В переводе на русский Гунунг Паданг означает «светлая гора» или «гора света». Есть и более сложный перевод - «гора просветления». С древности эта вершина на индонезийском острове Ява почиталась местными жителями как священная. В конце XX века на ней начались серьезные археологические изыскания. И они принесли сенсацию.
На индонезийском острове Ява есть легенда. Мифический король Силаванги, правивший примерно за 1500 лет до нашей эры, якобы за одну ночь построил на вершине священной горы Гунунг Паданг дворец. И оттуда наблюдал за звездным небом. Европейцы узнали об этой священной горе в начале XX века. Тогда они еще не предполагали, какие удивительные сюрпризы она преподнесет.
Загадка правителя
Самыми древними пирамидами на Земле считаются египетские пирамиды. Следом за ними идут пирамидальные постройки Центральной и Южной Америки. Там, в девственной сельве, скрытые тропической растительностью, притаились ступенчатые пирамиды, которым тоже очень много лет. Вообще, как оказалось, в древности пирамиды строились чуть ли не по всей планете.
А там, где ландшафт не равнинный, а всхолмленный, пирамиды заменяли горы. Вполне может быть, что архетип пирамиды и есть на самом деле гора. Древние строители, предки которых молились своим богам на горных вершинах, возводили искусственные горы - пирамиды.
С площадок на вершинах усеченных пирамид жрецы наблюдали за ночным небом и сообщали рядовым согражданам волю богов. Одни пирамиды строились из камня, другие - из земли. Стоять на вершине пирамиды означало, прежде всего, быть поближе к богам. Насыпные пирамиды становились усыпальницами правителей.
В XX столетии у многих исследователей случилось своего рода «прозрение». Пирамиды стали сплошь и рядом видеть в самых обычных горах. Так появились на свет, например, сделавшие сенсацию «боснийские пирамиды», которые как были горами, так ими и останутся.
Хотя в древности среди прочих люди особо выделяли те вершины, которые имели форму, приближенную к строгой геометрической фигуре. Недаром священной горой на Тибете стала гора Кайлас.
Гора Гунунг Паданг на Яве тоже пирамидальная. Она с древности использовалась для медитации и астрономических наблюдений. Будучи расположенной на высоте 885 метров над уровнем моря, сама она невысока - едва выше 200 метров.
До 1914 года эта индонезийская вершина никого не интересовала. Ява была голландской колонией, колонизаторов больше волновали вопросы управления и поддержания порядка, чем местная история. Но наконец до Явы докатилась мода на археологию.
Несколько археологов записали легенды туземцев и попробовали связать их с реальными географическими объектами. Гунунг Паданг нередко в этих легендах упоминалась. И связаны они были с мелким туземным царьком Силаванги, которому приписывались многочисленные чудеса. Якобы он умел оборачиваться тигром, перемещал по воздуху каменные глыбы и однажды занялся постройкой дворца на вершине священной горы.
Голландские археологи решили проверить соответствие мифа исторической правде. И при поверхностном осмотре обнаружили на вершине установленные в определенном порядке базальтовые монолиты. Склоны горы тоже были усеяны многочисленными монолитами. Больше всего их на восточной стороне.
Патриотичная археология
В археологических отчетах указано, что на южной стороне горы находится пять террас с монолитами. На восточной - 100, размером 2x2 метра. На западной, нерасчищенной стороне монолиты скрыты кустарником и землей. А от основания горы к вершине построена каменная лестница шириной 1,5 метра.
Какую картину увидели археологи в 1914 году, мы не знаем. Известно только, что местные жители не только отправлялись почтить память предков на вершину по упомянутой лестнице, но и выращивали на склонах священной горы сельскохозяйственные культуры.
Поэтому неудивительно, что базальтовые монолиты с полей убирали -скидывали в непригодные для обработки земли места. И сегодня Гунунг Паданг напоминает оскверненное хулиганами кладбище - камни разбросаны по ней, как поваленные могильные плиты.
Археологи составили отчет и отослали его в Департамент древностей, где он пролежал под сукном долгие годы. Отчет с Явы в 1914 году никого не мог заинтересовать, даже ученых. В Европе началась Первая мировая война. За ней последовала Вторая мировая, и до отчета исследователи добрались лишь в 1949 году. Но и тогда ученым было не до Явы.
