от Наибольшая же проблема в то время для натуралиста была описательная. Т.е. не в том дело, что он, натуралист, не мог описать окружающую его действительность, а в том, что обычно почему-то фигня получалась :) Вот пример. Если орла можно было с легкой душой причислить к птицам, а крокодила к гадам, то куда девать бедного василиска? :) Проблему сию удалось с честью решить шведскому естествоиспытателю Карлу Линнею (Carl von Linn?) "Nomina si nescis periit et cognitio rerum." - "Если не будешь знать имён, умрёт и познание вещей." - Мудро отметил ученый и создал биноминальную номенклатуру. Конечно же по его представлениям всё окружающее человека разнообразие оставалось неизменным. "Tot sunt species, quot ab inilio creavil infinifum Ens." - "Существует столько видов, сколько Бог создал их с самого начала." - Заявил однажды Линней. И его авторитета оказалось достаточно, чтобы никто в этом не сомневался. Прошло не так уж много времени и как-то вот так не к месту начали раздаваться изумленные возгласы: "Как? Почему?.." Необходимо было срочно всё разъяснить. Не отступая от догм конечно. Устав от многовековой борьбы со всякого рода свободомысленниками, Церковь умыла руки. Вся тяжесть естественно-научной схоластики в результате возлегла на хрупкие плечи ученых-современников :) И тут, как нельзя кстати, подоспел французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и просто работа Франсуа-Жубера Друа, 1753 Бюффон уже принимал положение, что земля когда-то была раскалённая. А раз она была раскалённая, значит она когда-то остывала. А почему бы ей не остывать не постепенно, а рывками. Словом раз, и на надцать градусов стала земля холоднее. От такого единоразового изменения температуры земная кора неожиданно должна ломаться, вздыбиваться, опускаться... Что приводило конечно же к ужасным катастрофам (землетрясениям, извержениям вулканов, наводнениям и тыды). А потом снова долгий период стабильности… Но… было одно "но". На такое остывание, по подсчетам Бюффона, необходимо было гораздо больше времени, чем оно было отведено на всё существование мира Библией. Тогда Бюффон предположил, что шесть дней творения - это собсно не 6 реальных дней, а 6 геологических эпох между последовательными остываниями и следующими за ними катастрофами. Это мгновенно многое объяснило, авторитет Святого Писания был спасён :) "Алилуйя!" - Вскричал научный мир и принялся лихорадочно расширять ставшую популярной теорию. Адептов сего модного течения в поименовали катастрофистами, думаю и так понятно почему :) Но и здесь не оказалось единства. Учёным мужам так нравилось спорить, что вскоре они разделились на два лагеря. Первые, которые выдвигали в катастрофах на первый план вулканическую активность, землетрясения, и выделяли горные породы, образованные землетрясениями и извержениями, назвали плутонистами (из латин Что же касается "взаимоотношений" между человеком и остальной живой природой, то Бюффон указывал на резкие различия между человеком и животным в области психики, допуская, впрочем, большое сходство в строении тел. Он был хорошо знаком с работами многих анатомов о сходстве между человеком и высшими обезьянами. Но, утверждал Бюффон, в отличие от человека животные не господствуют над своими более слабыми родичами, а пожирают их. У них нет речи, они не совершенствуют своих способностей. Поэтому, по мнению Бюффона, между человеком и животным существует непреодолимая пропасть. Вот так ;) Время шло и возникали всё новые и новые вопросы. Так "отец английской геологии" Уильям Смит (William Smith) работа Hugues Fourau, ~1835 года наблюдательно подметил, что ископаемые каждого геологического слоя, в котором они были обнаружены, как правило не повторяются в смежных, не заходят из одного слоя в другой, т. е. что с каждой катастрофой Так, бросив вызов сразу двум мировым авторитетам, в 1816 году Смит поспешил поделиться своим знаменательным открытием с научной общественностью, издав книгу "Слои, опознаваемые по упорядоченным ископаемым" (Strata Identified by Organized Fossils). За что благодарная публика и окрестила его Strata Smith, т.