Одним из символов Нижнего Тагила (Свердловская область) является Лисья гора, на которой стоит башня. Она расположена в историческом центре и является доминантой города. Круглый год с нее открывается отличный вид на город и окрестности. Её история интересна, здесь многое происходило в разные периоды времени.
Почему её не срыли как соседнюю гору Высокую? Все потому, что Лисья гора состоит из магматических пород – авгита и диабазо-порфиритов. Это пустяковые минералы, поэтому ничего ценного не представляют.
Однако месторасположение у нее отличное. Когда запрудили реку Тагил и образовался пруд, эта гора стала доминантой заводского поселения. У подножия пруд, с вершины открывается замечательный вид. К тому же едва ли не с первых лет основания заводского поселка у подножья горы размещался торжок, занимавший по размерам вполне приличную площадь. Поскольку с горы просматривался весь поселок, то на ней был дозор для наблюдения за пожарами и кочевниками. Изначально на горе стояла деревянная избушка.
Все изменилось в начале XIX века. Именно в это время на горе и появилась каменная башня. Считается, что дата ее постройки – 1818 год, о чём указывает надпись на чугунной плите в облицовке цоколя. Но так ли это? Есть версия о том, что Николай Никитич Демидов, который в то время был владельцем тагильских заводов и участником Отечественной войны 1812 года, хотел воздвигнуть часовню в честь победы русского народа над Наполеоном. Но этого не может быть, потому что в то время начался новый виток борьбы церкви против раскольников, сокращался штат священнослужителей и, разумеется, ликвидировались небольшие часовни. Церковь не могла разрешить построить часовню, а уж тем более освятить.
Самая правдоподобная версия установки башни на горе связана с одной историей любви. Это история любви Николая Никитича Демидова и баронессы Елизаветы Александровны Строгановой. Елизавета Строганова вышла замуж в декабре 1793 года за Николая Никитича Демидова, богатого промышленника. По воспоминаниям современников семейная жизнь не была гладкой. Ей нравилась светская жизнь и хотелось быть в центре внимания, привлекало все французское (галломания). Он - крупный промышленник, суров в домашнем быту, меценат. Тем не менее, их брак не был по расчету, как это казалось со стороны. Это подтверждает переписка супружеской пары.
Николай Никитич Демидов и Елизавета Александровна Строганова
В одном из своих писем мужу (1815-1817 гг.) баронесса вспоминала о начальном, счастливом периоде их совместной жизни, когда они посетили под Парижем дворец Во-ле-Виконт.
В письме Елизавета вспоминает, как они вместе любовались заходом солнца «…поднявшись по винтовой лестнице в ротонду на куполе», и предлагает «Николя» повторить это «приключение». Подобные воспоминания в письмах Елизаветы Александровны были одной из любимых тем и тут ничего необычного нет. Но вот любопытное совпадение: в башенке на Лисьей горе есть и винтовая лестница, и ротонда, и место, откуда можно любоваться заходом солнца.
27 марта 1818 году Елизавета Александровна Строганова-Демидова скоропостижно умирает. Несмотря на «негладкую семейную жизнь» и разрыв перед смертью Елизаветы, у супругов сохранились хорошие отношения. По архитектуре Лисьегорская башня очень похожа на венчающую ротонду дворца Во-ле-Виконт. Именно на этом воспоминании основано предположение о строительстве Лисьегорской башни в память об умершей Елизавете Строгановой-Демидовой и счастливых для четы Демидовых днях.
Дворец Во-ле-Виконт также известен тем, что здесь содержался человек в железной маске, и им являлся именно Николя Фуке, для кого и строили этот дворец. Маска эта на самом деле была не железная, а бархатная, и скрывали под ней известное всей Франции лицо. Кроме того, всем известная американская версия фильма о человеке в железной маске с Леонардо Ди Каприо в главной роли так же снимали именно в этом замке. В фильме Во-ле-Виконт был королевским дворцом, и все внешние сцены происходят на фоне ступеней или в парке.
Кадр из фильма "Человек в железной маске" (1998)
Изначально у башни на Лисьей горе было четыре входа, четыре портика и колонны. По крайней мере, именно такой архитекторы запечатлели ее на чертежах 1828 года. Но уже с 1851 года она имеет только один вход и, соответственно, один портик (навес над крыльцом). Именно в таком виде башня на Лисьей горе простояла большую часть своей истории и выглядит так сейчас.
Башня также использовалась как обсерватория. Якобы в начале XIX века Демидов стал интересоваться астрономией и наказал своим управляющим обустроить ему место для наблюдений за небесными телами. Доказательств этому, правда, немного. Одно из них - упоминание о наличии обсерватории в 1837 году. Тогда по России со свитой путешествовал 19-летний наследник престола, сын Николая I. Действующий император отправил наследника на знакомство со страной, которой ему предстояло управлять. 19-летнему юноше тогда не была столь интересна промышленность, но тагильчане нашли, чем удивить наследника – иллюминацией.
