Далеко на северо-западе, там, где теплый, как парное молоко, Гольфстрим встречается с ледяными водами Лабрадорского течения, притаился загадочный остров Сейбл. Это, конечно, не Бермудский треугольник, но, тем не менее, одна из наиболее известных аномальных зон земного шара.
Гиблое место
Остров Сейбл протянулся на 24 мили с востока на запад. До ближайшего порта — канадского города Галифакс — примерно 110 миль на юго-восток. Это загадочное, мрачное и таинственное место бывалые моряки называют «гробницей Атлантики».
В чем дело? Какие жуткие тайны скрывает овеянный мрачной славой остров? Отчего по всем морям и океанам с незапамятных времен идет о нем среди мореходов дурная слава? Почему они стараются никогда не называть остров его именем, а предпочитают называть его «островом кораблекрушений», «гробницей Атлантики».
Загадка Сейбла давно заинтересовала ученых. Еще в начале XX века они установили, что западная оконечность острова постоянно подвергается воздействию сильного морского течения. Поэтому гонимые ветром волны мощными монотонными ударами, не прекращающимися ни на минуту неизвестно сколько тысяч лет, методично размывают берега. Зато на восточной оконечности острова все происходит с точностью до наоборот: там, словно живая ткань, постоянно растут новые и новые песчаные наносы, которым, казалось бы, по логике вещей и законам физики просто неоткуда взяться. Но они растут!
Самое любопытное, что в результате этих процессов, суть которых остается для ученых загадкой, длина «гробницы Атлантики» на протяжении сотен лет не меняется! Но сам остров, подобно жадно высунутому гигантскому языку, медленно, но верно, словно имея четкую цель, постоянно движется в восточном направлении. За последние 200 лет остров «прополз» более 10 морских миль (1852 м)! Средняя скорость продвижения острова составляет примерно 200 метров в год!
Не только это озадачило ученых: дело в том, что любой остров — это вершина подводной горы. Сама же гора находится на одной из гигантских тектонических плит, из которых состоит вся наша планета. Поэтому Сейбл должен «дрейфовать» не быстрее, чем тектоническая плита, на которой стоит остров. А средняя скорость их движения измеряется несколькими миллиметрами (иногда больше) в год. Но никак не 200 метров.
Кроме того, высота острова над уровнем моря остается незначительной и не изменяется — Сейбл издали незаметен с идущих мимо кораблей, особенно при высоких волнах. Загадочное и абсолютно непонятное явление природы? Но природы ли, и если природы, то какой?
Все это — минимальная высота над уровнем моря, постоянное, слишком быстрое перемещение, удивительно коварные песчаные мели и рифы да еще невыразимо мерзкая погода: большая часть дней в году здесь не обходится без нудных, холодных дождей и подаренных Гольфстримом густых туманов, — составляет далеко не полный набор «прелестей» клочка суши, словно специально созданной на погибель мореплавателям. Да, над «гробницей Атлантики» почти весь год правит бал жуткая непогода, и лишь на протяжении одного месяца — июля, когда океан словно по чьей-то команде внезапно стихает и становится ласковым, остров доступен для высадки со шлюпок. Но только на северной стороне. Однако желающих побывать на «острове кораблекрушений» всегда находилось немного. Самая большая неприятность, которую коварно припрятал Сейбл, подкарауливая проходящие мимо суда, — это мели и острые рифы рядом с ними. Удивительно то, что только здесь они имеют уникальное свойство принимать цвет морской воды и оставаться незаметными — таинственная способность мимикрии, совершенно несвойственная для неживой природы.
Кладбище кораблей
Сколько кораблей нашли здесь свой бесславный конец, можно только догадываться. «Остров погибших кораблей» старательно хранит немало сокровенных тайн. Под многотонной толщей песка здесь наверняка похоронены боевые драккары викингов, испанские и португальские каравеллы и галеоны, простые рыбацкие баркасы, многопушечные военные фрегаты, изящные быстроходные клиперы, неказистые китобойные суда, яхты и т. д. Считают, что около Сейбла затонуло свыше 500 судов. Конечно, это только те, о которых известно.
Перед началом Второй мировой войны газеты и радио разнесли по всему миру сенсацию. Той весной долго бушевали необычайно сильные штормы, а в районе Сейбла образовывались гигантские водяные водовороты, которые сняли сотни тонн песка с загадочного острова. На нем образовалась огромная и очень глубокая яма. Казалось, само море или морские боги решили немного приоткрыть непроницаемую завесу тайны, плотно окутывавшую «остров кораблекрушений». Отправившаяся на Сейбл экспедиция нашла останки восьми судов. И что удивительно — под обломками шхуны «Святая Луиза» специалисты обнаружили остов античной римской галеры! И это всего в сотне миль от побережья Канады?! Казалось бы, такое возможно только в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей», но не в реальной действительности.
Пока ученые спорили, как это могло произойти, разразился очередной страшный шторм, а когда он утих, место гробницы кораблей в недрах острова было скрыто горами сырого грязного песка, намытого океанскими волнами.
Уже в конце 70-х годов XX века, после очередного страшного шторма, из песка выступил нос бесследно исчезнувшего вместе со всей своей командой и грузом еще в XIX веке американского корабля. Его отчетливо видели и фотографировали с проходящих мимо судов на протяжении нескольких дней. А потом, как уже повелось, налетел сильнейший шторм, и вскоре нанесенный морскими волнами песок вновь похоронил судно в своей толще.
Посланец иного разума?
