На трассе крымского энергомоста российские археологи обнаружили уникальное захоронение, принадлежавшее автохтонным жителям западной части Северного Кавказа.
Учёные из Института археологии Российской академии наук во время раскопок на трассе энергомоста, идущего из Краснодарского края в Крым, нашли непотревоженный курган IX—X веков. Анализ найденных там предметов материальной культуры показал, что археологи наткнулись на крайне необычное захоронение культуры кремационных погребений, предположительно принадлежащей зихско-касожским племенам.
Кроме парадной конской сбруи с богато украшенными серебряными накладками, принадлежавшей знатному воину, найдено также оружие, утварь и крайне необычное для этой культуры украшение, аналоги которого в ранее обнаруженных подобных захоронениях не находили.
В кургане Карла Маркса, названном так по одноимённому хутору поблизости, оказались погребены останки 19 человек. Часть из них была захоронена трупосожжением, в то время как другая — трупоположением (не сожжёнными). Обычно такие похороны по разным ритуалам означают, что часть погребённых придерживалась одних религиозных представлений, а часть — других.
Сосуществование различных религиозных общин на одной территории до средних веков было нормальной чертой всего современного юга России. Отмечается, что на данный момент курган является самым северным захоронением этой культуры из известных археологам.
Самыми яркими из найденных предметов стали длинные серебряные ножны и сбруйный набор с серебряными литыми накладками. Входившая в него нагрудная бляха украшена орлом, несущим в когтях козла, и людьми, совершающими некий ритуал. На сбруйном наборе также показана геральдическая композиция из пары лошадей с крыльями.
Учёные отмечают, что для других могильников культуры кремационных погребений такие изображения ранее не были известны и скорее напоминают находки, сделанные в землях живших к востоку аланов. Парадная сбруя, как считают некоторые историки, была не просто украшением лошади, а "знаком отличия" конкретного предводителя отряда. На неё в бою ориентировались другие воины, используя сбрую как своего рода аналог современных воинских знаков различия.
О зихах и касогах, с которыми часто отождествляют культуру кремационных погребений, из письменных источников известно очень мало. Сами они летописания не имели. Русские источники упоминают, что Святослав в X веке во время захвата Белой Вежи (принадлежащей хазарам) среди прочих племен разбил и касожские.
Один из эпизодов борьбы русского Тмутараканского княжества с касогами отражён в "Слове о полку Игореве", где брат Ярослава Мудрого Мстислав Тмутараканский упоминается как победивший (не совсем честно) в личной схватке царя касогов Редедю и подчинивший его земли.
Поскольку, кроме этих отрывочных упоминаний, об этих народах мало что известно, любые находки такого рода имеют большое значение для понимания истории данного региона.
источник: http://oursociety.ru/news/na_trasse_krymskogo_ehnergomosta_najden_kurgan_ix_x_vekov/2016-06-05-1306
Источник: oursociety.ru