е. "слоённый Смит" :) Таким образом, шаг за шагом, даже приверженцы библейского "подхода" в геологии отходили от вековых догм. Наблюдения же Смита не остались незамеченными и, основываясь на них, следующий гвоздь Он так был увлечен изучением ископаемых останков, что его прозвали "костяным папой". Во время своих исследований Кювье заметил, что многие ископаемые животные отличаются от современных. Но при этом особи одного вида обычно очень мало отличаются друг от друга, зато сильно отличаются от других видов. Поэтому Кювье твёрдо уверился, что промежуточных форм между видами нет. Из наблюдений "слоённого Смита" Кювье сделал вывод, что в каждую геологическую эпоху, после каждой катастрофы (внимание! барабанная дробь и фанфары!) Бог вынужден был творить весь живой мир заново - так исчезали прежние виды растений и животных и появлялись новые, похожие на них, но не те, более совершенные. Время, считал он, было слишком коротко для превращения одних в других. Стало быть, серия катастроф уничтожала ископаемые виды, а новые существа были принесены миграциями. Книга об этом "Животное царство" (R?gne animal) в 4х томах вышла на следующий же после смитовской 1817 год. Ученый мир ахнул от столь революционных взглядов. Ну а как же иначе? По сути в своей теории Кювье признал Бога бракоделом и заставил его переделывать мир. Он заставил Бога постоянно трудиться!!! Но т.к. (а) тот самый учёный мир уже был готов к подобного рода заявлениям и (б) авторитет Кювье был непререкаем, то теория о многократно пересоздаваемом Богом мире была принята "на ура" и стала ключевой для течения катастрофистов. А где же в этой теории было место человека? Дык там где и всегда. В хвосте :) По Кювье, все нынешние существа, включая и человека, созданы в последнюю эпоху, соответствующую шестому дню творения по Библии. Т.е. была Библия права по крайней мере относительно последней эпохи творения: человек создан с последними, современными видами животных и растений, и его не было, не могло быть, когда жили вымершие ныне гигантские ящеры, мамонты и прочие ископаемые. Знаменитой стала фраза ученого, высказанная еще в далеком 1812 году, аккумулировавшая в четырех словах ВСЕ взгляды Кювье на генезис человека: "L’homme fossil n’existe pas" - "Ископаемый человек не существовал". Точка :) Непоколебимым последователем идей Кювье был знаменитый английский геолог и палеонтолог, член Лондонского королевского общества и декан Вестминстерского аббатства, Уильям Баклэнд (William Buckland), тот самый "юноша с ясным взором", открывший первого динозавра :) работа Томаса Филипса, 1833 кроме всего прочего известный как самый ярый катастрофист и приспособитель геологических открытий к Библии. Так в торжественной лекции, изданной в 1820 году как "Геологические доказательства или Объяснение связи между геологией и религией" (Vindici? Geologi?; or, The Connexion of Geology with Religion explained) и открывавшей его курс в Оксфорде, Баклэнд выражал убежденность в том, что главная цель геологической науки - "подтвердить данные религии и показать, что известные ей факты согласуются с описанием Сотворения мира и Потопа, которые мы находим в заповедях Моисея". В своих книгах "Свидетельства потопа, или Обзор органических останков, найденных в пещерах, разломах и дилювиальных наслоениях и других геологических феноменах, которые подтверждают реальность Всемирного Потопа" (Reliqui? Diluvian?, or, Observations on the Organic Remains Contained in Caves, Fissures, and Diluvial Gravel, and on Other Geological Phenomena, Attesting the Action of an Universal Deluge) 1824 года и "Геология и минералогия, рассмотренные в их отношении к естественной теологии" (Geology and Mineralogy considered with reference to Natural Theology) 1836 года издания он признавал изменения животного и растительного царств, но считал, что они происходили в сознании Бога, а в реальном мире мы находим лишь отражение этого процесса. Сильно. Прекрасное Баклэнд в своих исследованиях реконструировал многочисленные катастрофы, и все они как один (о, чудо!) оказываются едва ли не всемирными потопами. Их первопричиной геолог считал вулканическую активность, поэтому его и причисляют к вулканистам. Но под