В спутниках у Александра Николаевича был воспитатель цесаревича, известный поэт Василий Андреевич Жуковский, оплакавший три месяца назад гибель друга Александра Сергеевича Пушкина, и адъютант-полковник Семен Юрьевич. И если великий поэт очень сухо описал поездку в Нижний Тагил, то С.А. Юрьевич очень подробно писал письма-отчеты своей супруге с пути следования. Он написал, что видел будущий император Александр II на Лисьей горе: «Высокая гора с обсерваторией, вся в ярком огне бесчисленного множества плошек, поразила глаза наши, уже привыкшие к блеску сего рода; все это отражалось в водах большого резервуара горных вод, и иллюминированный ботик посреди этих вод с хором музыкантов и певчих, игравших давно не доходивший до слуха нашего русский гимн Львова, довершал очарование наше. Великий князь с истинным удовольствием любовался одним и слушал другое. Ему усладительна была музыка сия...».
Раз доложили, что на Лисьей горе была обсерватория, значит так действительно было. Очевидно, что Юрьевич поинтересовался, что это за башня, и получил ответ, что это обсерватория и метеостанция. К тому же, Павел Николаевич Демидов продолжал все дела отца, и логично предположить, что башня на Лисьей горе строилась не как сторожевая, а для памяти и наблюдения (за звездами и небесными телами)... Подтверждение этому нашли в запасниках центральной городской библиотеки Нижнего Тагила: были найдены телескопы, компас и термометр XVIII-XIX вв. Кроме того, с августа 1835-го по апрель 1836 года с Земли можно было увидеть комету Галлея. И это могло быть одной из целей для постройки обсерватории. Также есть сведения о том, что ссыльный польский революционер Адольф Янушкевич - библиотекарь первой публичной тагильской библиотеки, проживавший в 1853-1856 годах в Нижнем Тагиле, занимался и метеорологическими наблюдениями в тагильской обсерватории.
Расположенная на самой высокой точке рельефа местности, Лисьегорская башня с 1850-х годов после ряда крупных пожаров на Нижнетагильском и Выйском заводских поселках, была перестроена и стала использоваться как пожарная каланча. Эти функции она выполняла с помощью особой системы сигналов - выбрасыванием фонарей и набатным звучанием колокола. Башня вновь стала дозорной… Она перестала нести эту службу с появлением пожарной каланчи на улице Александровской в начале XX века.
В советское время башня исполняла разные функции. В годы Гражданской войны она служила наблюдательным пунктом. В 1930-е годы ее облюбовали метеорологи, а в 1956 году на ней был оборудован телевизионный ретранслятор. Летом 1972 года Ярополк Лапшин снимал на Урале фильм по мотивам романа Дмитрия Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Часть съемок проходила в Екатеринбурге, а часть - в Нижнем Тагиле. Несколько эпизодов снимались как раз на Лисьей горе.
Кадр из фильма "Приваловские миллионы"
Сейчас Лисья гора и башня на ней просто символ города и место массовых гуляний, отсюда открывается живописная панорама города. Долгое время она стояла в запустении. Мне довелось побывать на Лисьей горе в 2013 году и башня была в печальном состоянии.
Ситуация улучшилась в 2015 году благодаря градоначальнику С.К. Носову. Уже весной 2015 года башню окружили строительные леса. На склоне горы выстроили лестницу из каменных плит, облагородили территорию вокруг. 6 августа 2015 года на высоте 265 метров над уровнем моря в Нижнем Тагиле открылся самый маленький музей страны. Обновлённая башня на Лисьей горе вместе с крохотной экспозицией внутри стала новым филиалом музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Площадь музея внутри всего около 13 м2, в трех углах по стеллажу с экспонатами об истории башни, в четвертом – чугунная винтовая лестница. К сожалению, из соображений безопасности, по лестнице на второй этаж башни подняться нельзя.
Отделка современная, но сохранились две 200-летние лиственничные балки и железобетонные конструкции, что навевает на мысль о параллели с Невьянской башней. Лисьегорская башня, как и Невьянская, построена Демидовыми, и обе как какой-то символ или память с многочисленным практическим применением.
Чтобы попасть в музей, нужно предварительно созвониться и договориться о посещении. Попасть в музей можно только по записи. На момент марта 2016 года цена составляла 60 рублей с человека. Телефон для записи в музей: (3435) 41-64-01.
Остается последний вопрос: а почему гора называется Лисьей? Долгое время гора называлась Лысой, потому что на ней ничего никогда не росло. Лишь на восточном склоне в 1975 году в честь 30-летия Победы ветераны посадили тополиную рощу. Ну а после того, как вышел роман Булгакова «Мастер и Маргарита» называть гору Лысой, было не совсем корректно. Традиционно во многих поверьях лысые возвышенности являются местом, на котором происходит шабаш ведьм. Поэтому слово «лысая» переименовалось на созвучное «лисья», тем более что лисы здесь действительно когда-то водились.
Источник: uraloved.ru