— внушительный археологический комплекс, расположенный в департаменте Исабель на юго-востоке Гватемалы. Весь сайт занимает три квадратных километра, при этом один квадратный километр приходится только на церемониальную площадь. Однако, несмотря на небольшой размер, руины древнего города представляют большую археологическую и культурную ценность, ведь в отличие от многих других поселений майя, основанных в третьем — четвертом веке нашей эры, Киригуа потрясающе сохранился. Примечателен он также и наличием огромного количества искусно выполненных каменных стел и скульптур. Именно поэтому сайт привлекает ученых и исследователей еще с начала прошлого века. В 1910-м году земля, на которой стоят развалины Киригуа, была выкуплена небезызвестной United Fruit Company, после чего на участке начались масштабные археологические раскопки, не прекращающиеся до сих пор.
Считается, что люди в данном регионе появились в период четвертого - второго столетия до нашей эры. Об этом свидетельствуют различные археологические находки в виде керамических изделий. Интересно, что видимо уже тогда в Киригуа проживали мастера, знающие многие секреты резьбы по камню. Вместе с глиняной посудой были найдены шестьдесят четыре статуэтки, а также нефритовая фигурка горбуна. Подобные изделия обнаружены и в соседних районах. Немного южнее Киригуа располагалось еще одно развитое майянское поселение — Копан, при этом архитектура и внутренняя организация этих двух древних городов очень похожа друг на друга. Анализы костей, найденных на обоих участках, а также изучение скульптур показало, что Копан и Киригуа были основаны вследствие расширения влияния Тикаля на юго-восток. Однако, согласно записям, сделанным на стелах самими майя, история города началась в 426-м году нашей эры, когда на престол взошел первый король Копана и Киригуа, Кинич Йаш Кук Мо. Из этих же надписей видно, что поселение изначально было подчинено своему южному соседу. Основной задачей Киригуа была защита торгового пути, проходившего по реке Мотагуа. Поэтому изначально он не получал существенного развития. Но уже в конце пятого века население города стало стремительно расти, появились первые скульптуры.
После этого, записи на стелах прерываются, поэтому современным ученым остается только догадываться, как в течении следующих двух столетий в Киригуа протекала жизнь. Предположительно, приостановка развития была вызвана проблемами Тикаля, связанными с напряженными отношениями с другим майянским городом, Калакмулом. Кроме того, планомерное разрушения одной из стел, а также ущерб, причиненный двадцати четырем статуям в самом Киригуа, косвенно указывают на то, что и на это поселение было совершено нападение. Помимо всего прочего, археологам удалось выяснить то, что в конце шестого или начале седьмого века в долине реки Мотагуа, где, собственно, и находится город, произошло сильное наводнение. Некоторые участки комплекса были полностью погребены под значительным слоем ила, вследствие этого видоизменился и первоначальный ландшафт участка. В связи с этим, как считают ученые, центр Киригуа был перенесен. Его границы определили с помощью нескольких скульптур, большинство из которых сохранилось до нашего времени. Именно период после наводнения считается возрождением Киригуа. В середине седьмого века начал усиленно строится акрополь, в том числе и поле для игры в мяч, архитектура всего поселения стала более разнообразной и утонченной.
Все это время Кригуа поддерживал отношения с Копаном, более того его правитель должен был подчиняться своему южному соседу. В 724-м году на престол Копана взошел Уаксаклахуун Убаан Кави, который назначил правителем Киригуа, Как Тилив Чана Йопаата в качестве своего вассала. Однако вскоре тот объявил себя Ахавом (политическая должность у майя, которая могла трактоваться, как «царь», «лидер»), бросив таким образом вызов Копану. Для поддержки своего, небольшого, по сути, поселения, Как Тилив заключил альянс с давним врагом Тикаля, Калакмулом. Тогда Киригуа смог открыто начать восстание против южных соседей. В 738-м году эти два города поменялись местами, правитель Копана был принесен в жертву. Это подняло авторитет королевской семьи Киригуа и вскоре город стал негласно считаться столицей юго-восточных владений майя. Историки называют именно этот период пиком расцвета города. После того, как Киригуа подчинил соседей, да еще и в обмен на открытый торговый путь стал получать некоторые ресурсы от Калакмула, в городе началось широкомасштабное строительство, огромное внимание было уделено до сих пор незаконченному акрополю, кроме того за дело взялись и мастера резчики, а также скульпторы. За каких-то пятьдесят лет в Киригуа появилось несколько сотен новых стел и статуй.
