Исследование Теотиуакана
В июле 1520 года отряд конкистадоров, преследуемый восставшими ацтеками, достиг равнины, посреди которой возвышались несколько холмов, не похожих на творения природы. Кортесу было не до них - в отчетах королю нет ни слова о загадочных объектах. Он не ведал, что стал первым европейцем, посетившим легендарный Теотиуакан - «город богов».
Руинами величественного Теотиуакана в Мексике европейцы заинтересовались лишь в XIX веке. Однако исследовать их не спешили. О том, как выглядел город до раскопок, рассказал американский историк Уильям Прескотт:
«Памятники Сан-Хуана-де-Теотиуакан - вероятно, самые первобытные остатки древности во всей мексиканской стране. Они существовали, говорят предания ацтеков, еще до прибытия их в этот край... Две главные пирамиды были посвящены Солнцу, Тонатиу, и Луне, Мецли... Они были разделены на четыре этажа, из которых три до сих пор заметны, между тем как следы промежуточных ступеней почти все изгладились.
Сокрушительная рука времени не пощадила их, и коварная растительность... до того изменила первобытный вид этих памятников... что нелегко теперь с первого взгляда различить их пирамидальные постройки... Некоторые принимают их за естественные возвышенности, приведенные в правильный вид рукою человека...
Вокруг главных пирамид расположены в великом множестве меньшие курганы... Предание говорит, что они были посвящены звездам, и служили гробницами великих людей ацтекского народа. Они распределены правильно по обеим сторонам улиц, оканчивающихся у боков главных пирамид, обращенных к четырем странам света. Поле, на котором они стоят, называлось Микоатль, или Путь Умерших».
Мегаполис древности
В 1882 году французский исследователь Дезире Шарне осуществил в Теотиуакане первые раскопки. Через два года пирамидами заинтересовался Леопольдо Батрес, родственник Порфирио Диаса, и убедил диктатора назначить его попечителем археологических памятников Мексики. На Теотиуакан выделялись огромные средства.
В 1905 году Батрес начал реставрацию пирамиды Солнца. Рабочие удаляли грунт со скоростью 10ОО тонн в день! Землю и мусор увозили в вагонах по построенной для этой цели железной дороге. Тем не менее руины обнажались медленно, что доказывало древность построек. Финансирование вскоре прекратилось, работы свернули. Через несколько лет Диас был свергнут, и Батрес эмигрировал в Париж.
Одни считают, что он работал «честно, но непрофессионально». Другие называют методы раскопок варварскими. Батрес додумался снять внешнюю облицовку с северного, восточного и южного фасадов. Вместе с ней погибли барельефы и скульптуры, а расположенная внутри кладка стала размываться дождями. Сооружению грозил обвал, который удалось остановить лишь срочными защитными мерами. Кроме того, Батрес слегка «перестроил» пирамиду - добавил к ней не существовавшую ранее пятую ступень.
Деятельность самоучки «разбудила» профессионалов. В 1917 году раскопками в Теотиуакане занялся известный мексиканский археолог Мануэль Гамио. В 1930-х годах там работала шведская экспедиция, затем - мексиканские и американские ученые. Постепенно, шаг за шагом, перед исследователями открывался мегаполис древности...
Главные постройки Теотиуакана расположены вдоль почти пятикилометровой улицы, тянущейся с юга на север, - так называемого Проспекта Мертвых. С востока на запад город пересекал другой проспект, разделяя его на четыре части. На их пересечении располагался комплекс под названием Сьюдадела («Цитадель») площадью 4,5 га. В него входил знаменитый храм Кецалькоатля. Здание было выстроено на 22-метровом пирамидальном основании из шести платформ и украшено раковинами, изображениями пернатых змей и бога дождя. От храма сохранилось только основание
Пернатый Змей считался добрым божеством, но при раскопках обнаружили зловещие находки - останки людей, принесенных в жертву при закладке храма. Тела находились как внутри, так и снаружи, в лежачем или сидячем положении, с заведенными за спину, видимо, связанными руками, и были ориентированы по сторонам света. Количество жертв поражало - 134! Причем ученые считают, что их должно было быть вдвое больше -260, по числу дней ритуального календаря. В центре, в окружении даров и девятнадцати «спутников», был захоронен некто важный - возможно, правитель.