Отчет археологов о находке отчета 1914 года прождал своего часа до 1979 года. Лишь тогда на Яву наконец-то отправили экспедицию. На вершине горы провели разведочные раскопки и подтвердили, что там находится мегалитическое сооружение. Но ни о какой «горе-пирамиде» в 1979 году пока что и речи не шло.
«Перерождение» горы в пирамиду произошло уже в XXI столетии. На исследование горы были брошены передовые технологии, начиная с простого картографирования, исследования магнитометрами и эхолокаторами, вплоть до глубинного бурения. Главным энтузиастом идеи «горы-пирамиды» стал индонезийский археолог Дэн Натавиджая. Он сразу заявил, что гора слишком правильной формы для естественного объекта.
В пыльных архивах Натавиджая сделал еще одно открытие - король Силаванги не мифическая, а историческая личность. Портрет этого короля якобы даже висел в султанском дворце Индонезии! Кто ж поспорит с таким «доказательством»!
Натавиджая тут же провел радиоуглеродное исследование мегалитов с горы. Изотоп С14 подтвердил - они родом из 1500 года до нашей эры. За радиоуглеродным анализом последовали буровые работы. Последующие методы датировки показывали 3500, 9500 и даже 22 тысячи лет...
Шансов египетским пирамидам Натавиджая не оставил. Гора, заявил он, планомерно достраивалась в течение многих тысячелетий. В ходе работ он обнаружил «обшивку» горы - многоуровневые полости и пустоты, наличие камер и цементные швы. Причем швы были датированы все той же незапамятной древностью.
Нашел он и металлические артефакты в эпоху, когда человечество еще не знало плавильной печи. Один из артефактов Натавиджая быстро определил как часть древней электростанции. Изготовлены эти артефакты, сообщил Натавиджая, из меди и золота и относятся к XXVI тысячелетию до нашей эры.
В поисках Атлантиды
Тут Дэну стали активно возражать искатели внеземных цивилизаций. Они тут же с возмущением заявили, что индонезиец скрыл от общественности факты наличия в артефактах инопланетных металлов. Разумеется, по их версии, Гунунг Паданг есть не что иное, как потерпевший крушение инопланетный корабль, а артефакты - приборы с этого корабля.
В спор уфологов с патриотично настроенным археологом вмешался президент Индонезии. Он тут же выделил на проведение исследований значительную сумму денег. Натавиджая не замедлил откликнуться новой версией на тему «горы-пирамиды»: вполне возможно, что она - осколок упомянутой Платоном Атлантиды. А уж если не Атлантида, то кусочек Лемурии или континента Му.
Правда, далеко не все индонезийские ученые согласны с ним. Геолог Бронто уверен, что Гунунг Паданг имеет обычное для этого региона вулканическое происхождение, и нет никаких причин видеть в ней искусственную пирамиду. Тем более что до недавнего времени Гунунг Паданг относили именно к вулканическим горам.
А многочисленные мегалиты, разбросанные по склону, и вовсе не имеют к человеку никакого отношения. Это обычные для Индонезии осколки базальтовых жил, которые разламываются на «пальцы» правильной геометрической формы. Люди, конечно, использовали их для своей надобности. Даже сооружали из них постройки - например, примитивные святилища в эпоху палеолита.
О методах исследования горы ученые предпочитают не распространяться, иначе придется вступать в бессмысленный спор с околонаучной публикой. Использование радиоуглеродного метода для датировки камня всеми нормальными людьми считается не доказательством, а верхом глупости. Ведь этот анализ применим только к органическим останкам.
Так думают археологи из других стран, не индонезийские. Те подписали письмо президенту, в котором признали за горой статус рукотворной пирамиды.
По их мнению, пирамида строилась людьми и использовалась как место погребения. И на самом, так сказать, дне, на нулевом уровне, обязательно найдутся человеческие останки. Нужно только прокопать ее до основания. Тут умолкают и вулканолог, и геолог, и археолог, если они, конечно, не родом с Явы.
Николай КОТОМКИН, журнал "Загадки истории", 2016