Пляжи в индийском штате Гоа всегда считались местом, свободным от медуз, способных нанести купальщику ожог, однако в этом году всё изменилось. Форумы пестрят сообщениями о сотнях пострадавших, многим приходится лечиться, уже вернувшись домой. Почему райский курорт стал таким опасным местом, разбирался журналист Лайфа Михаил Котов.
В 2006 году по туристическим форумам разных стран волной прокатилась история российского туриста, погибшего 22 ноября 2005 года на пляже в Гоа от укусов медуз. История вообще вышла жуткая, всё произошло на глазах у его жены, которая, нежась на пляже возле пятизвёздочного отеля, увидела, как её муж пытается выскочить из моря, кричит, падает, встаёт из последних сил, бежит и снова падает на песок в судорогах. На его животе и груди были яркие ожоги, которые жене показались порезами или отверстиями размерами с рублёвую монету.
Мужчине парализовало руки, он начал задыхаться. Всё его тело покрылось синими пятнами. Он дышал всё слабее с каждой минутой. Почти полчаса жена держала его за руку, пока он в мучениях умирал, а рядом не нашлось никого, кто бы мог помочь. Скорой помощи не было, кто-то вызвал такси, куда мужчину неспешно отнесли индийцы и оставили до выяснения обстоятельств. Там мужчина и умер.
Дальше был морг, где ушлые местные врачи написали причину смерти — утопление, а затем череда выматывающих и столь же бесполезных попыток выбить из страховой хотя бы что-то. О случившемся в 2005 году туристы разных стран говорили скорее как о страшной истории, что рассказывают на ночь, нежели о реальном событии, которое может случиться с каждым.
Всё дело в том, что Гоа считается едва ли не единственным пляжем в мире, чистым от медуз. Где взрослые и дети могут спокойно резвиться в воде, не боясь почувствовать под собой скользкое, неприятное нечто, а затем ощутить жгучую боль в теле и немеющие мышцы. Получить ожоги, которые могут сойти за считаные минуты, а могут держаться месяцами. В таком случае гарантированы незаживающая кожа и постоянные лекарства, которые почти не помогают и могут разве что снять боль.
Вернее так: Гоа считался местом без медуз, вплоть до сезона 2016 года, когда их нашествие стало практически бедствием, а больницы заполнили люди с ожогами. Форумы пестрят жутковатыми историями, многие из которых заканчиваются госпитализацией и длительным лечением в России, уже по возвращении. Объяснить, почему медуз стало так много, не может никто, и история 2006 года уже не кажется придуманной страшной сказкой. Как вообще такое могло произойти?
Из жизни медузоидов
Медуза — это не отдельное животное, а лишь фаза жизненного цикла многоклеточных животных, называемых стрекающими, или книдариями (Cnidaria). Они образуются в результате почкования полипов и размножаются половым путём, давая начало свободноплавающим личинкам — планулам. Некоторые медузы пошли ещё дальше и размножаются почкованием или делением.
Это красивые существа, висящие в море... куполами. Фотографии медуз завораживают, а их неспешное движение на волнах напоминает танец. Тело медуз на 98 процентов состоит из воды, а перемещаются они за счёт сокращения мышц стенки колокола. Но не стоит забывать, что медузы — это хищники, они питаются икрой, планктоном, креветками и даже рыбой.
Для того чтобы охотиться, медузы используют книдоциты, или нематоциты (специальные стрекательные клетки), парализующие или умерщвляющие жертву, которую медуза впоследствии съедает и переваривает. Книдоциты большинства медуз не способны пробивать кожу человека и используются только для охоты на мелких животных. Однако у некоторых видов отростки стрекательных клеток могут легко проникнуть сквозь наш кожный покров и ввести туда яд. Книдоциты содержат очень небольшой объём яда, зато он чрезвычайно сильный: в одном из опытов разряд единственного нематоцита убил личинку мухи дрозофилы, которая больше него в несколько сотен тысяч раз.
В этом году Гоа, согласно сообщениям очевидцев, подвергся атаке множества медуз. Судя по описаниям — от небольших, до полуметровых "тазиков" грязно-жёлтого или ржавого цвета (представители отряда корнеротов (Rhizostomeae)), эти существа обожгли уже сотни человек. И если для кого-то всё обошлось "парой часов покалывания и покраснения", то, судя по форумным сообщениям, для большинства отдыхающих встреча с медузами закончилась гораздо печальнее.
В нашей части пляжа ежедневно 2—3 человека с ожогами. Не говоря об этом южноафриканском мальчике, который просто упал с кайта в ИХ СТАЮ!! Но это было не у берега. И там вообще шёл вопрос, выживет ли он. Потому что когда большое количество яда попадает, то может быть парализация мышц, остановка дыхания, это очень опасно
пользователь форума oogoa.ru
Всё больше и больше
Причин, по которым медуз стало так много, может быть несколько. Стоит выделить две основные: это изменение климата и эвтрофикация. Климат меняется по всей планете, и животные гораздо более чувствительны к его изменениям, чем люди. Например, совсем небольшой смене подводных течений, которые в свою очередь ведут к изменению температуры и солёности воды возле пляжей Гоа. Более комфортная среда обитания привлекает, пусть и медленно, но верно, мигрирующих медуз в эти места.