Храм Кецалькоатля - единственный, обнаруженный в южной части города. Исследователи считают юг «профанной», светской частью. В ней находились административный центр, дворцы правителя и знати, рынки, мастерские, жилые кварталы. Простые теотиуаканцы обитали в комплексах за стенами, которые не пропускали шум, удерживали днем прохладу, а ночью - тепло.
Комнаты без окон окружали внутренний двор, через который проникали свет и воздух. Подобным образом строились и дворцы знати, однако они были больше и пышнее, украшались колоннами и фресками, на которых изображались мифологические, бытовые, исторические сцены.
Север - сакральная часть города. Улица идет вверх, поэтому «небесная» часть выше «земной». Различаются и архитектурные постройки: на юге - горизонтальные приземистые здания, на севере - устремленные вверх пирамиды.
Над входом в подземный мир
Главная достопримечательность Теотиуакана - пирамида Солнца. Она расположена примерно посередине Проспекта Мертвых, с восточной его стороны. Ее высота -64 м, длины сторон основания -211,207, 217 и 209 м. На ее сооружение пошло около двух с половиной миллионов тонн камней и грунта. Предполагается, что стройкой занимались 15 тысяч человек в течение 30 лет!
Пирамида строилась поверх естественной пещеры. Ее обнаружили в 1971 году, совершенно случайно. Смотритель археологической зоны сел в тени пирамиды покурить и заметил идущую из-под земли тягу. Считается, что не только пирамида, но и весь город был построен из-за этой природной пещеры, которая почиталась древними как вход в подземный мир. А также служила источником воды - в ней находился родник. Когда ключ пересох, пещера стала центром культа. Потом доступ к ней перекрыли, однако легенды остались - они были живы еще в XIX веке.
Подземный проход находится под западным фасадом. Он тянется примерно на 100 метров в восточном направлении и достигает центра пирамиды. Естественная пещера доработана людьми. В плане она представляет цветок с четырьмя «лепестками» и двумя симметричными «листиками» на «ножке» - седьмом элементе. Считается, что подобная структура отображает «семь пещер» ацтекских мифов.
Российская исследовательница Галина Ершова сообщает, что в центре пещеры наблюдается необычный эффект: «Стоя в полной темноте с открытыми глазами, испытываешь странное чувство: создается впечатление, что в пещере светло! ...Тебя окружает какая-то серая мгла, в которой вот-вот начнешь видеть». Ершова назвала это явление «инфрасерым светом» и отметила, что его наблюдали и другие посетители.
У северного конца Проспекта Мертвых расположена пирамида Луны - почти точная, но уменьшенная на треть копия «солнечной». Ее высота составляет 42 м, основание -150 на 130 м. При этом из-за особенностей рельефа вершины пирамид расположены на одном уровне. На постройку святилища Луны пошло около миллиона тонн материалов. Пирамиды Теотиуакана завораживают. Возникает вопрос: кто их создал?
Во славу богов!
В наше время большинство исследователей признают, что пирамиды Теотиуакана построены между 150-250 годами нашей эры. Сам город возник около 300 года до нашей эры, а расцвета достиг к середине первого тысячелетия. В то время его размеры составляли около 30 кв. км, а население - 200 тысяч человек. Ученые считают, что Теотиуакан был настоящей древней сверхдержавой, подчинившей майя. Но в конце VII века он пал - на руинах видны следы пожара.
Когда ацтеки обнаружили развалины, они решили, что подобная работа не под силу людям. Предположили, что пирамиды строили гиганты, жившие на заре мира. Однако существуют и другие версии. В древней поэме говорится, что Теотиуакан основал неведомый народ, который хоронил под пирамидами умерших. Покойники в результате «превращались в богов». Подвергались трансформациям и сами боги.
Ацтекская легенда повествует: после очередной катастрофы боги собрались в Теотиуакане, чтобы создать Солнце и Луну. Выбрали двух кандидатов: надменного и богатого Тексистекатля и бедного, больного, покрытого язвами Нанауацина. Перед обрядом первый преподнес богатые дары, а второй мог предложить лишь кровь из своих ран.