Какие еще неразгаданные и неизведанные тайны могут скрываться в глубинах Сейбла? Почему он постоянно «ползет» на восток? И куда он полз до этого? И вообще — откуда «приполз»? Наивно было бы полагать, что у «проклятого» Сейбла никто и никогда не пытался выведать тайну его песков. Сюда неоднократно высаживались научные экспедиции. Однако остров оказался не так-то прост. «Гробница Атлантики» прекрасно умеет хранить свои тайны. Как только люди пытались вести какие-нибудь работы, а в особенности «раскопки» (это слово поневоле приходится брать в кавычки), вырытые ямы немедленно заполнялись морской водой. Откуда она бралась в самом центре острова — загадка!
Как ни укрепляли стенки ям, песок неумолимо осыпался, и все приходилось начинать сначала. Да и просто невозможно было постоянно доставлять на остров новый крепежный материал. А откачивать из ям воду помпами — это все равно что пытаться вычерпать океан чайной ложечкой. Нет, загадочный Сейбл прекрасно умеет хранить свои тайны и ненавязчиво, зато твердо дает понять — он совершенно не намерен терпеть любые попытки проникнуть в то, что ему доверено. Вот только… никто не знает, кем доверено и почему?
Впрочем, в конце XX века исследователи аномальных явлений выдвинули довольно оригинальную гипотезу. По их мнению, Сейбл есть не что иное, как живой инопланетный организм! Он функционирует по совершенно неизвестным и непонятным земной науке законам. Дело в том, что в основе его жизнедеятельности лежит кремний, а не углерод, как у нас. А кремний — это песок! И понять, как функционирует такой организм, мы пока не можем — нет достаточных данных.
А уфологи Д. Пейбл (США) и У. Лайнес (Канада) внесли в эту гипотезу свой штрих, ничего, собственно, не объяснив, а только добавив таинственности, которой и без того хватает. Они предположили, что остров является биороботом, заброшенным на Землю неизвестной высокоразвитой цивилизацией еще в незапамятные времена. И вот этот робот выбрал подходящее для посадки место в океане и старательно веками собирает информацию для своих неведомых хозяев. Ловит время от времени земные корабли, как ловят мух или тараканов. Исследуя попавшие в ловушку суда, биоробот может определить технический уровень развития землян на каждом данном этапе.
Как долго ведет свою деятельность робот Сейбл? Это зависит от того, как течет время для острова и его хозяев. В космосе, говорят физики, существуют сотни вселенных, отделенных друг от друга мощнейшими энергетическими барьерами. Время может течь здесь со скоростью в 8—125 раз быстрее или медленнее, чем в нашей вселенной. Естественно, отличается в них не только время, но и все остальное, так как время и пространство неразрывно связаны между собой, образуя так называемый пространственно-временной континуум.
Естественно, между биороботом и цивилизацией, пославшей его, должна быть обратная связь. Вот и наступает раз в году распрекрасная погода, потому что именно тогда Сейбл готовится выдать очередную порцию направленной закодированной информации в дальний космос. Или, возможно, не столь уж дальний? Как знать?
В любом случае, в принципе, подобная гипотеза уфологов имеет полное право на существование наравне со всеми остальными…
Сколько сотен судов нашли гибель на берегах этого небольшого участка суши точно не известно, но свою последнюю жертву — большой американский пароход «Манхассент» — остров поглотил в 1947 году. После чего на острове были спешно установлены два световых маяка и радиомаяк. Благодаря им морские катастрофы в этом районе, объявленном опасным для плавания, полностью прекратились. Два маяка, стоящие на каждом крае острова, посылают в ночь предупредительные лучи. Их свет при ясной погоде виден за 16 морских миль. Круглые сутки в эфире слышатся четкие предупредительные сигналы радиомаяка.
Для их обслуживания на острове постоянно проживает 15—25 человек. Они живут в домах, специально предназначенных для противодействия зыбучим пескам и ураганным ветрам. Проживание на страшном острове-кладбище над костями многих тысяч погибших моряков оказалось сильнейшим испытанием для человеческой психики. Смотрители маяков нередко рассказывают об увиденных за ночь призраках, бродящих по отмели. В 50-х годах с острова пришлось эвакуировать смотрителя, которого каждую ночь преследовали призраки с погибшей шхуны, умоляющие его о помощи. После каждого шторма Сейбл до неузнаваемости меняет рельеф своей береговой линии. Лет сто назад длительные штормы промыли в северной стороне Сейбла протоку: внутри острова образовалась большая внутренняя гавань, которая в течение долгих лет служила убежищем для рыбаков. Со временем эта закрывшаяся бухта превратилась во внутреннее пресно-соленое озеро длиной 7 миль. До сих пор на Сейбле живет стадо из 300 диких пони, попавших на остров в результате одного из кораблекрушений. Корма для них достаточно, пресная (дождевая) вода есть, врагов нет, поэтому пони неплохо прижились и прекрасно размножаются в этом заповеднике. На тех пони, что приручены, смотрители каждый день объезжают побережье острова. Современные робинзоны острова часто встречают в песке любопытнейшие находки, выбрасываемые морем. У каждой семьи, живущей на Сейбле, таким образом, создалась неплохая коллекция морских реликвий. По-прежнему в песке находят старинные золотые монеты.
С тех пор как появились маяки, у берегов Сейбла не произошло более ни одного кораблекрушения. Однако Сейбл — мрачный и непознанный, загадочный и таинственный, внушающий мистический страх морякам, — вполне мог просто на время затаиться. Ему некуда спешить: в его распоряжении вечность. А пока плывущие мимо корабли слышат:
— Внимание! Вы проходите мимо острова Сейбл, прозванного «гробницей Атлантики»!