Вторая причина — это эвтрофикация и насыщение воды биогенными элементами. В первую очередь биопланктоном (один из видов эвтрофикации известен всем как "вода зацвела"), может происходить и увеличение зоопланктона. А раз корма становится больше, то и медуз в этом месте прибавляется.
Одна из медуз-корнеротов (Nemopilema nomurai ) достигает чрезвычайно крупных размеров — до двух метров в диаметре и веса до 200 килограммов. В осенние сезоны 2002—2004 годов у берегов Японии наблюдались вспышки численности медуз этого вида. Крупные медузы забивали сети, чем наносили серьёзный ущерб рыболовному промыслу страны. В качестве возможных причин явления рассматривали эвтрофикацию и интенсивное строительство в прибрежной зоне Корейского полуострова и востока Китая. Другие учёные указывали на повышение температуры воды в этих местах. В общем, ситуация очень похожа на сложившуюся в Гоа.
Индийское безмолвие
Хуже другое: индийские власти не делают ничего для того, чтобы справиться со сложившейся ситуацией, и надеются, что, если море принесло медуз, то оно же и позаботится о том, чтобы вернуть всё в прежнее русло. Не проводится изучение ситуации, более того, пока даже точно неизвестно, что же это за вид медуз. Туристы по форумам делятся фотографиями и пытаются понять, что делать в случае получения ожога.
В то же время скорая, по словам туристов, может ехать до пляжа минут сорок и надеяться можно только на себя. Спасатели и местные хозяева отелей и баров на пляжах скупили весь запас шприцов с дексометазоном, на случай если понадобится помощь. Также активно используются народные методы, такие как соль и сок лайма или уксус. Однако врачи напоминают, что в случае поражения место ожога надо мазать мазью с содержанием кортизола (гидрокортизоном) или троксевазином.
Самое главное — это не заниматься самолечением, а обращаться вовремя к врачу, желательно в нормальной клинике (часто местные врачи машут рукой, уверяя, что пройдёт само). Это не так, и степень поражения сильно зависит от восприимчивости организма к яду. Тринадцатилетнюю Сашу столичные врачи выхаживают в клинике, куда она поступила с ожогом, полученным от контакта с медузой на пляже в Гоа. Индийские врачи отмахнулись, сказав, что пройдёт само, а девочка вернулась в Россию, и ей стало хуже. В итоге ситуация едва не дошла до ампутации.
Лайф предупреждает, что в случае ожога, полученного от медузы, следует смазать место укуса мазью — гидрокортизоном или троксевазином — и иметь с собой антигистаминные препараты на случай возникновения аллергии. Не стоит применять уксус и сок лайма: от яда одних медуз это помогает, в случае же укуса, например, "морской осы" это сильно ухудшит ситуацию. При острой боли и ухудшении самочувствия нужно немедленно вызывать скорую. В случае сильной реакции организма на яд дело может дойти до ампутации или даже смерти. Шутить с этим нельзя.
Самые опасные
И хотя пока непонятно, какая же именно медуза ведёт планомерную осаду пляжей на Гоа, можно порадоваться, что она не входит в тройку самых опасных для человека. Есть медузы, даже короткое прикосновение которых может легко убить.
Одна из наиболее известных — это португальский кораблик (Physalia physalis), строго говоря это не медуза, а колония медузоидных особей из отряда сифонофор. На одном конце кораблика есть пузырь, заполненный газом, который удерживает его на поверхности. Ловчие щупальца представителей этого вида несут огромное количество стрекательных клеток, яд которых опасен для человека. Три пляжа острова Пхукет в Таиланде были закрыты властями из-за нашествия физалий в сентябре 2016 года, впоследствии был закрыт и четвёртый.
Очень опасна медуза ируканджи (Carukia barnesi). Она водится в Тихом океане и совсем маленького размера (всего 10—12 сантиметров), однако необычайно ядовита. Яд при действии на человека вызывает целую цепь симптомов (таких как сильная головная боль, боли в спине, мышечные боли, боли в области живота и таза, тошнота и рвота, потливость, беспокойство, гипертония, тахикардия и отёк лёгких), называемых синдром ируканджи, и в отдельных случаях способных привести к смерти (чудовищная боль по всему телу, длящаяся около суток). Учёные бьют тревогу, из-за глобального потепления и повышения температуры воды в мировом океане, ареал распространения этих медуз неуклонно расширяется.
Еще очень опасна "морская оса" из класса кубомедуз (Chironex fleckeri), распространённая у берегов Северной Австралии и Индонезии. Они бледно-голубого цвета и практически прозрачны. Последнее обстоятельство создаёт дополнительную опасность для пловцов из-за того, что медузу бывает чрезвычайно трудно увидеть. Ожоги кубомедузы вызывают мучительную боль и способны убить человека.
Как полагают, за последние 100 лет ожогами кубомедузы были вызваны до 100 смертей. Известны случаи, когда человек погибал уже через четыре минуты после ожога. Возможно, именно встреча с кубомедузой привела к смерти россиянина в 2005 году, о которой мы рассказали в самом начале статьи.