Боги должны были броситься в костер и, сгорев, превратиться в светила. Тексистекатлю прочили стать Солнцем, однако он струсил: сделал четыре попытки, но не рискнул прыгнуть. Нанауацин не колебался ни мгновения. После этого решился и Тексистекатль, но опять сжульничал: прыгнул не в бушующее пламя, а с краю, в золу. Каждый получил награду по заслугам. Бедный отважный бог стал ярким Солнцем, а трусливый богач - тусклой Луной.
Теотиуакан во времена ацтеков был необитаем, однако почитался как религиозный центр. Говорят, что правитель империи приходил туда для совершения обрядов. Идти было не слишком далеко - древний город расположен в 50 км от столицы государства ацтеков Теночтитлана (ныне город Мехико).
Легенда подтверждается историками. Прескотт писал, что во времена конкисты в храме на вершине пирамиды лицом к востоку стояла статуя божества Солнца, вырезанная из цельного камня. Грудь истукана украшал золотой щит, отражавший лучи восходящего солнца. Обломки статуи находили еще в XVIII веке, а золотые украшения, скорей всего, были переплавлены конкистадорами.
Неведомые зодчие
Когда европейцы «открыли» Теотиуакан вновь, возродились и вопросы о его создателях. Чаще всего эту честь приписывали загадочным древним народам - ольмекам и тольтекам. Вторая версия казалась предпочтительнее. Ведь тольтеки, по ацтекским хроникам - легендарный народ мастеров. Теотиуакан отождествляли с Толланом -столицей легендарного Кецалькоатля, - расцвет которой приходился на X век.
Но возникали и сомнения - в мифах нет ни слова о гигантских пирамидах. Историки полагают, что подобные сооружения не могли ускользнуть из легенды. Наоборот - они росли бы в устах сказителей, достигая фантастических размеров.
В 40-х годах прошлого века выяснилось, что Толлан - это Тула в штате Идальго, а Теотиуакан оставили раньше X века. Тем не менее и по сей день кое-кто из специалистов полагает, что «городом мастеров» был Теотиуакан, а не сравнительно бедная Тула. Самая известная последовательница этой теории - мексиканская исследовательница Лоретт Сежурне, которая в 50-60-х годах XX века обнаружила при раскопках Теотиуакана здания с великолепными росписями. По ее мнению, город был посвящен Кецалькоатлю, а его планировка, изображения на фресках и рельефах передают миф о Пернатом Змее.
В наше время твердо установлено, что теотиуаканцы -не тольтеки (они пришли после гибели города), но кем были строители пирамид, неизвестно. Мы не знаем, как называл себя древний народ, на каком языке он говорил, какое имя дал родному городу. Теотиуакан - ацтекское название, Хонохвиц - майяское. Как называли «мегаполис» жители - одна из многих тайн загадочного города.
Есть и те, кто относит создание города к более далеким, «допотопным» временам. Они сравнивают пирамиды Теотиуакана с египетскими, находят в них сходства и заключают: оба комплекса построены доисторической цивилизацией, которая хотела передать потомкам информацию, зашифрованную в астрономических и математических символах.
Шотландец Грэм Хэнкок утверждает, что планировка Теотиуакана представляет собой модель Солнечной системы. Кроме того, пирамида Солнца служит астрономическими часами: в дни равноденствия солнечные лучи, направленные с юга на север, вызывают в полдень постепенное исчезновение абсолютно прямой тени на одной из нижних ступеней западного фасада. Отношение периметра основания к высоте сопоставимо с параметрами пирамиды Хеопса: 4 «пи» у мексиканской пирамиды и 2 «пи» у египетской.
Хэнкок считает, что и пирамиды в Гизе, и Теотиуакан, и ряд других сооружений древности - послание «цивилизаторов», потомков неизвестной нам культуры, существовавшей десятки тысяч лет назад и уничтоженной природным катаклизмом. Автор помещает ее в Антарктиду, которая, по его словам, тогда располагалась в более теплых широтах и была лишена ледяного покрова.
Ученые относятся к таким «теориям» скептически, однако признают, что в дилетантских изысканиях есть и рациональное зерно. Астрономические и математические познания древних нельзя недооценивать. Но зацикливаться на «цифровой символике» не стоит - за века размеры сооружений изменились: их перестраивали, ломали, реставрировали люди, разрушали природа и время.
Татьяна ПЛИХНЕВИЧ
Источник: paranormal-news.ru