Суровые зимы в Крыму — не такая уж редкость. Самой холодной до недавнего времени считалась зима 1953–1954-го: тогда число дней с температурой воздуха ?10°С и ниже в крымском предгорье достигло 46. Однако зима 2005–2006-го, похоже, побила этот рекорд — по некоторым данным, таких дней в ней было 47. Но все же как самая свирепая в историю вошла зима 1911 года — газеты того времени окрестили ее концом света.
Автор фото: Кристина Иванюшкина
А начиналось все весело и мило. Газета «Русская Ривьера» сообщала, что 20 января в Ялте «с раннего утра при тихой погоде начал падать густой снег... Благодаря установившемуся санному пути... весь день по улицам города раскатывали на лихих парах и тройках веселящиеся ялтинцы». Но уже через несколько дней стало не до смеха — снег не прекращал идти, начались снежные бури. Ялту засыпало чуть ли не двухметровым слоем. В горных частях города и в окрестных поселках некоторые дачи и дома оказались полностью под снегом. Вскоре в глубоких сугробах оказался почти весь Крым, а морозы опустились ниже ?20 градусов. В Севастополе снежный ураган разбил городскую набережную и все ялики, шаланды и лодки, стоявшие в Южной бухте. Как свидетельствовали очевидцы, «ревело и стонало море, вздымая страшные волны, а ветер, что называется, рвал и метал, шатал громадные здания, в которых дребезжали оконные стекла. Вырывал с корнем старые крепкие деревья, валил телеграфные и фонарные столбы».
Севастопольская биостанция и аквариум, 1960-е.
Аквариум расположен на берегу моря, так что видеть такие штормы, как на этом фото, ему приходится нередко. В 1911-м стихия нанесла по нему серьезный удар. Сначала зимние морозы погубили большинство обитателей аквариума, а затем в марте сильная буря разрушила набережную около биостанции, разбив камнями наружные стекла аквариума
Целую неделю в Крыму, почти не прекращаясь, шел снег и дул ледяной порывистый северный ветер. Азовское море замерзло, и из Керчи в Тмутаракань можно было ходить по льду пешком. Замерзла и Керченская бухта, был отменен заход в порт пассажирских и грузовых пароходов. Почтовое сообщение между городами поддерживалось только на санях.
После небольшой передышки в феврале грянула вторая волна морозов, вторая снежная буря — и в Севастополе замерзли Артиллерийская и Южная бухты. В море во время штормов в январе и феврале погибло несколько крупных судов, более 15 потерпели аварию. Что уж говорить о небольших рыболовецких шхунах. 6 февраля газета «Новое время» писала:
Вблизи Феодосии, на рыбных промыслах Капсель, терпят бедствие, оставаясь несколько дней без пищи, свыше ста рыбаков, застигнутых штормом. Сильное волнение лишает возможности подать помощь. Попытка портового парохода доставить съестные продукты оказалась тщетной.
К концу февраля высота снега дошла уже до трех метров. Движение транспорта было прекращено (из-за заносов на железных дорогах поезда если и ходили, то с большими опозданиями), сообщение между городами стало невозможно даже на санях и верхом. Весь январь и февраль 1911 года стояли морозы и лежали глубокие снега, которые впоследствии привели к наводнениям и новым бедам.
Непривычные для Крыма холода стали причиной гибели людей. Вот лишь несколько сообщений из центральных и местных газет.
7 февраля, Ялта:
Гибель парохода „Штурман“, шедшего из Новороссийска в Ялту, теперь уже очевидна. Восемь дней о пароходе нет сведений. В числе погибших на этом пароходе — купцы Столбец, Бородкин и Спешнев. Пароход вез массу скота. Прибывающие моряки сообщают, что видели между Ялтой и Феодосией плавающие в море трупы быков и свиней.
8 февраля, Севастополь:
В море погиб баркас с восемью рыбаками.
9 февраля, Керчь:
Стоят редкие здесь морозы, доходящие до 20-ти градусов. На берегу Азовского моря, близ деревни Тарханы, подобраны трое охотников с отмороженными конечностями. В поле найдены трупы двух путников, сбившихся с пути во время последней метели.
13 февраля, Феодосия:
Небывалые на юге холода усиливаются. В Крыму морозы доходят до 28°С... На улицах находят замерзших извозчиков и разносчиков.
23 февраля, Севастополь:
Рядовой аккерманского отряда Иван Зайцев пошел с поста Темень в деревню Караджи. Свирепствовала сильная снежная метель. Исполнив важное служебное поручение, Зайцев, пренебрегая опасностью, пустился в обратный путь, но поста не достиг. Поиски оказались безуспешными. Полагают, что отважный слуга отечества замерз в степи, будучи занесен глубоким снегом.
Тяжело пришлось и животным. На улицах было множество замерзающих птиц, на которых еще и норовили поохотиться мальчишки. Жители Ялты с возмущением обращались в городской отдел общества покровительства животным:
На набережной нам пришлось наблюдать, как какой-то малыш-гимназист усиленно охотился на полуобмерзших жаворонков, группой расположившихся у ванного заведения Кожуриной на снегу. Только после энергичного окрика проходившего господина гимназистик оставил это отвратительное занятие.
В поисках пищи с гор спустились олени — их в ту зиму видели в районе Мекензиевых гор и Инкермана. А вслед за оленями пришли и волки. Они нападали на домашний скот, а жители, в свою очередь, организовывали облавы на волков.
Строительство Белого ливадийского дворца, зима 1911 г.
По договору, огромный императорский дворец в Ливадии должен был быть построен в рекордный срок — всего за 17 месяцев. Лютая зима едва не сорвала этот план. В январе 1911-го, когда дворец уже был подготовлен к внутренним отделочным работам, ударили сильные морозы, день за днем шел снег, так что скоро вся стройка покрылась огромными сугробами. Морозы отступили только в марте, но вплоть до мая стояла ненастная погода. В итоге стены так отсырели, что дворец пришлось просушивать с помощью мощного электрического отопления. Работы велись круглосуточно, и к намеченному сроку, то есть к сентябрю 1911-го, новый дворец был закончен.
Авиатор Пиотровский на аэроплане Блерио. Санкт-Петербург. 1911 г.
Холодная крымская зима 1911 года, как ни парадоксально, поспособствовала развитию отечественной авиации. Как сообщала газета «Новое время», 10 февраля «инструктор авиационной школы лейтенант Пиотровский применил лыжи к аппарату Блерио (такого типа, как изображен на фото. — Ред.) и произвел удачные взлеты со снега. Подобные опыты делаются впервые». 11 февраля, писала газета, «капитан 2-го ранга Кедрин, повторяя на биплане Соммера вчерашние опыты Пиотровского с лыжами, потерпел аварию: аппарат поломан, авиатор повредил лицо. Причина аварии — ветер и ослепляющее действие солнца». Таким образом, в феврале 1911 года в Севастополе были проведены первые в России официальные испытания самолетов с лыжным шасси. Позднее лыжные шасси стали использовать зимой для военных самолетов.
Между прочим
Пострадали от морозов и крымские сады — в них вымерзло почти 40% яблоневых деревьев. К счастью, 60% площади садов занимали местные сорта — они не пострадали от морозов и принесли урожай. Тогда-то Лев Симиренко и добился у Николая II разрешения на создание Салгирской станции садоводства (ныне Крымская опытная станция садоводства), чтобы сохранять и распространять местные сорта и породы плодовых культур.
Источник: crimeanblog.blogspot.ru