его лидерством катастрофисты наконец-то отошли от спора вулканистов с нептунистами и обьеденились под знамёнами дилювиалистов (от латинянского diluvium - потоп, наводнение, паводок), доказывающих реальность всемирного потопа. И было чего объединяться, ведь на горизонте показался их общий идейный враг… Но пока был он, враг, слабенький, всеми презираемый и совсем не страшный. Про опасность я вообще молчу. А имя ему было - эволюционизм. А началось всё с того, что в среде нептунистов появились, не побоюсь этого слова, отщепенцы, поставившие под вопрос саму катастрофичность развития. Их умозаключения были до зуда в зубах просты и логичны: осадки накапливаются медленно, не быстро и породы размываются, даже землетрясения не так уж сильно изменяют лицо земли. А вот если предположить, что все эти процессы происходят чрезвычайно долго, результаты могут накопиться очень разительные. Нужно только принять допущение, что все процессы в прошлом происходили с той же скоростью, что и сейчас… ;) В этом случае те же механизмы, которые действуют сейчас, способны за длительное время привести к таким переменам, для объяснения которых и были придуманы катастрофы. Идея эта в конце XVIII века после тщательного изучения эрозии речных долин и образования осадочных отложений в устьях рек пришла в светлую буйную голову шотландского естествоиспытателя, геолога, физика и химика, отца современных геологии и геохронологии, Джеймса Хаттона (James Hutton) работа Сэра Генри Ребёрна, до 1797 О чем он поспешить поведать миру в двухтомном трактате "Теория Земли, или Изучение законов, соблюдающихся во время построения, разложения и восстановления поверхности Земли" (Theory of the Earth; or an Investigation of the Laws observable in the Composition, Dissolution, and Restoration of Land upon the Globe). Первое издание было опубликовано в 1788 году, а в 1795 вышло второе, переработанное. Хаттон писал: "Нет принимаемых процессов, которые бы не были естественными для земного шара... Нет действия, которое нужно было бы признать, за исключением тех, о которых мы знаем их принцип". Вот так вот, с места, шашкой: нет чудес, нет гигантских катастроф, нет универсальных потопов :) И при этом Хаттон всячески уверял, что не помышляет отрицать существование Бога и начало мира. Интересно как он увязывал свою теорию с Библией? ;) Совершенно логично, что теория вызвала бурю протестов. Главный критик, президент Ирландской Королевской Академии Ричард Кёруэн, объяснял мотивы критики достаточно откровенно и вполне однозначно: "Меня ввергло в эти детали наблюдение, сколь фатальным является подозрение высокой древности земного шара для авторитета Моисеевой истории, и каковы последствия для религии и морали". Но не смотря на это теория получила право на жизнь, а методический принцип, лежащий в ее основе стали называть униформизмом (c англ. uniformity - однообразность, однородность, универсальность, в знак того, что законы природы универсальны) или актуализмом (нем. aktuell - актуальный, т.е. раньше действовали те же законы, что и сейчас). В соответствии с принципом на те результаты, которых мы можем сейчас видеть, потребовалось огромное время - многие миллионы лет. Река медленно размывает берега в одних местах, наносит отмели в других - так было, так есть. Ученых, примкнувших к ней, стали называть флювиалистами (от лат. fluvius - река). Получив такую неожиданную поддержку со стороны геологии, воспряли "отверженные" поборники эволюционных взглядов и в зоологии. К числу первых из них принадлежал и английский натуралист, врач и поэт Эразм Дарвин (Erasmus Darwin). работа Джозефа Райта, 1792 В 1794 году он издал книгу "Зоономия, или Законы органической жизни" (Zoonomia; or the Laws of Organic Life), в которой писал о постепенном развитии и совершенствовании живых существ. Закончил он ее словами: "Мир развивался, а не был создан: он начался постепенно с малого, увеличивался благодаря деятельности присущих ему основных сил и скорее вырос, чем возник благодаря всемогущему слову "Да будет!" К слову, в 1817 году эта книга была внесена в католический Индекс запрещённых книг ;) К подобным выводам пришел еще один "революционер" от науки, декан кафедры зоологии беспозвоночных в Парижском ботаническом саду, Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (Jean-Baptiste Pierre Antoine de Monet, Chevalier de Lamarck) Изучая растения и главным образом животных Ламарк сделал вывод, что, несмотря на большую изменчивость признаков, в животном мире все же существуют определенные единые основы. Такой вывод натолкнул его на мысль о постепенной эволюции животных видов (какой камень в огород Линнея! :)) ). Свою теорию он изложил в книге "Философия зоологии" (Philosophie zoologique) в 1809 году. Естественно, Ламарк не забыл и о человеке! О его эволюции он писал следующее: "Если какой-либо род обезьян, особенно род очень высокоразвитый, действительно был вынужден условиями или другими причинами отказаться от жизни на деревьях и если животные этого рода в течение многих поколений были вынуждены ходить только на ногах, то нет сомнения, что эти четверорукие существа в конце-концов превратились в двуруких и большие пальцы на их ногах стали непротивопоставленными, то есть не располагались теперь напротив остальных пальцев". И тыды. Дальше Ламарк описывал, как эти существа приобрели преимущество над всеми остальными путем изменений не только в строении тела, но и в психической деятельности. По-иному к тем же взглядам на эволюцию живых существ пришел другой выдающийся французский натуралист, основатель Парижского зоопарка Этьен Жоффруа Сент-Илер (?tienne Geoffroy Saint-Hilaire). работа Ambroise Tardieu, 1823 Изучая сравнительную анатомию и эмбриологию, он убедился, что основы строения живых существ едины и все они развиваются постепенно из основных форм, или основных типов. Важнейшей причиной отклонений от основного типа он считал воздействие внешних условий. Сент-Илер не забыл и о вымерших животных, считая, что среди них мы должны искать предков современных. А главным оппонентом эволюционистам, как нетрудно догадаться, был тот самый непревзойденный Кювье :) Кювье всегда энергично выступал против всех теорий о постепенной эволюции живых существ. Учение Ламарка он игнорировал, даже не упомянул о нем в своем докладе об успехах естественных наук. Лишь в некрологе на смерть Ламарка он мимоходом заметил, что это учение нельзя принимать всерьез. Правда, с Сент-Илером Кювье в конце концов в 1830 году в спор вступил и в течении 11 заседаний Французской Академии Наук добился перевеса по очкам, в результате которого его признали победителем :) То, что победу в споре одержал Кювье, совершенно не значит, что он использовал для этого только лишь собственный авторитет и другие "нечестные уловки". Не зря его до сих пор величают "отцом палеонтологии и сравнительной анатомии". Также как и не значит, что теория Сент-Илера в корне не верна. А всего лишь показывает, что теория на то время была сырая и недоработанная, имелись пробелы в теоретическом материале. Поэтому движение флювиалистов не умерло, а напротив, только набирало ход. Новым его лидером стал (несколько неожиданно) ученик Баклэнда (!), тот самый, Чарлз Лайель (еще не Сэр ;) ) вот такой он был, молодой Лайель :) неизвестный мне художник, ~1825 Он подхватил и довел до логического конца идеи Хаттона, заполнив недостающие пробелы и выразив свои взгляды в трехтомном труде 1830-33 гг. "Основные начала геологии, попытка объяснить прежние изменения земной поверхности ссылками на ныне действующие причины" (Principles of Geology, being an attempt to explain the former changes of the Earth's surface, by reference to causes now in operation). Но в любом случае позиции эволюционистов-флювиалистов были еще слабы и неуверенны. Миром правили креационисты-катастрофисты. Когда Кювье спросили, не найден ли допотопный человек, тот ответил: "Pas encore" - "Еще нет". Война продолжалась. Но пройдет время и захлёбывавшимся от безоружия эволюционистам подбросят патронов, при этом с совершенно неожиданной для них стороны, а "допотопный человек", гордо поднимет голову и расправит плечи, заняв ученное сообщество спорами и драками еще на полста лет :) Ну а пока… |
Пока, со дня смерти Кювье и до открытия "допотопного человека" оставалось долгих 24 года :)