Как Тилив Чан Йопаата скончался только в июле 785-го года, в очень преклонном, особенно для тех времен, возрасте. Именно этому правителю Киригуа посвящено большинство статуй и стел. Престол занял Скай Хул, который предположительно являлся его сыном. По разным оценкам, его правление продолжалось от десяти до пятнадцати лет. В это время многие города майя уже находились в упадке, однако это не касалось Киригуа, в котором продолжалось строительство. Но судя по всему и у него вскоре начались проблемы. Об этом свидетельствует то, что стелы того периода значительно меньше, а также не так искусно выполнены, а значит у Киригуа были трудности с поставкой тех материалов, которые позволяли качественно выполнять резьбу. Однако, строительство акрополя продолжалось, в начале девятого века было возведено две большие структуры комплекса. В общем, можно с уверенностью сказать, что расцвет Киригуа продолжался примерно до 810-го. Именно этим годом датирована последняя стела. Историки связывают упадок города с закрытием торгового пути по реке Мотагуа. Однако некоторые эксперты считают, что Киригуа пал в результате войны, перенаселенности и, как следствие, истощения природных ресурсов. Также существуют доказательства проведения восстановительных работ после землетрясения. Тем не менее, точные причины упадка остаются неясными. Как бы то ни было, в середине девятого века, королевская семья и большая часть населения переехала в другое место. Вскоре развитое и процветающее поселение практически полностью опустело. Через сто лет здесь поселились племена, пришедшие с Юкатана и Белиза. Однако чего-то принципиально нового в архитектуру Киригуа они не добавили, более того некоторые статуи были уничтожены.
В целом, расцвет поселения длился в течение менее ста лет, но за это короткое в общем-то время, его жителям удалось создать прекрасный и развитый городской комплекс. В настоящий момент в Киригуа сохранилось более трехсот скульптур и стел. Самой внушительной из стел является композиция, вырезанная из цельного каменного блока, ее высота достигает десяти с половиной метров, ширина — полтора метра, а толщина — пять метров, вес плиты равняется шестидесяти тоннам. Как удалось доставить такой огромный валун в город до сих пор остается большой загадкой. Также удивительно и то, что майянские мастера, пользующиеся примитивными инструментами, могли создавать такую изысканную резьбу. Среди скульптур Киригуа встречается очень много изображений людей с головой животных. Такие монументы называют зооморфами. Предположительно, значительная часть статуй изображает Скай Хула и его предшественника. Надо отметить, что многие монументы выглядят пугающе, на некоторых вместо лица звериная морда, на иных цари и вовсе представлены в виде демонов с разинутой пастью из которой виднеется голова противника. Однако считается, что скульптуры использовались для поднятия популярности королевской семьи, а также для увековечения некоторых памятных дат и событий, ведь почти на всех статуях с обратной стороны есть надписи.
Еще одно отличие архитектуры Киригуа — то, что на многих стелах и монументах присутствует фронтальный вид человека, в то время как типичный майянский стиль предполагал изображение профиля, что несомненно, требует меньшего мастерства. Интересно, что и иероглифы, вырезанные на стелах, довольно сильно отличаются от принятых у майя. В Киригуа для записи использовались символы, изображающие людей и животных целиком, а в большинстве других городов в качестве иероглифов выступали только головы и верхняя часть туловища. Однако, самую большую археологическую ценность представляют многочисленные алтари, выполненные в виде животных. Многие ученые уверены, что алтарь и статуя зооморфа, находящиеся у самого входа во дворец, в конце церемониальной площади, являются самой красивой и изысканной месоамериканской скульптурой. Вся композиция вырезана на большом каменном блоке, два метра в высоту и три метра в ширину. Она очень красочно изображает языческого бога, выходящего из Шибальбы (преисподняя, расположенная под землей). Скульптура датируется 795-м годом, то есть она была создана примерно за пятнадцать лет до начала упадка.
В северной части Киригуа раскинулся величественный акрополь, выполняющий функции жилого и административного комплекса. Южные стены дворца украшены красивой резьбой, изображающей весь королевский род. К сожалению, сейчас большая часть акрополя лежит в руинах, но исследовав его планировку и развалины, археологи сделали вывод, что когда-то это был шедевр майянской архитектуры. Внутри дворца располагались просторные жилые помещения с каменными скамейками, ваннами и даже неким подобием ставень, загораживающих жаркое полуденное солнце. Кроме того, акрополь содержал несколько алтарей, использующихся не только в ритуальных, но и в медицинских целях. Естественно, все они богато украшены резьбой. К западу от дворцового комплекса располагалась площадка для игры в мяч, на ее стенах первый правитель Киригуа, Как Тилив, состязается в ловкости и быстроте с богом солнца. Интересно, что в акрополе жили не только цари, но и вся городская элита, в том числе и жрецы, хранившие древние знания. Поэтому стены дворца украшает майянский календарь и астрономические наблюдения, а некоторые археологи, расшифровавшие надписи на стелах, и вовсе склонны полагать, что они содержат описания событий, происходивших на Земле несколько десятков миллионов лет назад.
На сегодняшний день Киригуа является одним из самых хорошо сохранившихся майянских комплексов. Многие статуи и строения все еще стоят благодаря уникальной технологии и мастерству, тайны которых остаются нераскрытыми до сих пор. Загадочность и красота архитектуры Киригуа привлекает не только ученых, но и многочисленных туристов, которые приезжают сюда буквально со всего света. Тем временем такая популярность не всегда идет на благо, еще в начале прошлого века, многие пытались отломить от великолепных скульптур хоть небольшой кусочек на память. В результате значительная часть Киригуа была разрушена уже в наше время. К счастью, теперь комплекс находится под охраной ЮНЕСКО, которая включила его в список всемирного наследия еще в 1981-м году. Благодаря их усилием, все желающие могут любоваться на величественную архитектуру Киригуа, которая, по словам одного ученого, выражает победу человека над временем и материей, и торжество времени и материи над человеком.
Источник: vk.com